26
27
28
Все началось с того, что журнал "Мото", нашего же издательства, переехал поближе к родному дому - к нам в Селиверстов переулок. Рядом с "зарулевскими" автомобилями вызывающе расположилась мототехника... Как тут было не заспорить с коллегами - что лучше, автомобиль или мотоцикл? Ареной выяснения отношений выбрали городские улицы. И устроили соревнования в два этапа на маршруте Митино-Сретенка-Люберцы, пересекающем почти по диаметру огромный мегаполис. СТАРТОВЫЙ ПРОТОКОЛ Честь четырехколесных транспортных средств защищали "Ниссан-Террано" и "Дэу-Тико" (см. табл. 1), хорошо известные читателям по публикациям в ЗР. Японский джип играет мускулами - как-никак, у него V-образная "шестерка", автоматическая коробка передач, гидроусилитель и т.д. и т.п. Крупные стати "Террано" придают ему дополнительный вес (в смысле значение) в городском потоке. Иногда это - плюс, порой - минус. "Тико" может выгодно воспользоваться собственной субтильностью, а малолитражный трехцилиндровый двигатель позволит посоревноваться ив экономичности. Вседорожник и почти "мини" - отличная команда, да и сами по себе интересные соперники. Под флагами "Мото" выступали супербайк "Хонда CBR600F2" и скутер "Ямаха-Джог". В гонке на скорость "Хонда" - явный фаворит. Двухколесное мини - маленький "Джог", по идее - лучшее средство передвижения в мегаполисе, но... не нашем. Не ровен час, затрут! "Безлошадную" часть населения представлял пешеход, наделенный, понятно, правом пользования любым видом общественного транспорта (исключая такси). Его задача - доказать, что метро плюс автобус, плюс трамвай и т.д. во всяком случае не хуже авто (ха-ха!). Итак... Делайте ваши ставки, господа! Участники, на старт! ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Первый этап знаком сотням тысяч москвичей. С утра они выходят из своих домов в "спапьных" районах и включаются в гонку со временем - то бишь, спешат на работу в центр. Маршрут мы установили жестко (Волоколамское шоссе - ЛенинградскийАнтон ЧУИКИН. Фото АлександраПолунинато лучше - маяться в пробках или толкаться в метро? А может, продать автомобиль, использовать последние жетончики ^ и купить супербайк?Ленинградский проспект 1-я Тверская Ямская ул.Даже маленький "Тико" ничего не может поделать с большой пробкой. За ним стоит "Террано", а команда "Мото" ушла вперед...щmm HimV*„ «l^jHW 'Скутер "Джог" - мастер "светофорного слалома" палома".л*j26ЗР 6/98 КОНЦА В КОНЕЦ СТОЛИЦЫ%Щпроспект - Садовое кольцо - редакция ЗР на Сретенке), чтобы поставить "спортсменов" в примерно равные условия. Правила попросили соблюдать, отклоняясь от них лишь "в пределах разумного". То есть если и нарушать скоростной режим, то только вместе со всем потоком. Под "кирпич" не ездить, на встречную не вылезать. Некоторые послабления (по части скорости) дали лишь мотоциклу - ибо на таком аппарате двигаться по-иному просто "некорректно". Если хотите себе представить супербайк, строго следующий букве закона, ориентируйтесь на результаты скутера - он при всем желании быстрее 60 км/ч не едет... Ну-с, с условностями покончено. Участники уходят на "трассу". "Улетает" мотоцикл, спешит к автобусной остановке пешеход, величественно стартует джип, с приглушенным треском - мотороллер и, наконец, вливается в родную стихию "Тико". ...Мотоцикл приехал к финишу через полчаса (табл. 2). Всего-то! Он почти и не стоял, а прорезал пробки, как нож - масло. Маленький скутер, отставая временами от потока, догонял его на светофорах и стартовал первым, потом вновь отставал, нагонял ив итоге имел очень приличный результат. Автомобили потеряли время в толчее у Белорусского вокзала. Любопытно, что 'Тико", приехав последним, показал большую среднюю скорость, чем "Террано". Он в меру сил лавировал в потоке и набрал больший пробег, чем двигавшийся в одном ряду джип. Правда, однажды 'Тико" чуть не "затолкали" - а мы-то опасались за скутер. Удача - вовремя подошедший автобус - сопутствовала пешеходу: он довольно быстро добрался до станции метро, а дальше, с одной пересадкой, прибыл на "Сухаревскую", откуда до редакции - рукой подать... ВОЛЬНЫЙ СТИЛЬ На втором этапе мы не стали ограничивать участников, задавая маршрут. Пусть едут как угодно, лишь бы быстрее и безявных нарушений ПДД попали из точки А (Сретенка) в Б (авторынок в Люберцах). Так преимущества каждого проявятся ярче. Мотороллер и джип отправились по самому короткому, но загруженному машинами маршруту, мотоцикл и "Тико" предпочли попетлять у Таганки, чтобы не стоять на многочисленных светофорах ив пробках. Одна из них была настолько плотной, что даже "Хонда" не помещалась между автомобилями. Отсюда - разный пробег участников (см. табл. 2). "Тико" почти ничего не выиграл по времени, выбрав окольные пути. Зато не мучился в заторах. Юркнул в переулок, объехал ДТП на перекрестке, выскочил на большую дорогу и тихой сапой покатился по правому ряду, стараясь на светофорах оказаться у стоплиний первым. В общем, демонстрировал моральное преимущество над "здоровым дураком" "Террано". А на практике привез ему всего 1 минуту - стоило ли стараться?Мотоцикл, встав на проспекте в1 см от осевой, просвистел мимо потоков машин до самого финиша, показав среднюю скорость под 80 км/ч. Хулиган! Джип сохранил прежнюю тактику - занял левый ряд и, распугивая торопыг, пытающихся втиснуться перед ним, уверенно прибыл к финишу... с четвертым результатом. Ну, а "Джог"... Теоретически он мог ехать по прямой линии - по дворовым проездам, если надо - по пешеходным переходам. Но предпочел обычные дороги. На центральных улицах скутер явно быстрее машин, а ближе к окраине, где посвободнее, начинает отставать. Последним оказался пешеход - метро, маршрутное такси и спортивная ходьба не позволили ему занять место выше последнего. Общие результаты, показанные на всем маршруте, также представлены в таблице. Для нас, автомобилистов, они вроде бы неутешительные. Неважно, на чем ты едешь - на большом "Ниссане" или маленьком "Дэу" - пересечь Москву много быстрее пешехода не удается. Несерьезные двухколесные машины ("тоже транспортные средства") опережают нас в 1,5-2 раза. Но равен ли "быстрый" - "лучшему"? РАЗБОР ПОЛЕТОВ Для начала посчитаем, во сколько обошлась поездка каждому участнику (см. диаграмму). Принимаем цену бензина АИ92 равной 2,3 р/л, метро - 2 р, автобус ЗР 6/9827 По быстроте перемещения в городе супербайк обставил всех...2,5 р, маршрутка - 5 р. Однако! Не дешев общественный транспорт! Правда, отказавшись от метро, сэкономить на машину все равно не удается - разве что на скутер хватит. Вот на сколько реально "тянут" участники заездов на вторичном рынке Москвы: восьмилетний 'Террано" - до 14 тыс. долларов, "Хонда" 1993 года - 5-7 тысяч, скутер с пробегом 8-10 тыс. км 500-900 долларов. Новый узбекский "Тико" стоит около 7,5 тыс. долларов. Ну, что? Примеримся к каждому, прежде чем бежать в мотосалон? "Террано" и его одноклассники благодаря своей универсальности хорошо чувствуют себя в городе. Особенно в Москве, где их зачастую уважительно пропускают при поворотах, перестроениях, не "подрезают". Поэтому их единственный недостаток при городском использовании - неэкономичность. Большой габарит, скорее, достоинство (ехать спокойнее), проходимость - тоже (паркуешься, где угодно), а имидж "крутых тачек" иногда даже помогает экономить средства (не везде требуют оплатить парковку). Правда, инсТаблица 1лекторы ГАИ тоже по-своему любят джипы, иногда становясь надоедливыми. "Тико" и другие "городские" машинки в наших условиях своего назначения не оправдывают. Ездить на маленьком автомобиле в Москве ничуть не легче и не быстрее, чем на большом. Преимущества разве что экономичность и неплохая динамика при разгоне до 50 км/ч. Надежность и долговечность подобных автомобилей вообще тема отдельного исследования. Супербайки - это, думается, средство вовсе не передвижения, а самовыражения. Чтобы постоянно ездить на таком аппарате, нужна и соответствующая экипировка, и погодные условия благоприятные, а самое главное - расположение духа, склад характера... Скутер - вот разумное дополнение к автомобилю для поездок в центре города. На больших "плечах" его преимущества теряются (все-таки мала скорость), а для разъездов, скажем, внутри Садового кольца маленький мотороллер - то, что надо.Скутер тоже потребляет бензин. Только очень мало. | JfcВот такая амуниция нужна "супербайкеру". Согласитесь, одежда - не на каждый день.Характеристики транспортных средств Модель Габарит, мм: длина ширина высота Снаряженная масса, кг Максимальная скорость, км/ч Время разгона с места до 100 км/ч, с Рабочий объем двигателя, см 3 Мощность, кВт (л.с.)/ об/мин ' Сухая масса. " В поезде метрополитена. 4365 1690 1680 1690 3340 1400 1395 1820 185' 2055 1555 "Ниссан Террано" "Дзу-Тико" "Хонда CBR 600F2" "Ямаха-Джог" Пешеход640 14517,754' 6070 70"165245 3,5 59974(100)/120002960 114(155)/4800493,9 (5,3)/700079630(41)/5000По работе съездил аккуратно туда-сюда, а домой поехал на автомобиле. Это и комфортРасход топлива, ней, и безопасней. Говорят, в л л/100 км мотосалонах на скутеры "за6,5 13,5 падают" не самые бедные 2,8 5,3 люди: "Возьму детям - пусть 3,6 6,8 катаются потихоньку". А по2,0 4,1 том дети подарком и не пользуются - папа сам развлекается. Правда, чаще не в городе, а на даче. А может, пешком? Почему нет? Если метро рядом или наземный транспорт ходит исправно - времени вы затратите не больше, чем автомобилист. Да и здоровее будете. Вот только пешеходов, мечтающих о собственной машине, намного больше, чем автомобилистов, вздыхающих о пеших прогулках. Видимо, настоящий пешеход - тот, у кого в гараже стоит автомобиль, а рядом примостился скутер...Таблица 2 Результаты заездовМитино-Срете нка (I этап) Пробег, Время, Средняя Сретенка-Люберцы (II этап) Пробег, Время, Средняя Пробег, Время, Митино-Люберцы (общие результаты) Средняякм"Ниссан-Террано" "Дзу-Тико" "Хонда CBR 600F2" "Ямаха-Джог" Пешеход лЛ1час:мин скорость, км/ч 1:08 1:09 0:31 0.43 1:03 23,6 24,2 52,1 37,7км21,5 25,2 26,1 22,3час:мин скорость, км/ч 0:39 0:38 33,1 39,8 78,3 38,3км48,2 53,0 53,0 49,3час:мин скорость, км/ч 1:47 1:47 0:51 1:18 1:48 27,0 29,7 62,4 37,926,7 27,8 26,9 27,00200:35 0:45ЗАТРАТЫ УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЯ28ЗР 6/98ЯЫ<№$*1