74
75
II li liN h— — MС "КОТОМКОЙ" - К "ОРБИТЕ"?Автозаводу в Ижевске далеко до возрождения.треть меньше, чем в 1996 году. Ведь партнерам - поставщикам "Ижмашавто", получающим по бартеру автомобили, выгодно завышать цены на свою продукцию, чтобы взять побольше машин. Их они продают "по ценам ниже заводских", как пишут в знакомых всем объявлениях. А завод так торговать не может - себе в убыток, но и по нормальным ценам не может - не берут. И вот результат: чтобы продолжать простое воспроизводство, без прибылей, только ради сохранения рабочих мест, нужно было получить кредиты в 167 миллиардов старых рублей. Денег никто не дал, завод понес убытки на эту сумму. Впору пойти по миру. ...Однако знакомый, по собственным приметам определивший, что завод стоит, все-таки ошибся. На "Ижмашавто" был второй рабочий день в нынешнем году (во второй половине апреля!). Пришли 80 двигателей из Уфы, и стало возможным пустить конвейер."Не вовремя приехала: видишь, завод не работает", - сказал ижевский знакомый, не имеющий к автозаводу никакого отношения. И объяснил, угадав мое сомнение в его информированности: "Когда работает - сразу ясно. По городу машины едут: какая без фар, какая без бамперов, какая еще без чего - с завода. Готовая, кхе-кхе, продукция..." ругой ижевчанин, коммерсант, поведал иную историю. Его фирме завод задолжал и рассчитаться должен был автомобилем. К вечеру машину выгнали за ворота "Ижмашавто", вручили документы, ключи, подписали все нужные бумажки. А потом человек, который ее пригнал... снял руль, засунул его под мышку и пошел себе обратно на завод. "Как же без руля мы на ней поедем?" - опешили "счастливые" владельцы. "У нас комплектующих нет, - отозвался "партнер". - На рынке купите". Купили. Попутно удивившись, откуда на базаре "дефицитные" рули, которых почемуто нет на заводе.как товары народного потребления. Потому и воспринимали их здесь как-то не слишком всерьез. Были, конечно, энтузиасты. Они как раз и сконструировали "Орбиту" аж 22 года назад! С автоматической коробкой передач, многими невиданными у нас тогда решениями. Думали начать выпуск нового автомобиля, но потом оставили идею: были дела посерьезней. Так и жил автозавод в системе оборонного "Ижмаша": вне критики, вне автомобильных веяний, вне интересов самих хозяев. А потом, так же оставаясь как бы вне поля зрения сторонних наблюдателей, начал умирать. Выпуск продукции, начиная с 1992 года, сокращался ив прошлом году, по сравнению с уровнем шестилетней давности, составил 8,6%! В 1997 году на "Ижмашавто" сделали всего 8020 автомобилей и 4586 кузовов. В 1992 году на рубль готовой продукции приходилось 56 копеек затрат, в 1995 году - 90 копеек, а в прошлом, чтобы продать на рубль, надо было вложить рубль тридцать! Если АвтоВАЗ считает бедой 30% бартера в реализации продукции, то что говорить об Ижевском автозаводе: 76% автомобилей, произведенных в прошлом году, отпущено по взаимозачету и только 24% продано за деньги. Естественно, что и выручка оказалась почти наСкаким трудом удалось этого добиться! Уфа тоже стояла, и чтобы собрать двигатели, "Ижмашу" понадобилось взять кредит под гарантию правительства Удмуртии, перечислить деньги за тысячу моторов на уфимское предприятие и специальным людям сидеть в Башкирии, "активизируя процесс". Но все равно, не тысяча моторов в марте, а только восемьдесят и лишь к Пасхе. Будто крохи в суму странника.ДТаких историй в Ижевске расскажут много. Слышать их странно. Впрочем, "Ижмаш" всегда был на особом положении. Единственный завод, не входящий в систему автопрома. Работая на "оборонку", он выпускал автомобили "в нагрузку",Ради чего это все? Можно ли собрать нормальный автомобиль подобными "пожарными мерами"? Завоюешь ли так рынок? И нужна ли такая работа самому заводу? На все эти вопросы напрашивается вроде бы один ответ: чем так мучиться, без всяких перспектив выпуская' неконкурентоспособную продукцию, лучше просто закрыть предприятие. В конце концов восьми тысячам его работников и так с мая прошлого года не платят зарплату, значит, социального взрыва можно не очень опасаться. Однако такое решение может прийти в го-74ЗР 6/98 лову лишь тем, кто никогда не заглядывал на "Ижмашавто" и воспринимает его, действительно, как неприкаянного нищего. Завод же - вовсе не из ущербных, если говорить о его техническом оснащении. Оборудованию, какое стоит на предприятии, может позавидовать, пожалуй, любой из наших автозаводов. Особенно хороши новые прессовое, сварочное оборудование. Хотя с его установкой тоже связана типичная для "Ижмаша" история. Автозаводу в конце советских времен повезло попасть в план модернизации. Правда, ничего получить от социалистического государства предприятие не успело. Но зато в 1995 и 1996 гг. Минфин РФ включил завод в кредитную линию Термес-92" и "Гермес94". На полученные деньги (немалые, кстати) было закуплено оборудование. Но, пока оно добиралось до Удмуртии, изменились таможенные правила. И покупка вздорожала на треть! Таких сумм на "растаможку" у предприятия, разумеется, не было, оно их и не заплатило. И вот теперь, хотя кое-какое оборудование благодаря помощи правительства уже монтируется, неизвестно, не отберут ли его в счет погашения таможенных платежей, пени и штрафов... Всюду, куда только можно, направлены челобитные об освобождении "Ижмашавто" от таможенных поборов и есть надежда, что эта несуразная история разрешится благополучно. Она - просто еще один штрих к нынешнему образу предприятия. ругой характерный штрих: совершенные технологии кузовного производства сочетаются здесь с... отсутствием мало-мальски приличной окраски. Отчего, конечно же, сразу теряют смысл. А окрасочная линия стоит больших денег, которые вроде бы готов дать в кредит японский "Эксимбанк". Но какие кредиты, когда будущее завода туманно! И о чем бы ни говорить касаемо "Ижмашавто", все вот так. Неопределенно, запутанно, шатко, противоречиво. Завод еле работает, а долги, по сравнению с вазовскими, - мелочь! Три сотни миллионов рублей - по кредитам и расчетам с поставщиками, плюс пятьдесят миллионов - бюджету (все - в деноминированных рублях). Машины сходят с конвейера, можно сказать, увечными (поставщики комплектующих подводят), а сборочное оборудование - чуть ли не лучшее в России. Завод, казалось бы, выделен в дочернее предприятие холдинга "Ижмаш" и стал юридически самостоятельным акционерным обществом, а до сих пор руководит им генеральный директор всего холдинга. Все противоречия "Ижмашавто" объясняются во многом одним - отсутствием четкой программы возрождения и развития завода. В стремлении оживить его правительство Удмуртии, федеральные органы госимущества, администрация предприятия шарахаются из стороны в сторону, действуют несогласованно. У Ижевска нет своего двигателя? Надо искать чужой. Идут переговоры с АвтоВАЗом, турецким "Тофашем", корейской "Хёндэ", а чей же все-таки предпочтительнее, так до сих пор и неясно. "Орбита", дойдя до конвейера, успела устареть? Надо попробовать сделать ееД-/Гполноприводной на базе "Хёндэ", вовсе снять с производства, заменив одной из вазовских моделей, "Шкодой" или еще чем-нибудь... Нет денег? Надо взять их за удмуртскую нефть, в кредит у какого-нибудь банка, найти стратегического инвестора иностранный автозавод... Вариантов - бездна. Подписали, было, соглашение с "Хёндэ", которая обещала вложить в завод приличные деньги и наладить совместное производство. Было это в конце прошлого года. А в начале нынешнего разразился азиатский финансовый кризис. И денег у корейцев на внешние операции нет, МВФ не разрешает вывозить капитал из страны. Вроде, и хочется "Хёндэ" сочетаться партнерством с удмуртами, но не получается. Единственное, что может - по льготным ценам поставлять сборочные комплекты и двигатели для "Орбиты". Впрочем, если говорить о проекте с корейцами он, пусть не в том виде, в каком хотелось бы, но действует. "Акценты" уже потихоньку собирает новое СП на площадях "Ижмашавто", к концу года их выпустят 3000 штук, в будущем году предполагают до 10 000, а потом хотят увеличивать еще и еще. О двигателях размышляет руководство завода. Но это все-таки не желанная твердая почва под ногами и даже не спасательный круг для решения судьбы всего "Ижмашавто", а так - соломинка. Есть, конечно, и такой путь: шаг за шагом, постепенно поднимать завод. Но и это надо делать планомерно, продуманно. Кто должен думать? Хозяин, конечно. А он у "Ижмашавто", увы, неэффективный. 60% акций предприятия принадлежит... государству! Одну печальную историю государственного завода мы знаем участь "Москвича" была незавидна. Теперь собственник-неумеха ведет к банкротству ижевский завод?.. наете, как называют в Ижевске самую, пожалуй, "ижмашевскую", наиболее типичную модель ИЖ-2715? Котомкой. Не правда ли, образно? Гденибудь на Западе этот автомобильчик, так ко времени пришедшийся, как раз к буму мелкого бизнеса и всеобщей торговли, сделал бы предприятие сверхприбыльным. Да иу нас до сих пор многие готовы купить недорогой, неприхотливый "каблучок"-"котомку". Может быть, это тоже один из путей выхода из кризиса - возобновить выпуск таких моделей? Пока же предприятие, обладающее отличным потенциалом, само напоминает заблудившегося странника с котомкой за плечами.ЗЗР 6/9875