154
ПРИБОР-КРИМИНАЛИСТНЕ ПЕРЕБИВАЙ!"МВД-3"во многих случаях способен определить, не изменена ли маркировка кузова.Денис БОРОВИЦКИЙНаше первое знакомство с "электронным сыскарем" состоялось на выставке "Интерсигналдортранс-97". Именно там инженеры казанской фирмы "Ринат" демонстрировали способности своего детища. Признаемся, поначалу прибор не произвел на нас впечатления - уж слишком легко ему удавалось распознавать "криминальные" номера. Демонстрация больше походила на хорошо отрепетированное шоу, где нескольких взмахов "волшебной" палочки было достаточно для вынесения вердикта. Однако тот факт, что "сыскарь" прижился на Петровке, заставил нас отнестись к нему гораздо серьезней. Итак, что же такое прибор "МВД-3"? Он очень похож на малогабаритный автотестер, однако отсутствие переключателя режимов и шкала без единиц измерения с примостившимся под ней светодиодом вызывают вопрос: что мерить-то будем? Измеряют, точнее, регистрируют прохождение вихревых токов в металле панели. Поясним. В разных средах вихревые токи (замкнутые индукционные токи в массивных проводниках) ведут себя поразному (принимают форму эллипса, восьмерки, круга и т. д.). Если же металлв каких-то точках подвергался механическому или высокотемпературному воздействию - форма вихревых токов там будет отличаться от нетронутых участков. Приемы работы прибором просты: касаемся щупом поверхности кузовной панели и настраиваем прибор на "ноль" (эталонную структуру металла). "Точкой отсчета" может служить заводской сварочный шов (пятно контактной сварки), фрагмент панели кузова и т. д. После настройки ведем щуп по интересующему нас участку панели, а прибор при этом сравнивает структуру металла с зафиксированной эталонной. Если обнаружатся подозрительные отклонения - загорится светодиод, а стрелка индикатора переместится в красную зону шкалы. Итак, прибор фиксирует всякое "вмешательство" в структуру металла - кустарно выполненный сварочный шов и т. д. К слову, разница между ним и заводским не меньше, чем между полусырым (заводской шов) и разварившимся (кустарный шов) картофелем. Теперь немного теории. Из существующих способов изменения маркировочных данных кузова легкового автомобиля выделим три самых распространенных.Перебивка цифр и букв - раз, замена небольшого участка маркированной панели с номером - два и, наконец, замена всей панели - три. В первом случае заводской номер сбивают зубилом, а на его место наносят дополнительный слой металла (с помощью газовой сварки, электролитическим осаждением и т. д.) - здесь и выполняют новую маркировку. Надо сказать, такой "слоеный пирог" прибор распознает моментально. При подозрении на второй вариант поиск переносится на периферию маркированного участка. В этом случае задача сводится к выявлению сварочного шва, скрытого слоем шпатлевки. Третий же вариант требует проверки точек контактной сварки, расположенных по периметру панели. Полученный результат и даст ответ - подлинно ли соединение. Немаловажную роль играет и визуальный контроль подозрительного участка. Цена изделия, увы, несоизмерима с его размерами: 450-500 долларов США. Тем не менее перегонщики, перекупщики и другие, кто промышляет перепродажей автомобилей, несомненно проявят к нему интерес. Согласитесь, знать, "что за кот сидит в мешке", желает каждый, не говоря уже об инспекторе ГАИ. Уфа, Краснодар, Курск, Екатеринбург, Ижевск, Иваново, Москва, Самара, Красноярск, Пенза, Воронеж, Рязань, Оренбург, Ульяновск, Мурманск - вот далеко не полный список городов, где подразделения ГАИ имеют в арсенале приборы семейства "МВД." Подобные устройства некогда применялись в авиации для поиска микротрещин в лопатках авиационных турбин. А появившиеся в 1992 году модификации для ГАИ разнятся между собой размерами, весом, функциональными возможностями и, соответственно, ценой. Еще раз подчеркнем - они годятся в основном для экспресс-проверки подозрительных автомобилей. Если же случай спорный - лучше уточнить результат более сложной стационарной криминалистической аппаратурой.154ЗР 6/98