222
223
224
1\0&L№ Jj^J^JjJbV ШПриборы информируют, предупреждают... и просто радуют глаз.Иван ЯКОВЛЕВВодитель, усевшись за руль и повернув ключ в замке зажигания, первым делом бросает взор на приборы - там сконцентрирована вся информация о работе систем и агрегатов автомобиля. И она должна быть как можно более полной и достоверной, чтобы водитель воспринимал ее легко и быстро. Долго разглядывать дрожащие стрелки и "слепые" лампы утомительно да и небезопасно. Это отвлекает от дороги. Все-таки водитель автомобиля - не пилот истребителя, и езда вслепую, по приборам, не его задача. Но и без них современный автомобиль представить просто нельзя. В былые времена немногочисленные приборы тогдашних авто живописно располагались на щите передка, или, по-старому, "торпедо". Приборов становилосьбольше и наиболее значимые из них стали компоновать в одном месте. Зачастую на деревянной панели. Дерево долго было массовым материалом при производстве кузовов и широко использовалось для отделки. Так что "панель", "доска" - названия, скорее, исторические. Приборы большинства современных автомобилей, собранные в единый блок, правильнее все же называть комбинацией приборов. Нашего российского автомобилиста, не избалованного разнообразием стилевых и технических решений, приборы импортных автомобилей поначалу приводят в восторг. Еще бы - таких "чудес", какие есть в "ненаших" комбинациях, на отечественных машинах мы отродясь не видали. Кроме привычных шкал и стрелок, зачастую мелькают цифры, "ползают" линии, "растут" столбцы. И все это яркое, цветное... Но давайте обо всем по порядку. Хотя конструкторы и дизайнеры постоянно "мудрят" с комбинациями приборов, "классика" не сдает своих позиций. Самым распространенным решением остается вариация на знакомую нам тему: стрелочные указатели и световые индикаторы (попросту - контрольные лампы). Попробуем мысленно нарисовать некую обобщенную комбинацию приборов современной машины. Из чего она состоит? "Стандартный набор" указателей выглядит примерно так: спидометр, тахометр, одометр (обычно со счетчиком суточного пробега), указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости. Об остальном информируют контрольные лампы. На недорогих машинах приборов может быть поменьше. Главный из них - спидометр присутствует на всех автомобилях (специальной техники - гоночной, военной, строительной, сельскохозяйственной и т. д. мы сегодня не касаемся). Тахометр, напротив, первая "жертва" борьбы за дешевизну автомобиля. Иногда его или просто нет, или он заменен банальными часами. Встречался нам и совсем уж примитивный ход - шкала тахометра осталась, а самого прибора со стрелкой нет (автомобиль "КИА-Кэпитал"). Зато на спортивных машинах тахометр отыгрывается за все "унижения" и занимает главное место в комбинации, потеснив спидометр. Это упрощения. Но есть и другой путь - увеличения числа приборов. Обычно по нему идут создатели автомобилей со "спортивным" уклоном. Здесь могут появиться указатели давления и температуры масла, давления наддува. Снабдить водителя информацией, которую до него не донесли указатели, функция контрольных ламп. Их можно условно разделить на два типа: одни информируют о включении той или иной системы (габаритное освещение, головной свет, указатель поворота, стояночный тормоз), другие - о неисправностях (системы смазки, тормозов, подушек безопасности, электрооборудования и т. д.). Последние, для большей "доходчивости", обычно красного цвета - движение запрещено! В комбинации приборов современных машин нередко стал появляться дисплей бортового компьютера. О всех его много-Приборная комбинация вариантах исполнения.ФИАТ-Темпра" в двухМаленький многофункциональный дисплей на "Рено-Твинго" расположен в центре передней панели."Лянча-Тема". В центре снизу - редкие ныне приборы: вольтметр и указатель температуры масла.численных функциях рассказывать здесь не станем. Заметим только, что он зачастую берет на себя функции приборов и контрольных ламп. Например, указывает расход топлива (вместо обычного эконометра, косвенно оценивающего этот параметр) или сигнализирует о ма лом его остатке. Эргономические и дизайнерские решения панелей приборов в наше время бывают самыми неожиданными. Могут вообще отказаться от комбинации приборов, какой мы еенятно. Графические же указатели имеют массу вариантов. Величина параметра, о котором информи-Оригинальный дизайн комбинации приборов автомобиля "Лянча Y". Внизу цифровой дисплей с одометром, часами, термометром.привыкли видеть, а на ее место поместить один единственный спидометр, окруженный пиктограммами со световой индикацией. Другой вариант - многофункциональный цифровой указатель, расположенный в центре передней панели. Вот мы и добрались до альтернативных технических решений. Вместо привычных стрелочек и лампочек перед глазами водителя дисплей, который выдает информацию в цифровом или графическом виде (чаще встречаются совмещенные варианты). С цифрами вроде все поЧасы вместо тахометра. ("Фольксваген-Гольф III".)рует указатель, может кодироваться яркостью, длиной и шириной линий, цветом. Современные жидкокристаллические и цветные плазменные дисплеи позволяютЗР 6/98223 "Хёндэ-Н-100". Шкала тахометра осталась, прибора нет. Красная подсветка приборов ("СЕАТ-Кордова")Желтая подсветка приборов ("Пежо-306"). "Рено-Меган Купе". У приборов белые шкалы. Такое нередко встречается на "спортивных" модификациях автомобилей.использовать как текстовые сообщения, так и схематические изображения (например, автомобиль в плане с указанием неисправного узла). На цифровой комбинации приборов высвечивается, по команде или в автоматическом режиме, информация о десятках важных параметров "жизнедеятельности" автомобиля. Особенно этим увлечены американцы и японцы. Последние в массовом порядке устанавливают "электронные" комбинации на свои модели для внутреннего рынка. На некоторых автомобилях встречаются речевые синтезаторы, которые выдают сообщения о неисправностях или превышении какихлибо критических параметров. Например, о превышении скорости. Но это уже отдельная тема. Комбинация приборов - не только составная часть электрооборудования автомобиля, но и важный элемент интерьера, подверженный, естественно, веянияммоды. Когда в автомобильном дизайне господствовал рубленый, угловатый стиль, приборы ему вполне соответствовали - прямые углы, квадратные шкалы. Подобное еще встречается, в основном на легких грузовиках. Характерный пример из тех времен - отечественный ВАЗ2108. Позднее пришли округлые формы, линии интерьера стали плавными, а приборы - круглыми. Есть и другие различия. Например, подсветка приборов в темное время суток (здесь в последнее время используются световоды, значительно сокращающие количество ламп). Так вот, "бесцветная подсветка", извините за каламбур, становится анахронизмом. Сегодня приборы "радуют глаз" широкой цветовой гаммой. Каким должен быть цвет - вопрос спорный, и, на-Указатель давления "СААБ-9000-турбо".наддуваавтомобиляверно, поэтому разные фирмы демонстрируют свой подход к выбору оттенков и их интенсивности. Наиболее распространенные цвета - зеленый, желтый, голубой и даже красный. В последнее время появилась мода на многоцветную подсветку. Новинка - автоматическая фрагментарная подсветка, когда высвечивается та часть шкалы, которая в данный момент используется. Варьируют и расположение приборов. На большинстве комбинаций спидометр справа, тахометр - слева. Реже наоборот. Приборы эти по размеру могут быть и одинаковыми, и разными - тахометр меньше. По-разному располагают и дополнительные указатели. Количество и размещение контрольных ламп тоже может различаться, хотя основной "набор" почти везде одинаков. Так что конструкция комбинации приборов допускает известную свободу творчества для ее создателей. Главное, чтобы приборы несли максимум необходимой информации, которая при этом хорошо воспринималась бы водителем. Ну и об эстетике также нельзя забывать.ЗР 6/98