ЭКСПЕРТИЗА"ДЕВЯНОСТО ВОСЬМОЙ" СВОИМИ СИЛАМИ?Стоит ли тратиться на высококачественный бензин, если с помощью чудодейственного средства "Октан-бустер" можно довести до "кондиции" топливо попроще?Александр БУДКИН. Фото Сергея Иванова и Вадима Крючкова•^КСПЕРТИЗА. Ну что ж, займемся алЙ^химией, получая нужный нам бензин непосредственно в бензобаке, ведь всевозможных баночек, флакончиков и канистрочек в продаже хоть отбавляй. На этот раз испытанию подвергнутся шесть "октан-бустеров" (см. фото), купленных нами в московских магазинах. Стоимость почти всех укладывается в 20-30 руб. Один флакон "бустера" изготовители рекомендуют добавлять к 15-20 галлонам бензина (60-80 литров). Несмотря на схожие названия препаратов, сулящих повышение октанового числа, механизм их действия возможен двоякий: либо прямое повышение октановогочисла путем применения одного из антидетонаторов (табл. 1), либо использование компонентов, снижающих слой нагара в камере сгорания, что в конечном счете уменьшает склонность двигателя к детонации. Оценка присадок проводилась по трем параметрам. Первый - повышение октанового числа, определенного исследовательским методом. Второй - эффективность моющего действия присадок по степени растворения в бензине асфальтенов - искусственных загрязнителей нефтяного происхождения (они близки по свойствам нагару в двигателе). И наконец, третий параметр - стабильность смеси, иначе говоря, ее стойкость против повторного осаживания на элементах двигателя. Прежде чем обсуждать результаты тестов, сделаем весьма важную оговорку. Приведенные данные не могут служить основанием для однозначного вердикта: этот бустер на первом месте, этот на втором и т.д., поскольку эффективность действия каждого из препаратов зависит от группового и фракционного состава бензина. Иными словами, соответствие использованного в тестах бензина ГОСТ 2084-77 не может считаться достаточным условием для окончательных выводов. Цель нашейэкспертизы - дать общее представление о возможностях подобных присадок.РЕЗУЛЬТАТЫ. Обратимся к табл. 2, где для сравнения приведены параметры исходного бензина. Под понятием "моющие свойства" здесь имеется в виду оптическая плотность раствора асфальтенов в бензине (см. выше), определенная на синем светофильтре, а под "стабильностью раствора" - отношение оптических плотностей, определенных на синем и красном светофильтрах. Но это, скорее, для специалистов. Первое, что бросается в глаза, - ни одна из проверенных присадок не обладает комплексным действием. Либо повышается октановое число, но ухудшаются моющие свойства, либо наоборот - повышаются моющие свойства и снижается октановое число. Второе: чем больше положительный эф-Наша справка АРКИ БЕНЗИНА. Ассортимент автомобильных бензинов сегодня довольно широк. Нам предлагают как отечественные марки: А-76, АИ-91, АИ-93, АИ-95, АИ-98, так и экспортные бензины: АИ-80, АИ-92, АИ-96. Основное различие в эксплуатационных свойствах всех этих бензинов - детонационная стойкость. Она выражается октановым числом, определяемым или по моторному методу (буква "А" в названии бензина), или по исследовательскому ("АИ"). Некоторые бензины друг с другом взаимозаменяемы, например: бензин А-76 с АИ-80, бензин АИ-96 почти идентичен АИ-95, марки АИ-91, АИ-92 и АИ-93 также близки друг к другу (табл. 3).ЗР 6/9883 ТНаша справка ЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ. Методом прямой перегонки нефти принципиально можно получить бензин с октановым числом до 91 ед. (А-76, АИ-80 и АИ-91) без применения каких-либо добавок. Но производство "прямогонного" бензина непозволительная роскошь: во-первых, из каждой тонны нефти его выйдет чуть ли не вдвое меньше, во-вторых, не из всякой нефти можно вообще получить "напрямую" АИ-91. Поэтому в реальной практике необходимого октанового числа достигают двумя способами. Первый: подвергают "прямогонный" бензин вторичной переработке (каталитический риформинг, крекинг и т.д.), что требует значительных затрат труда, времени и средств, но позволяет получить бензин, наименее вредный и для окружающей среды, и для самого автомобиля. Второй способ - добавляют в "прямогонный" антидетонационную присадку (антидетонатор). Полученный таким образом бензин значительно дешевле, но куда вреднее. В зависимости от применяемого антидетонатора он способен нанести вред не только нашему здоровью, но и автомобилю (табл. 1). Среди всех используемых антидетонаторов наиболее известен тетраэтилсвинец (ТЭС), применяемый аж с 1923 года. Повышение с его помощью октанового числа обходится в 5-9 раз дешевле, чем при использовании других антидетонаторов, но наносимый им экологический ущерб на порядок больше. Несмотря на то, что количество этилированных бензинов (содержащих тетраэтилсвинец) сокращается, полной их замены в ближайшем времени ждать не следует. Совсем отказаться от этого яда смогли, по нашим данным, лишь самые развитые страны. В России доля неэтилированных бензинов составляет около половины, но ...более 85% из них - с октановым числом 76, а остальных (АИ-91, АИ-95 и т.п.) только 10-15%. При этом отечественные нормы в зависимости от марки бензина допускают содержание в них свинца в концентрации от 0,17 до 0,37 г/л. Для сравнения - в наших этилированных бензинах, предназначенных на экспорт, оно не должно превышать 0,15 г/л, что совпадает с требованиями многих стран Европы. Отличить этилированные бензины, как известно, можно по цвету: А-76 окрашен в желтый цвет, АИ-93 - в оранжево-красный, экспортные АИ-80, АИ-92 и АИ-96 - в светло-желтый цвет.Таблица 1 Некоторые антидетонаторы и причиняемый ими вредТип или названиеСостав ТетраэтилсвинецНегативный эффект Сильное канцерогенное действие, опасные загрязнения флоры, губителен для нейтрализатора автомобиляТЭСМЦТМ на основе марганцаМетилциклопентадиентрикарбонил марганцаНедостаточная стабильность в топливе, снижение ресурса свечей зажигания, некоторое повышение концентрации твердых частиц и нейротоксичность выхлопа. снижение ресурса нейтрализатораФерроцены на основе железа Ферроцены на основе аминовДиметилферроценил карбонил-ферроцен Смесь монометил анилина и анилина-экстралинаПовышение износа двигателя и смолообразованияУвеличение смолообразования и окисляемости топливаМТБЭМетилтретбутиловый эфирУвеличение отложений, а также выбросов окислов азота и альдегидов ТожеФэтеролСмесь МТБЭ с третбутиловым эфиромЭтанолНизкая гидролитическая стабильность |6оится влаги), воздействие на резину и пластмассыМетанолТо же, плюс летучесть и токсичность паровдругой. Почему стабильность "не в счет"? Потому, что она определяет, сколь долгим будет эффект от моющих свойств, а на Таблица 2 этом можно акцентировать внимание лишь Эффективность действия присадок - "октан-бустеров" при равном или близком значении первых двух параметров. Третий вывод - его нам Изготовитель Полученное Наименование Моющие Стабильность указали специалисты: эффективность дейоктановое свойства, раствора, ствия всех присадок, кроме четвертой число (иссл.)' отн ед.' отн. ед." "октан газ бустера", - практически одинакоИсходный бензин А-76, ГОСТ 2084-77 82.2 0.145 6.85 ва и эквивалентна повышению октанового Octane Treatment фото 1 X" Laboratories. Inc. A Penray Company 0.140 8,75 83,3 числа бензина на 1-4 единицы. Эффект CD-2. Stewart-Warner Alemite Octane Improver фото 2 84.2 0.135 12,27 этот окажется тем выше, чем хуже бензин: Super Octane Treatment фото 3 82.2 JetGo Auto Products Inc. 0.146 6,64 скажем, поднять АИ-91 до АИ-93 возможно, Octane Gas Booster фото 4 Pitt Penn Oil Co 81.9 0,140 7,78 из АИ-95 сделать АИ-98 - сомнительно, но Octane Booster фото 5 STP First Brands Corporation 81.8 6.43 0,148 вот превратить А-76 в АИ-91 уже точно не Turbo 108 Octane Boost фото 6 North American Oil Company 0,147 82,0 6,68 удастся. Прокол с "октан газ бустером" мог Примечания 1 Погрешность определения параметра при получении октанового числа ±0.5 ед. 2. Выделены параметры, по которым получен "выпроизойти по такой причине: препараты поигрыш' по сравнению с исходным бензином * Чем больше, тем лучше " Чем меньше, тем лучше фект по одной из двух позиций (стабильность не в счет), тем заметнее ухудшение84ЗР 6/98 • .1MICTANfС ASBOOSTERкупались в магазинах и их стопроцентной подлинности гарантировать нельзя - во флаконе мог оказаться обычный бензин.Наша справка ЕРСПЕКТИВА. С января 1999 года в России вводится новый государственный стандарт на бензины. Но не на все, а только на неэтилированные. Новый стандарт регламентирует четыре марки бензина: "Нормаль-80", "Регулятор-91", "Премиум-95"и "Супер98". Первый из них заменит сегодняшние А-76 и АИ-80, с остальными тремя все и так понятно. Экологические требования к ним (по ГОСТ Р 51105-95) станут жестче: содержание ТЭС не более 0,010 г/л (не удивляйтесь, сегодня неэтилированный бензин тоже содержит ТЭС, но не более 0,013 г/л), полностью запрещено использование железосоставляющих антидетонаторов, содержание марганца ограничено на уровне 0,5 г/л для бензина "Нормаль80" и 0,18 г/л для "Регулятор-91". Для сравнения: сегодня допускается концентрация железа 0,37 г/л, марганца 0,5 г/л для всех марок бензина. Что ж, "лед тронулся".НАПЕЧАТАННОМУWРедакция получила первый официальный отклик на нашумевшую публикацию "Злодейка с наклейкой" (ЗР, 1998, № 4, с. 100). Напомним, речь в ней шла о наводнивших рынок подделках тормозных жидкостей, в частности популярной "Росы". Причем самую опасную из них, вызывающую отказ тормозов, экспертиза ЗР обнаружила во флаконах, практически неотличимых от тех, в которые разливает подлинную "Росу" ее единстРЕЗЮМЕ. Присадки, повышающие октановое число (так называемые "октанбустеры") предназначены отнюдь не для того, чтобы "экономить" на бензине. Их назначение в другом: если вам вдруг покажется, что после очередной заправки вы услышалидетонацию, можете залить в бак полфлакона, глядишь, минут через пятнадцать—двадцать тревожащие вас звуки исчезнут. Большего от этих препаратов не требуйте.Таблица 3Октановые числа бензинов Октановое число По моторному методу, не менее По исследоват. методу, не менее А-76 АИ-80 АИ-91! АИ-92 | АИ-931 АИ-95 АИ-96 I АИ-98 76 76 80 82.5 91 83 92 85 93 85 95 85 Iвенный производитель - завод "Капролактам" из города Дзержинска Нижегородской области. Руководство завода срочно предприняло меры по защите фирменной упаковки "Росы" от подделок. Выпуск этикеток, которые раньше наклеивались на флаконы (и бессовестно копировались мошенниками), отныне прекращен. Теперь надписи наносят прямо на флакон красками трех цветов (см. фото), что выполнимо только на специальном дорогостоящем оборудовании, недоступном пиратам. Остается надеяться, что и нелегальный канал сбыта по-новому оформленных "капролактамовских" флаконов будет надежно перекрыт.ЗР 6/9885