10
11
12
13
ШУ.Ш.УЛУА:шыг шбшВАЗ-2123 "НИВА" VAZ2123NIVAВ Тольятти готовятся к серийному выпуску долгожданного вседорожника ВАЗ-2123. Нашему корреспонденту первому из журналистов была предоставлена возможность опробовать новую "Ниву".Сергей МИШИН. Фото Сергея ИвановаОт старой к новой. Пока перед нами прототип. Серийное производство внесет некоторые мелкие изменения в облик "Нивы" нового поколения, но, вероятно, не очень существенные. В этом году завершаются испытательные и доводочные работы, а в следующем в ОПП - опытно-промышленном производстве - начнется выпуск товарной "двадцать третьей". В 2000 году планируется начать серийное производство на заводском конвейере, при том, что до 2001 года сборка ее будет идти параллельно ив ОПП. Такая система запуска в производство новой машины экономичнее традиционной.^Ч? *1. Рычагов управления раздаточной коробкой стало в два раза меньше..ВАЗ-2123-базовый автомобиль нового семейства "нив" - дитя компромиссов. Задача состояла в том, чтобы создать современный вседорожник, который сохранил бы лучшие качества предшественника ив то же время избавил от его хронических "болячек". И все это подешевле, используя существующие технологические линии. Что получилось - судить покупателю, а пока мы постараемся дать ему первое представление о новинке. А кузов-то - молодец! Наконец-то "Нива" обзаводится пятидверным базовым кузовом. Уже одно это может вызвать положительные эмоции. Теперь забраться на заднее сиденье под силу не только гуттаперчевому гимнасту, но и простому смертному вместе с его застаревшим радикулитом. Но этим, конечно, новизна не ограничивается. Элегантный профиль, покатый капот и "зализанное" ветровое стекло предполагают высокие скоростные качества машины, а короткие свесы, огромные арки колес и лихо заломленная на "затылок" запаска подчеркивают решительность покорителя бездорожья. Примечательная деталь: буксирные петли - самые главные для этой стихии атрибуты - не спрятаны стыдливо под брюхо, а, наоборот, все на виду. Силовой агрегат с иным индексом. Будущим владельцам ВАЗ-2123 предложат2. "Спартанскую" панель приборов сменила плавная от "Самары-2": кроме привычных спидометра, тахометра, указателей температуры и топлива, есть еще часы и "уличный" термометр.двигатель, индекс которого тоже "2123". От прежнего, "213-го" он отличается газораспределительным механизмом и системой впрыска топлива. Распредвал с расширенными фазами позволил изменить характеристику крутящего момента в зоне малых оборотов, следствием чего стала лучшая "тяга на низах". Гидротолкатели клапанов и гидронатяжитель цепи привода распредвала избавляют от трудоемких регулировок. Кстати, сама цепь тоже новая - однорядная, с пониженной шумностью. Распределенный впрыск, помимо всего прочего, вместе с каталитическим нейтрализатором удерживает токсичность выхлопа в пределах норм "Евро-2". Ну ав будущем предполагается устанавливать и дизели рабочим объемом 1,8-2 лс турбонаддувом. Система охлаждения предусмотрена в двух вариантах. Первый, для средней полосы, с двумя электровентиляторами, второй -для южных районов с одним мощным механическим, приводимым через вязкостную муфту от вала водяного насоса (в этом случае отказ от жесткой связи ускоряет прогрев двигателя, снижает шуми немного экономит топливо), и автоматическим электровентилятором. Возросшая масса автомобиля потребовала иного сцепления. Теперь у него более мощная диафрагменная пружина, а фрикционные накладки сделаны из нового, более износостойкого материала. Другим стало крепление силового агрегата. Применение новых, более мягких подушек, изменение самих точек крепления позволило в значительной мере избавиться от того, что досаждает в нынешней "Ниве", - тряски двигателя. Как справились с шумом. Шумы в Ниве" - одна из закоренелых болезней вазовского вседорожника. Похоже, в новом автомобиле конструкторы нашли, как противостоять им. Редуктор переднего моста "ушел" от мотора и получил самостоятельные опоры - на поперечине подвески и штанге стабилизатора. Измененные крепления намного уменьшили шум и вибрацию в салоне. Раздаточная коробка тоже получила мягкие опоры и мелкомодульные зубья шестерен. Традиционный источник шума и вибраций стал менее назойлив. Управляется "раздатка" однимЗР 6/9811 рычагом. Продольное перемещение его переключает передачи, а поперечное - блокирует межосевой дифференциал - куда удобнее, чем прежде. Рычаг пятиступенчатой коробки передач переместился в специальный консоль3. Два фонарика индивидуальной подсветки устроились на полке над зеркалом заднего вида, а основной "светильник" - плафон - в центре потолка салона. 4. Бензиновый двигатель "2123" - симбиоз "двести тринадцатой" цилиндро-поршневой группы с новым газораспределительным механизмом и системой впрыска топлива. 5. Пробка бензобака не потеряется - она привязана к горловине пластиковым "шнурком". 6. Все три рабочих цилиндра переднего тормоза "2123" объединены в одну "компанию" и приводятся в действие от одного из двух диагональных контуров. 7. Редуктор переднего моста "отвязан" от блока двигателя. Специальные кронштейны на резиновых подушках крепят его к поперечине передней подвески и штанге стабилизатора. Теперь при троганье на двигатель не передается реактивный момент от переднего моста ив трансмиссии не возникает"паразитной"закрутки, которая приводила к рывкам машины. 8. "Раздатка" отодвинута от коробки передач на 250 мм и крепится к кузову на трех(!) мягких опорах. Промежуточный вал "вырос" на 250 мм, у него новая эластичная муфта и модернизированный ШРУС. К тому же передний и задний карданные валы теперь одинаковой длины и взаимозаменяемы. 9. В задней подвеске - пружины с новыми характеристиками и оригинальные амортизаторы, установленные почти вертикально. С новой кинематикой при кренах кузова мост не будет уходить в сторону. 10. В системе выпуска появились новые детали - тепловой компенсатор длины и каталитический нейтрализатор. А поскольку последний раскаляется до 500 градусов, днище над ним защищено специальным экраном.ный корпус на задней крышке. Теперь он прямо "под рукой" водителя и работать им удобнее. Модернизированная! Передняя подвеска, оставаясь двухрычажной, несколько изменила свою кинематику. Новые рычаги, оригинальные корпуса верхних шаровых опор и удлиненные пружины увеличили ход подвески и приблизили к нулю плечо обката. Теперь заторможенное переднее колесо не стремится повернуть в сторону, потому что ось поворота проходит почти через центр пятна контакта шины с дорогой. А это позволило перейти на двухконтурную диагональную схему тормозного привода. Новинки в рулевом. Трехопорный механизм с большим передаточным отношением и маятниковый рычаг с подшипниками вместо втулок - главное, что изменилось в рулевом управлении. Усилие на руле стало меньше на 40%. Но это не предел. Большие надежды возлагают на электроусилитель - его сейчас дорабатывают ик началу массового производства он должен появиться на автомобиле. Тогда усилие на руле сократится еще заметнее. Регулируемый наклон рулевой колонки позволяет подогнать ее "под себя", а складываемость (два телескопических элемента) дает возможность свести к минимуму последствия возможной аварии. А кроме того, будут предлагаться подушки безопасности.И наконец, интерьер. В нем у новой машины, как ив прежних "нивах", много деталей от вазовских легковушек - унификация ускоряет продвижение от чертежа к покупателю. Вместе с тем применены и оригинальные решения. Электростеклоподъемники передних дверей входят в базовую комплектацию. Есть два фонарика индивидуальной подсветки над внутренним зеркалом и вместительные карманы в дверях. Трехместное заднее сиденье складывается по частям (1:2), а значит, при перевозке длинномерного груза можно взять на борт не одного, а двух-трех пассажиров. Сколько владельцев "2121" годами мечтали об этом. Теперь свершилось. Мы едем, едем, едем! Конечно, все это хорошо и преображает старушку "Ниву" до неузнаваемости. Но главное, какова машина в деле, что и как изменилось в ее поведении на дороге? Первое, на что обратит внимание водитель, - великолепная обзорность, не в пример предшественнице. Большое ветровое стекло, покатый капот, низкая подоконная линия передних дверей - вот причины такого эффекта. Немало способствуют7 i+:%; _лчг*':л%..,. 11к12Lкм/ч) куда динамичнее прежней, живо откликается на нажатие педали газа даже на 100 км/ч - это можно легко заметить при обгонах. Такая резвость достигнута благодаря хорошей аэродинамике. В поворотах поведение автомобиля тоже изменилось к лучшему. Обычная "Нива" слишком остро реагировала на руль: перестаравшись машину можно было запросто "упустить". У "23-й" отслеживать эволюции на дороге проще - руль легче. При возрастании скорости в повороте она мягко сползает наружу и плавно, прогнозируемо входит в него при сбросе газа. Разбитая грунтовка новой "Ниве" нипочем. Она не растрясет седоков даже на солидных ухабах и рытвинах. А вот в других условиях - в песке, на пахоте - переходить на нижний ряд раздаточной коробки придется раньше, чем на "21213". Сказывается возросшая масса. В характере машины появилась еще одна привлекательная черта. Теперь о традиционном "нивовском" способе преодоления препятствий с хода, наскоком (по-другому не получалось) можно будет забыть. Неспешное уверенное движение, что, конечно, придется по вкусу приверженцам настоящих вездеходов, обеспечит проходимость там, где это потребуется. В общем, на наш взгляд, ВАЗ-2123 удался. Это автомобиль другого времени, других запросов, другого комфорта. Остается надеяться, что конвейер его не испортит, а планируемые сроки "явления народу" будут выдержаны.11. Багажное отделение закрыто легкосъемной крышкой, а по сторонам от нее - места для задних динамиков. 12. Дверь багажника открывается в сторону вместе с запаской - кронштейн для колеса ушел в прошлое. Бачок омывателя заднего стекла под обивкой пятой двери. Заполнять его стало гораздо удобнее, ну а если перельешь, вода стечет на землю, а не в багажник, как на BA321213. 13. Электростеклоподъемники передних дверей и тканевая обивка в стандартной комплектации. Кроме того, в нижней части дверей предусмотрены большие карманы и места для динамиков. 14. Зигзагообразные токопроводные нити обогревают "парковочную" зону щетки заднего "дворника". Примерзшая резина оттает мгновенно. 15. Один из "черновиков" новой "Нивы". 16. Фонарь над фарой - фамильная черта "Нивы".Л*-яэтому и огромные наружные зеркала. Парковаться с такими весьма удобно - в них отлично видно все, что творится сзади. Катиться на новой "Ниве" приятно, шумы и вибрации уже не досаждают - они почти на уровне обычных "Жигулей"! Машина мягко проходит неровности, не раскачивается передком и не скачет, как ВАЗ-21213, плавность хода несравненно лучше: спасибо увеличенной базе и модернизированной подвеске. "Двадцать третья" "Нива" на высоких скоростях (максимальная - 150ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОбщие данные: число мест - 5. снаряженная масса -1300 кг. полная масса -1750 кг; максимальная скорость -150 км/ч. время разгона с места до 100 км/ч -17 с, запас топлива - 63 л, топливо - неэтилированный бензин с октановым числом 95. Размеры, мм: длина - 3900 (без запасного колеса); ширина - 1700. высота 1640: база - 2450, колея спереди/сзади 1430/1400. клиренс - 200; радиус поворота 5,4 м. Двигатель: бензиновый четырехцилиндровый рядный, с распределенным впрыском топлива, расположен спереди продольно. рабочий обьем - 1690 см 3 ; количество клапанов на цилиндр - 2; диаметр цилиндра и ход поршня - 82x80 мм; степень сжатия - 9,3; мощность - 58 кВт при 5200 об/мин. максимальный крутящий момент - 130 Нм при 3400 об/мин. Трансмиссия: привод - постоянный на все колеса через межосевой блокируемый дифференциал. коробка передач - пятиступенчатая: раздаточная коробка - двухступенчатая. Подвеска: передняя - независимая двухрычажная, задняя - зависимая. Тормоза: гидравлические с вакуумным усилителем, передние дисковые, задние - барабанные, два диагональных контура. Рулевое управление: червякролик (впоследствии с электроусилителем)„S..,-'-.14ЗР 6/98