228
229
Mi LMiIf .MiXi*-M> , • T ii I, i i J«1 JkШШ?riHe все, с чем мы имеем дело в технике, легко объяснить на пальцах. Более того, природа всем известных эффектов часто оказывается далекой от так называемого здравого смысла, то есть от привычных житейских представлений...Виктор СЛЕСАРЕВ. Один из читателей буквально доконал нас: "Вы часто повторяете - тут "напряжение", там "нагрузка", здесь "разрежение"... А что означают эти и другие понятия, известно не каждому автолюбителю. Я тоже хотел бы изучить карбюратор, но с чего начать? В книгах уж очень все мудрено..." Когда-то на школьных уроках всех, кто не слишком сопротивлялся, чему-то да учили! Начинающий автолюбитель мало-мальски соображал в физике и даже ориентировался в географии. О нынешней школе дипломатично промолчим... Между тем мы живем не в такой стране, где автомобилисту лишние познания ни к чему (автобан куда надо выведет!). Откуда же в карбюраторе "берется разрежение"? Для начала сделайте модель из тонкой бумаги, показанную на рис. 1. Она позволит вам удивить каждого, кто скучал на уроках физики! Предложите "подопытному" ответить на вопрос, что будет с трубкой, если в нее подуть? Если для визави "очевидно", что трубку давлением воздуха раздует - это миг вашего торжества! Вы предлагаете неведающему осуществить эту идею - но трубка (подлая!) складывается, "запирается", словно не желая пропускать воздух! "Подкованный" человек понимает, что иначе и быть не может. Здесь действует закон, без которого трудно пришлось бы автомобилям, а мухам, воробьям и самолетам подавно. Чтобы не травмировать запуганных "наукой" людей, мы только упомянем здесь Бернулли с его знаменитым уравнением. И, не прибегая к формулам, вспомним один-два эффекта, важных для нас. Первый: почему "смялась" бумажная трубка? Это произошло потому, что в струе воздуха статическое давление ниже атмооколо дроссельной заслонки 2, создающей сопротивление потоку и управляющей двигателем. Чем больше открыта заслонка, тем легче двигателю "дышать" - и выше мощность. Какова роль диффузоров? Воздушный поток неразрывен, поэтому на повышенных мощностях через наименьшие сечения малых диффузоров он проходит с большей скоростью, около 100 м/с (360 км/ч), а значит, здесь давление воздуха еще ниже, чем до них или за ними. К тому же малый диффузор по отношению к большому выполняет роль распылителя, так как к "горлу" малого диффузора подсасывается топливновоздушная эмульсия из эмульсионного колодца Е. Почему - эмульсия? - возможно, спросите вы. Разрежение из малого диффузора по каналам в его распылителе 14 ив корпусе передается в "колодец", поэтому сюда не только засасывается бензин из поплавковой камеры через главный жиклер 17, но и воздух - через главный воздушный жиклер 16. Вырываясь из отверстий эмульсионной трубки 15, воздух словно вспенивает бензин - и эта "пена" всасывается в диффузор. Раздробить, измельчить, испарить капли эмульсии гораздо легче, нежели бензина. Зачем нужны эти сложности, ведь есть немало простейших карбюраторов (особенно на старых мотоциклах), где диффузор всего один? При двух диффузорах смешивание топлива с воздухом происходит более полно. Сначала эмульсия распыляется и частично испаряется в малом диффузоре, затем - в большом. Эта смесь, в которой продолжается испарение бензина, поступает затем в коллектор, а оттуда в цилиндры двигателя. Уравнение, когда-то написанное Бернулли, работает ив других системах карбюратора. Например, в переходной системесферного - чем выше скорость струи, тем сильнее эффект. Конечно, при "нагнетании" этот закон не очевиден. Но в карбюраторе-то поток воздуха движется потому, что всасывается двигателем. Так что появление разрежения во впускном коллекторе ив каналах карбюратора вряд ли должно вызывать вопросы. На рис. 2 показана схема первичной камеры с главной дозирующей системой и автономной системой холостого хода карбюратора "Озон". В верхней части "трубы" расположена съемная деталь 12, в которой есть канал 14, соединяющийся с эмульсионным колодцем Е главной дозирующей системы. Эта важная деталь - малый диффузор. Несколько ниже малого джрфузора находится большой, образованный самими стенками трубы. Ниже его "горла" воздушный поток расширяется, а затем проходит228ЗР 6/98 о яооярягтлгляпервичной камеры "Озона". Здесь ее задача - обеспечить плавный, без провалов, переход от холостого хода двигателя к работе с нагрузкой (см. рис. 2). Не будь этой системы (вообразите, что каналы Б на заводе не просверлили!), мотор нормально работал бы на холостом ходу - "Озон" имеет неплохую автономную систему холостого хода. И, вероятно, хорошо мог бы работать на режимах больших мощностей. А в "промежутке" между ними? Обратимся к рис. 3. Дроссельная заслонка 2 на холостом ходу полностью закрыта (рис. 3, а), зазор между нею и стенкой корпуса дросселей 1 очень мал - и течения воздуха через него практически нет. Но при небольшом ее повороте (рис. 3, б) образуется щель, через которую в задроссельное пространство устремляется воздух, что стало бы причиной резкого обеднения смеси в цилиндрах и провала в работе двигателя. Открывая дроссель и дальше, мы только ухудшали бы эту ситуацию до начала приемлемой работы диффузоров главной дозирующей системы (вспомните начало беседы!). Обеспечить нормальную работу машины при малых мощностях двигателя - медленный разгон, небольшая скорость и т. п. - позволяет несложная дополнительная система, питающаяся той же топливновоздушной эмульсией (из канала В), что и система холостого хода. Если дроссель немного приоткрыт, щель играет роль диффузора с "горлом" возле нижней кромки здесь максимальное разрежение. Если кромка правильно расположена относительно нижнего отверстия Б, через него подсасывается струя эмульсии, здесь дробится, мелко распыляется, частично испаряется и, в конечном счете, поддерживает требуемый состав смеси в цилиндрах двигателя. Плавное открывание дросселя не должно приводить к обогащению смеси и токсичному составу выхлопных газов, что порой случается из-за неточности взаимно го расположения дросселя и отверстий Б. Дальнейший поворот дросселя переносит "горло" диффузора выше (рис. 3, в), подсительно них закрытой дроссельной заслонки. Но это тема уже другого разговора... Другая важная для нас особенность воздушного потока тоже давно известна профессионалам - специалистам по газодинамике. Это - понижение температуры струи воздуха, если увеличивается его скорость, и наоборот. Дополнительно струя охлаждается благодаря испарению бензина. Охлажденная струя отбирает тепло у деталей карбюратора и тем предохраняет его от Рис. 1. Наша бумажная модель уравнения перегрева даже на самых тяжелых режимах. Бернулли. Знакомый же многим перегрев карбюратора - своего рода "тепловой удар" в нем - возмоРис. 2. Схема первичной камеры и системы хожен при долгой работе горячего двигателя в лостого хода карбюратора "Озон": 1 - корпус дроссельных заслонок; 2 - дроссельная заслонуличных пробках - в частности, на холостом ка; 3 - распылитель системы холостого хода; 4 ходу, когда скорость потока воздуха в диф- винт количества; S - винт качества (токсичнофузорах мала. И особенно - сразу после высти); 6 - жиклер байпасного канала; 7 - корпус диффузоров; 8 - подстроечный винт; 9 - держаключения сильно нагретого двигателя, о чем тель; 10 - топливный жиклер холостого хода; 11 мы не раз уже говорили! - воздушный жиклер холостого хода; 12 - малый диффузор; 13 - крышка карбюратора; 14 Но и переохлаждаться карбюратору распылитель главной дозирующей системы; 15 нельзя. Для надежного смесеобразования - эмульсионная трубка; 16 - воздушный жиклер температура поступающего в него воздуха главной дозирующей системы; 17 - топливный жиклер главной дозирующей системы. А, Б, В, Г должна быть хотя бы 20-30°С. Поэтому, еси Д - каналы карбюратора. ли автомобиль не оснащен автоматикой, следящей за соблюдением этого условия, ее функции придется выполнять водителю, вовремя переключая воздухозаборник с "лета" на "зиму". Забыв об этом, владелец какой-нибудь устаревшей модели "Жигулей" вполне может попасть в ситуацию, когда машина по непонятным причинам "не едет". Если быстро остановиться и снять крышку воздухофильтра, увидите в малом диффузоре слой льда: он-то и препятствует поступлению и распылению топлива. Через минуту-другую лед успевает растаять (неработающий карбюратор, соседствуя с горячим мотором, отогревается быстро) - и мотор снова удается пустить. Но стоит проехать километра три-четыре "с ветерком", как все повторяется. Ведь именно при большой скорости потока малые диффузоключая к работе верхнее отверстие Б. Парары охлаждаются настолько, что возможно метры переходной системы тщательно подоих "замораживание". Обледенение происходит не всегда, а браны - особенно важны здесь, кроме сечений каналов, толщина и расположение отнотолько при высокой влажности воздуха. На-ЗР6/98229