102
103
СЕРВИСВСЕГДА ЛИПРАВВместо письменного стола передо мной потрепанный подъемник, и на работу я уже не надеваю костюм с галстуком.Перефразирую классиков: в уездном городе В. было такое количество авторемонтных мастерских, что создавалось впечатление, будто цель жизни его обитателей - довести своих "железных коней" до идеального состояния. В одной из таких мастерских и оказался автор, в недалеком прошлом - сотрудник ракетного КБ. Ранее автомобиль был своего рода хобби - в свободное время покупал полуразбитые иномарки, доводил до товарного вида и более-менее удачно продавал. Теперь же решил совместить увлечение и основную работу.ДЕНЬ ПЕРВЫЙ ки... Вот что значит "прикормленное" месЗнакомлюсь со своими новыми коллето. Постоянная клиентура нарабатываетгами с некоторой робостью - они професся долго, мы же первые две недели после сионалы, работавшие раньше на самой открытия бездельничаем или возимся со крупной в Воронеже станции техобслужисвоими машинами. Причем конкурент навания - вазовской. Общение с ними тольпротив явно звезд с неба не хватает ко на пользу: все-таки чинить в гараже загнал к себе "восьмерку", подошел к свои машины, пусть все время разные, и нам, расспросил, как меняются чехлы на обслуживать чужие - не одно и то же, мноШРУСах переднеприводных ВАЗов. гому надо научиться. Вот только учиться особенно и не на ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ чем - заказчиков нет. Стоим, смотрим, как Ура! Первый клиент - меняю выжимв мастерской напротив кипит работа - не ной подшипник на "Пассате" 1990 года. так уж и часто, но люди подъезжают, меДля почина шеф решил провести ремонт няют шаровые, крестовины, сайлент-бло- по цене работ для ВАЗ-2108. Владельцу102ЗР 6/98 КЛИЕНТ?рию о некоем токаре, растачивавшем блок под комплект ремонтных поршней. Было очевидно, что цилиндры чудовищно "прослаблены", поршни просто проваливались. Однако, когда пришел клиент, все было в порядке - поршни входили с заметным усилием. Просто перед этим их "подправили" киянкой. Я, человек в автосервисе новый, воспринимаю все это с трудом. Но, общаясь с мастерами и, особенно, с клиентами, побывавшими в других мастерских, убеждаюсь, что на общем фоне наша СТО выглядит очень неплохо и по цене, и по качеству ремонта. ДЕНЬ ДВАДЦАТЫЙ, ТРИДЦАТЫЙ, Так, однажды к нам попал "ФордСЕМИДЕСЯТЫЙ... Скорпио", оснащенный АБС, - сгорел элекВот и пошла работа. Набираюсь "сертромотор усилителя тормозов (достаточно висного опыта". Познакомившись с "пространная и капризная, надо сказать, конфессионалами" поближе, вижу, что стиль струкция). Я предложил заменить узел, но работы у них специфический. Вот один из хозяин "Форда" решил попробовать его отних, лет десять специализирующийся на ремонтировать в известной на весь город кузовном ремонте заднеприводных "жигумастерской. Тамошний специалист, поверлей", принимает помятую "копейку" с тевшись в замасленной робе на велюропросьбой хозяина "выправить и подвавом кресле "Форда", объявил: "Узел мерить". Мастер сначала рихтует ободраннять, на ремонт по очереди через две неные дверь и заднее крыло, получает деньдели, стоимость работы - 400 тысяч, а за ги, а потом обнаруживает дырку в задней диагностику - 70". Несколько ошарашенарке. Если ее залатать - много не зарабоный, владелец вернулся к нам. Ему предтаешь, и клиента быстро убеждают замеложили сделать то же самое вдвое дешевнить арку целиком. Но для этого надо сруле. Но в итоге гаражный умелец заменил бить и заднее крыло, негнилое и, самое электромотор всего за 100 тысяч. главное, только что отрихтованное... И с заказчика сполна берут и за замену арки, "НАЕЗДНИКИ" И ДРУГИЕ и крыла. Но чтобы добиться таких резульОбращающихся в автосервис вообще татов, надо, наверное, действительно ив нашу мастерскую в частности можно быть "профессионалом", у меня вряд ли разделить на группы. Первая - самая мнополучится... А кузовщик тем временем с гочисленная - это "наездники", не вникаюностальгией вспоминает восьмидесятые щие в то, что там происходит под капотом. годы и своего наставника: "Бывало, заКак правило, деньги они делают торговедет к нему клиент передние тормозные лей и автомобиль у них - такое же средстколодки поменять, а он еще и тормозной во производства, как у токаря станок. шланг надрежет, да пару пыльников на Другая группа - это автолюбители, шаровых опорах проткнет. Человек расобслуживающие машину в основном сасчитывал на полтинник, а оставлял сотни мостоятельно, за исключением сложных три еще тех, доперестроечных рублей. Да, или физически тяжелых работ. Они притак можно на хлеб заработать...". езжают к нам перебрать движок или замашина нужна срочно, но неожиданная заминка - выбранный по каталогу в магазине подшипник не подходит. Обычное дело для иномарок - сколько в каталоги ни смотри, но покупать деталь лучше всего, уже имея старую в руках. Затем у нас будут "Рено-Лагуна", хозяин которого дважды получал на заказ совершенно неподходящие тормозные колодки; "Форд-Транзит", для которого крестовину нашли с третьей попытки, и опять "Фольксваген", и опять, и опять... Хорошо, если деталь приобретена в ближайшем магазине, где ее тут же обменяют, ну а если в Турции? Эти истории со временем перестают удивлять - можно и не такое увидеть. Один из "профессионалов", собирая своему приятелю "восьмерочный" движок, роняет поршень с шатуном. От юбки поршня откалывается кусок миллиметров сорок в поперечнике. Почесав затылок, мастер продолжает собирать двигатель с этим поршнем. Пришлось выслушать и совершенно потрясающую истоменить сцепление, подварить или подкрасить кузов. К третьей группе относятся, я бы сказал, клиенты "условно", которые с радостью обращались бы в сервис, но им это совершенно не по карману. Ну что поделаешь - у нас нет возможности просить, скажем, за замену сцепления меньше, чем средний воронежский пенсионер получает за целый месяц. Ведь надо платить за аренду, лицензию, сертификат, да налоги, расходные материалы... Особую группу составляют клиенты, которые крайне неохотно расстаются с деньгами, хотя и считают себя состоятельными. Как ни странно, сюда входят бандиты и милиционеры. Конечно, есть и исключения из этого правила, но их немного. Бывает так: в бокс въезжает совсем свежая "Сьерра", на задней полке лежат полосатый жезл и серая фуражка. Хозяин машины жалуется на неработающий ручной тормоз и странные скрипы под днищем. Установив "Форд" на подъемник, обнаруживаю сломанный рычаг "ручника" и постепенно наматывающийся на карданный вал трос. Закрепляю трос подальше от вала и снимаю рычаг, высверливая приржавевшие винты. Минут через 40-50 машина съезжает с подъемника. Узнав стоимость работы (60 руб.), хозяин машины долго возмущается, но, тем не менее, через пару часов возвращается с другим рычагом. Я предлагаю поставить его за 40 рублей - высверливать уже ничего не надо, работа знакомая. Машина вновь заезжает на подъемник, но, когда все закончено, хозяин барственно протягивает две десятки со словами: "Я считаю, этого достаточно". Переглядываемся с шефом и, не сговариваясь, решаем: деньги не брать. Разменивать чувство собственного достоинства на двадцать рублей как-то не хочется. Что касается старого правила "клиент всегда прав", то с сожалением приходится констатировать, что это далеко не всегда так. Однажды меняю "Тосол" на пятнадцатилетнем "Мерседесе". Через некоторое время хозяин машины вновь появляется у нас. Оказывается, потекла помпа и, по его мнению, якобы от того, что неправильно меняли 'Тосол". Утешает только, что таких немного. Другой же клиент, увидев свою недавно приобретенную "Ауди-Аб" на подъемнике, был весьма удивлен, обнаружив привод только на передние колеса. Машина, оказывается, покупалась как полноприводная... В заключение хочется пожелать всем автомобилистам не лениться лишний раз заглянуть под капот. Ведь ваши испачканные руки будут лучшей гарантией надежной работы автомобиля. Из материалов, присланных на конкурс "Журналист"-98ЗР 6/98103