112
113
СЕРИЯКАРТМайкл Андретти, звезда серии КАРТ (по-старому формулы "Инди"), был чрезвычайно доволен: "Прекрасное шасси, отличный мотор, великолепные шины... Теперь я весь сезон буду ощущать себя фаворитом - и на овальных трассах, и на всех прочих!" Действительно, победа в первой гонке сезона - поводдля радости. Тем более такая красивая победа! Ведь 35-летний Майкл, к весне отрастивший усы и элегантную аристократическую бородку, стартовал на полуторамильном овале в Хомстеде, штат Флорида, только с восьмой позиции. А на последнем из 150 кругов гонки сумел сдержать бешеную атаку молодого Грета Мура - на финише тот проиграл всего 0,075 секунды! Только не слишком ли оптимистичен Майкл, отдавший гонкам больше чем полжизни? Серия КАРТ (отныне официально она называется FedEx Championship Series) славится как раз тем, что, даже выиграв трижды подряд, здесь не полу-Англичанин Марк Бланделл, экс-пилот "Мак-Ларена" формулы 1и победитель "24 часов Ле-Мана" 1992 г., начал ни шатко ни валко. Но он фаворит: в его активе - три победы в прошлом году.Узнали? Это Майкл Андретти. Все-таки для американских гонщиков имидж куда важнее, чем для европейцев.Борьба на од чишь никаких гарантий стать чемпионом. В прошлом году, например, Пол Трейси в середине сезона сделал потрясающий хеттрик, и его тут же провозгласили будущим победителем серии. А канадец в конце концов занял лишь шестое итоговое место. Да и история с Андретти весьма показательна. Год назад он также начал чемпионат с победы, пять раз в первых семи гонках поднимался на подиум... В последних же четырех не набрал ни одного очка! Принято считать, что в любых современных автогонках успех напрямую зависит от бюджета команды - чем больше денег, тем лучше результаты. Пожалуй, серия КАРТ - единственная в мире, где это правило действует не всегда. В чем, наверное, давно убедился Роджер Пенске владелец самой богатой "конюшни". В сезоне-94 его пилоты выиграли 12 гонок из 16 и заняли все призовые места. В трех последующих у "Мальборо-Тим Пенске" всего семь побед... При этом речь не о каком-то "невезении" - несмотря на перевес в долларах, команда чуть отставала в техническом "вооружении". Возможно, в серии КАРТ не так много производителей с мировыми именами, как в формуле 1. Но борьба между ними идет невероятно острая - уже три года нет явного лидера. Вкратце представим главных героев начавшегося в марте 19-этапного сражения. Английская фирма "Рейнард" окончательно вытеснила из серии "землячку" "Лола Карз" и стала монополистом в производстве шасси. Нынче только две команды не пользуются ее услугами. Богатая "Пенске" предпочитает строить шасси самостоятельно, а "Ньюмен-Хаас" (тоже, кстати, не из бедных...) второй год работает в сотрудничестве с конструкторамиДебютант серии бразилец Хелио Кастро-Невеш сразу попал в компанию знаменитостей - с ним охотно сфотографировались титулованный ветеран формулы 1и КАРТ Эмерсон Фиттипальди и... Сильвестр Сталлоне!калифорнийской компании "Свифт". В результате к новому сезону построены три разных шасси с примерно одинаковыми характеристиками. "98 Пенске" отличается от конкурентов расположением панели приборов: впервые в автомобилях КАРТ она вынесена на рулевое колесо - а-ля формула 1. Параллельно идет битва моторов, в которой третий год "толкаются локтями" старожил "Форд", "Хонда" и "МерседесБенц" - явного превосходства кого-либо здесь пока тоже нет. Зимой "Форд" работал над повышением мощности прошлогоднего двигателя, тогда как "Хонда" и "Мерседес" пошли иным путем, построив совершенно новые - более легкие и компактные. Четвертый "моторист", "Тойота", два года назад громогласно объявивший о "большом наступлении", заметных успехов пока не добился. Тем не менее, две команды решились сделать ставку именно на "Тойоту" в комбинации с шасси "Рейнарда". Отметим, что в серии существуют раздельные зачеты для производителей шасси и двигателей. И наконец, еще одна немаловажная "деталь" автомобиля - шины. Американский "Гудьир", некогда монополист, теперь с немалым трудом сдерживает натиск японского "Файрстоуна". Был момент (1996 г.), казалось, что "хозяин" вот-вот уступит, но потом положение выровнялось. 'Трансферы" - переходы гонщиков из одной команды в другую - в серии КАРТ не играют столь важной роли, как в формуле 1: здесь не две-три, а восемь-десять "конюшен" в равной степени претендуют на успех. Скажем лишь, что Пола Трейси, 'изгнанного из "Пенске" за "разговорчики в строю", заменил способный 32-летний браЧемпиоиат FedEx/K APT, положение после трех этапов Зачет пилотов: 1. А. Фернандес (Мексика) - 41 очко; 2. Г. Мур (Канада) - 37; 3. А. Дзанарди (Италия) - 34; 4. Д. Франкитти (Англия) - 25; 5. Ж. де Ферран (Бразилия) - 21; 6. М. Андретти (США) 21. Зачет "моторов": 1. "Форд" - 57; 2. "Хонда" - 49; 3. "Мерседес-Бенц" - 41; 4. Тойота" - 2. Зачет "шасси": 1. "Рейнард" - 60; 2. "Свифт" - 21; 3. "Пенске" - 16.К новому сезону "Хонда" построила новый двигатель - более легкий и компактный.зилец Андре Рибейру, ставший партнером опытнейшего Эла Ансера, двукратного чемпиона. В "Ньюмен-Хаас" "на третий год" остались Андретти и Кристиан Фиттипальди - племянники знаменитого Эмерсона. Не изменился и состав чемпионской команды "Гэнасси" - прошлогодний триумфатор Алессандро Дзанарди и победитель в сезоне-96 Джимми Вассер. Из новичков отметим чемпиона и вице-чемпиона серии "Инди-Лайтс" (своеобразная "вторая лига" КАРТ, где набирается сил молодежь) бразильцев Тони Канаана и Хелио Кастро-Невеша. Другой дебютант чемпионата хорошо знаком поклонникам автоспорта - это финн Юрки-Ярви Лехто, долго выступавший в формуле 1, а в прошлом году завоевавший "серебро" международного чемпионата "Гран Туризмо". Придутся ли они "ко двору", пока неизвестно - даже не у всех завсегдатаев КАРТ дела идут хорошо. На втором этапе серии, впервые стартовавшей в Японии, Майкл Андретти стал одним из главных неудачников 500-мильной гонки на овальной трассе в Мотеги. Он боролся за второе место, когда в баке его "Свифта" с мотором "Форд" и шинами "Гудьир"... кончилось топливо. Майкл дотянул до боксов, заправился, но это стоило ему отставания в шесть кругов... И здесь уже Адриан Фернандес вовсю нахваливал свою машину "Рейнард-Форд", обутый в покрышки "Файрстоун". А неделю спустя на трассе в калифорнийском городе Лонг-Бич торжествовал Алекс Дзанарди - прекрасно показал себя двигатель "Хонда". По оптимизму же Андретти нанесла болезненный удар лопнувшая шина... Впрочем, не первый и не последний, и Майкл прекрасно это понимает. Ведь он в серии КАРТ уже пятнадцатый сезон.В первой гонке за океаном Юрки-Ярви Лехто финишировал лишь четырнадцатым, отстав от !идеров на круг.ЗР 6/98113