15
16
18
АНКЕТА ЗРКУДА ДОЕДЕТ КОЛЕСО?50 тысяч ваших анкет позволили определить реальный срок службы автомобилей.ВАЗ АЗЛК ГАЗ ИЖ УАЗ ЗАЗ ИномаркиI. Средний ресурс кузова, км.О чем чаще всего говорят автомобилисты? Естественно, в первую очередь о максимальной скорости: "А моя-то под 160 идет!" А еще о чем? Вы наверняка согласитесь, что вторую строчку в рейтинге тем занимает ресурс. Нет, само это слово звучит не часто. Но вдумаемся, о чем, допустим, такая реплика: "Уже 150 тысяч про-л шла - и масло не ест, и разгон дай Бог всякому". Конечно же, речь здесь именно о ресурсе. Вот мы и решили выяснить - каков же он, средний ресурс агрегатов распространенных у нас марок автомобилей. Основой расчетов послужили ответы о неисправностях, вынудивших владельца делать сложный ремонт, а также о пробеге, когда это произошло. По специальной методике мы преобразовали эти данные в средний пробег, определивший продолжительность жизни того или иного узла. Ведь ресурс - не что иное, как срок, в течение которого работоспособность агрегата не требует поддержки дорогостоящей заменой деталей, расточкой, шлифовкой или другими подобными операциями. Полученный результат - перед вами, на диаграммах I-V. "Пока жив кузов - жива машина", гласит народная мудрость. Это подтверждает и наша анкета: кузова выдерживают заметно больший пробег, чем остальные узлы и агрегаты автомобилей, 160-170 тыс. км. Сразу заметим: срок службы кузова в огромной мере определяется коррозионной стойкостью. Мы специально посчитали ресурс кузова раздельно для "самар", "классики и "нив", а также для заднеприводных "москвичей" и АЗЛК-2141 - эти модели заметно различаются по уровню защиты от коррозии. В целом результат, можно сказать, закономерен лучшими, в этом плане, у нас пока являются машины "восьмого" семейства. А вот вторые, с небольшим отрывом... ИЖи и УАЗы. Здесь не избежать пояснений: эти автомобили в большинстве своем находятся у небогатых, а потому очень "рукастых" и бережливых владельцев, которые предпочитают потратить силы на сохранение кузова, не доводя его до ремонта. И результат налицо - почти 170 тыс. км! На этом фоне провалом выглядят 130 тыс. км АЗЛК-2141. Вроде бы, намного более современные автомобили "почти среднего" класса, а долговечность - ниже всякой критики. А ведь более старые модели АЗЛК обладали большей живучестью. Кстати, столь же невысок и ресурскузова "нив" - видимо, тот уровень защиты, что предусмотрен для "классических" "жигулей", для вседорожника недостаточен. Впрочем, даже сам ВАЗ считает - общий ресурсГ'Нивы" на четверть меньше, чем у "шестерки". Ну а то, что кузова иномарок гораздо долговечнее отечественных, в особых комментариях не нуждается - зарубежные автопроизводители гораздо раньше ввели современные способы защиты от коррозии... Следующий по важности агрегат двигатель. Отметим два любопытных факта. Многие думают, что из "наших" первым уж точно должен быть ГАЗ. Нет, "волги" - только вторые, вслед за машинами из Тольятти. Дело в том, что у "волговских" моторов проявляется немало дефектов в первые 40-60 тыс. км пробега. Это-то и портит общую картину - как известно, двигателей-долгожителей у "волг" гораздо больше, чем у "жигулей". Второй факт касается уфимских моторов. Может показаться весьма стран-ЧеЖе^Ас(ЗР 6/9815JL7k*ff***J^^^r>_ 172840 142990 140810!38640 128910 110020170680132290ВАЗАЗЛК ГАЗ ИЖ УАЗ ЗАЗ ИномаркиВАЗАЗЛК ГАЗ ИЖ УАЗ ЗАЗ ИномаркиII. Средний ресурс двигателя, км.ным, что одинаковые двигатели УЗАМ на автомобилях ИЖ долговечнее, чем на "москвичах". Однако ив этом нет ничего противоестественного, если обратить внимание на следующее обстоятельство: пик покупок ИЖей (см. диаграмму VII) пришелся на середину восьмидесятых, в то время как московские машины приобретались вI. Средний ресурс трансмиссии, км.среднем на семь-восемь лет позже. Вывод однозначен: качество этих двигателей, увы, год от года становится хуже. Перейдем к трансмиссии. Здесь ГАЗ бесспорный лидер, хотя "на пятки" ему наступает ВАЗ. Другие изрядно поотстали. "Москвича", судя по всему, подводит качество пресловутых ШРУСов, УАЗ - неприспособленность допотопных агрегатов к современному темпу движения, ну а ЗАЗ - качество сборки. Такая же картина ис ходовой частью. Каждый слышал о коварных "сорок первых" стойках и многообразных "таврических" болезнях. У ЗАЗа здесь полный провал: менее 90 тыс. км до ремонта! Мы бы, пожалуй, назвали "волговскую" подвескуIV. Средний ресурс ходовой части, км.V. Средний ресурс рулевого управления, км.167610166850122790 104900КВАЗ АЗЛК ГАЗ ИЖ УАЗ ЗАЗ Иномарки ЗР 6/98 ВАЗ АЗЛК ГАЗ ИЖ УАЗ ЗАЗ Иномарки16 объектом для подражания - если бы не ее древняя конструкция. Нередко приходится слышать, что в наших условиях старое и простое надежней современного. Но вот вам обратный пример: а как же иномарки с их почти 170-тысячным пробегом до ремонта ходовой части? Рулевое управление отечественных машин сравнительно долговечно - из общей обоймы выпадает разве что "Москвич". И ведь из-за копеечных деталей карданчика рулевого вала, чехлов рулевых пальцев. Пробег 93 тыс. км до ремонта - результат весьма плачевный. Кстати, на редакционном "Москвиче" рулевой кардан застучал уже на второй месяц эксплуатации, при пробеге 8 тыс. км.136220 117390 1М2М102170 °«201BillВАЗ АЗЛК ГАЗУАЗЗАЗПродолжим наш анализ. По данным анкеты мы вычислили средний пробег машин разных марок, находящихся в эксплуатации по настоящее время. И "чемпионами по пробегу" оказались, кто бы вы думали? ИЖи - в среднем более 117 тыс. км. Выходит, тем, кто намерен приобрести такую подержанную машину, не позавидуешь: большинство ижевских автомобилей находится у опасной черты - до капитального ремонта агрегатов остается, в лучшем случае, сезон-другой. Интересно, что средние представители других наших марок - ВАЗ, ГАЗ, "Моск-VI. Средний пробег автомобилей, находящихся в эксплуатации, км.для всех машин. Так что же, грядет час "поголовного капитального ремонта"? Вряд ли. Скорее, большинство станет искать другие способы заполучить заветный талончик на ветровое стекло... Анализ анкет выявил одну невеселую закономерность. Если у отечественных автомобилей ресурс разных агрегатов может различаться раза в полтора, то у иномарок он вполне определенный: кузов сделан "с запасом" по сроку службы, а все (!) остальные узлы рассчитаны примерно на 170 тыс. км пробега. И представьте - выдерживают его! В общем довольно парадоксальная ситуация: наши "почти вечные" автомобили (у которых, правда, постоянно что-то Иномарки ломается) заметно - на 20-30% проигрывают зарубежным "изделиям с ограниченным ресурсом". Кстати, предназначенным по истечении отпущенного производителем пробега отправится на покой, на свалку, а вовсе не в капитальный ремонт, где заменят все, кроме, быть может, крыши. "Доедет ли это колесо, приведись что, до Москвы? А до Казани?.." - гадали гоголевские мужички. Нет, мы вовсе не планировали отвечать на этот извечный российский вопрос. И все же результаты анкеты ЗР, 1998, № 1, пожалуй, позволяют сделать шажок в понимании глубины этой проблемы.вич" имеют почти одинаковый пробег - около 100 тыс. км. В целом же картина такова - основу российского парка составляют старые, изношенные автомобили, которые требуют для поддержания "на ходу" немалых вложений! Нельзя забывать еще об одном: не за горами время, когда инструментальный техосмотр станет обязательнымVII. Автомобили, находящиеся в эксплуатации: распределение по годам выпуска.К23% 22% 33% Bw 18%19,5% 26% 19%427,5%19%13,5% 19,5%i0.5%I0,5%Годы выпуска22,5% 18,5% 6,5%• •до 1980 1988-1985 1986 -1990 1991-1994 1995-1997 1998V180,5%ЗР 6/98