232
233
г ошг\Эдуорд КОНОП Почему мы начали с этого старого анекдота? Потому, что начинающие автолюбители часто имеют довольно туманное представление о том, чем им грозит то или иное препятствие из тысяч на наших дорогах. Правда, тот, кто прошел в свое время "школу" велосипеда или мотоцикла, лучше подготовлен к вождению автомобиля: падения напоминают о себе шрамами на теле и "зарубками" на подкорке головного мозга. Бывалый мотоциклист с глубочайшим почтением относится к предательским колеям, рельсам, скользкой брусчатке, булыжной мостовой. За рулем автомобиля мотолюбитель не становится другим человеком - навыки, записанные на уже упоминавшейся подкорке, не исчезают. Но в наши дни все больше людей, для которых автомобиль - их первое (после детской коляски) личное транспортное средство. Отсюда и некоторые промахи. На рис. 1, а показана характерная для многих наших дорог деталь: обочина существенно ниже проезжей части. Мотоциклист прекрасно знает, чем это ему грозит. "Спрыгнуть" на обочину просто, правда, если из-за дождя она не напоминает глиняный кисель. Выехать же оттуда на дорогу куда сложнее - особенно во время дождя. Мотоциклист знает: нельзя выезжать под острым углом к кромке асфальта - колеса с нее соскальзывают и теряется равновесие. Нужно дождаться момента, когда шоссе освободится хотя бы на 10 секунд, чтобы одолеть "ступеньку" под большим углом, "в лоб" и не создать на дороге аварийной ситуации. Избалованный "двухколейностью", автомобилист может взобраться на уступ и "по касательной", но тут его поджидают неприятные сюрпризы. Во-первых, это риск изуродовать шины и диски (об этом мы неЪ\\{\0?,\ации при хорошем сцеплении левого колеса оно пересилит правое - и машина выберется на асфальт. (Возможно, повторяем, расплатившись шинами!) Иная картина, если дорога скользкая. Положим, вы на "Жигулях" или другом заднеприводном автомобиле съехали с асфальта на обочину, а теперь нужно вновь выехать на дорогу. Если это делать, как показано на рис. 2, а, то повернутое левое колесо "сносит" вдоль кромки асфальта, а правое - по обочине. И так пока хотя бы одно из колес за что-нибудь зацепится - после чего левое окажется на асфальте. Но остальные три - еще на обочине. Тут - опять "варианты": например, машина какой-то путь может пройти в положении, покараз говорили - например, в ЗР, 1996, № 12). занном на рис. 2, б, так как заднему левому Особенно страдают от подобной эксплуатаколесу сейчас "взобраться" на выступ трудции радиальные низкопрофильные шины с нее, - вспомним рис. 1, б. Поскольку обочитонкими боковинами. Если у вас такие, вына имеет уклон, ведущие колеса при пробуезжать с обочины на асфальт следует под ксовке сползают к канаве. Умелый водитель углом к его кромке около 20-30 градусов. И, повернет руль, "куда учили" - в сторону заразумеется, с небольшой скоростью. А уж носа. И прикроет дроссель, чтобы "заце"лезть" на бордюры, когда это не продиктопиться" за обочину (рис. 2, в). Удалось? вано исключительными обстоятельствами, Можно вырулить на дорогу (рис. 2, г), сейчас вообще не стоит. для этого больше шансов - особенно если Во-вторых, при наезде колеса на выудастся взять "ступеньку", используя инерступ асфальта под острым углом очень вецию машины, без "шлифовки" колесами. лика сила, отбрасывающая колесо снова Выезжая с обочины, никогда не забына обочину (рис. 1,6). В показанной ситувайте, что на дороге вы не один! В похожихНет дорог надежней русских: захочется пообщаться с попутчицей - клади кирпич на газ и смело бросай руль! Машина из колеи никуда не денется!щi'^fc*М'Ж/tY• Я' •шШш""* '. щШш 1гэдФДОРис. 1. Слишком низкая обочина - это: а - опасность повреждения деталей снизу машины (двигаясь вдоль кромки асфальта, будьте осторожны, не позволяйте машине раскачиваться на неровностях!); б - сложно выехать на асфальт - колесо "отбрасывается" от кромки.Ш'Ян ИЁ^м 1;Я Штli'i • 1< !' ; у./Я 7^'|^9*i232ЗР 6/98 •-i,!,-'. Jj34б'•" ." t\- ;•-': -V-'' •.' "#"»'•' ^ 4' • * ."'••"'•v.. ..я!в»\ \ Э&^^Л•' , . : : ; • • - - '"::-S-~. -Щ• • \ 'л" 'HHBSKV;•Рис. 2. Некоторые "фазы" выезда заднеприводного автомобиля с низкой обочины на асфальт: а, 6 - начальные положения; в - занос задней оси; г - завершающее положение; д - выезд под слишком большим углом к оси дороги опасен.Рис. 3. Езда вдоль колеи: а - правильно; б - вы рискуете!Сухая глинистая дорога еще может "простить" вам неосторожную езду (рис. 3, б), а вот во время дождя машина окажется в колее. Один из худших вариантов развития событий изображен на рис. 4: машина застряла в колее под углом к ней, а то и упершись в твердь земную днищем, карданным валом и т. д. Особенно легко это удается любителям скоростной езды по колеям! Выбраться из ловушки, не поработав всласть лопатой или без посторонней помощи вряд ли удастся. В поле или в лесу, когда нужно пересечь другую колею, секундудругую подумать бывает полезно. Менее опасны старые, давно "закатанные", замшелые колеи, обтесанные бедолагами вроде вас. Но и здесь необходимо "чувство габарита" в его динамическом аспекте: насколько вот здесь просядет передок, а потом корма машины, не достанет ли картер до бугорка...Тут приходится и руль покрутить, а не ехать напролом. Вам мешает пенек? Объезжать его нужно аккуратно и потихонечку! Закончим беседу следующим. Неприятно разбить картер, согнуть какой-нибудь рычаг, сломать кронштейн - но все эти случаи "несмертельные". Почините! Гораздо хуже, когда неуправляемая машина летит невесть куда... Тут более опасны "продольные" неровности на дороге - уже упомянутые колеи, рельсы, щели между небрежно уложенными плитами, неряшливо приколоченные доски на старых мостах, продольные выбоины между полосами асфальта или, как у нас часто бывает, продольные стыки двух полос - новой и старой - на разных уровнях. Привыкнув небрежно держать руль двумя пальцами, смотреть не на дорогу, а на попутчицу, вы можете "потерять" руль совершенно неожиданно - достаточно одРис. 4. Как выбраться в этом случае?ситуациях потерявшие осторожность водители не раз подставляли себя и машину под удар (рис. 2, д). Да и шины, не успевшие очиститься от глины, на асфальте коварны. Современный легковой автомобиль с небольшим дорожным просветом плохо приспособлен к неровностям наших дорог. А при колебаниях кузова - особенно при больших свесах - риск удара о дорогу еще больше. Здесь от каждого из нас требуется пространственное воображение - "чувство габарита" машины снизу. "Решительным" владельцам ВАЗ-2108, 2109 не раз удавалось оставить коробку передач на выступающем над дорогой люке! Здесь особое искусство необходимо дачнику, когда на перегруженной машине он преодолевает традиционную для загородных мест "полосу препятствий".Большинство водителей знают, как двигаться вдоль колеи, чтобы не повредить машину (рис. 3, а). Но это в теории просто. Буксующее или скользящее юзом колесо сползает в сторону уклона - тем скорее, чем слабей сцепление между ним и дорогой. Опытный водитель "автоматически", подсознательно это учитывает - знает, что в конкретной ситуации у "Волги" или "Жигулей" в канаву первой сползает задняя ось, а у "Самары", напротив, передняя. С полноприводным автомобилем, казалось бы, сложнее, но это только при грубом обращении с педалью газа. Вероятность сползания в канаву у "Нивы" значительно меньше, чем, например, у "Самары" или "Волги". Об этом мы не раз говорили.ному из колес испытать хороший толчок сбоку. А быстро и правильно совладать со строптивой машиной сумеет не каждый...ЗР 6/98233