110
111
СТАРЫЕ, СТАРЫЕ ГОНКИT T rtpii РОССИИ AJСтроя планы проведения у нас в стр Большого приза формулы 1, порой за что первый Гран-при России уже состоялся. В1914супругам г. г. Фариха и Лыжина, приехавшим вместе с названными участниками, подносит по жетону на память". В таком, несколько семейном, ключе проходили в России автогонки. Власти ими не интересовались, а газеты писали лишь в том случае, если "г. Михайлов повредил рулевую колонку своего трицикла о флегматичного теленка.Завсегдатай русских гонок Артур Дюрэ. На этом "Лоррен-Дитрихе" модели Ger с 4-цилиндровым 12-литровым мотором бельгиец выиграл гонку Москва-Санкт-Петербург 1907 года. Александр Фокин оказался лучшим русским гонщиком в состязаниях между столицами. В 1907 году на этом 16-сильном ФИАТе он занял третье место. А через год финишировал четвертым.Алексондр МЕЛЬНИКнейные и кольцевые состязания, а также подъемы на холм. See MeOiafttt и vy$*ut, — Кроме того, в 1899-1901 гг. Ж atfiew- JZttfcttte**t мцгнегн. прошли три гонки между Москвой и Петербургом. Осип Мандельштам не любил автомоВсе эти соревнования отлибилей. Впрочем, в этом поэт был не одинок. чала одна общая черта - их люВ 160-миллионной России 1913 года людей, бительский уровень. Участники которым бы нравилось это шумное, гроне были профессиональными моздкое и вонючее дитя прогресса, можно гонщиками, и выступали они на было пересчитать по пальцам. В стране серийных машинах. В то время как в действовал всего один завод - "Русско- Европе и США складывалась автогоночБалтийский" - производивший около сотни ная индустрия, целые конструкторские машин в год. Да из-за границы привезли бюро неустанно совершенствовали технипять с лишним тысяч. Если вспомнить, что ку, предназначенную только для состязав этом самом 1913 году "Форд" выпустил ний, в России любой автомобиль, за ред170 тысяч автомобилей, впору усомниться: ким исключением, оставался исключикакой же русский любит быструю езду? тельно спортивным снарядом, любой И все же такие люди были - купцы, "шоффер" считался спортсменом. фабриканты, богатые дворяне, военные. Скажем, 100-верстная гонка на ВолОтважившись на покупку "самодвижущегохонском шоссе, единственная в календаре ся экипажа", они уже тем самым в глазах 1906 года, привлекла всего двоих автомоокружающих становились эксцентричными билистов. Оба, господа Лыжин и Фарих, спортсменами. И тут уж, "воленс-неволенс" прибыли на личных машинах из Москвы должны были состязаться друг с другом. своим ходом. Бруно Фарих на "БразьеВ феврале 1899 года столичные лю15/24CV" прошел от Царского Села через бители автомобильной езды решили объГатчину и Рождественно и обратно за 1 единиться, основав "Санкт-Петербургчас 36 минут 26 секунд. А у Лыжина "по виский Мото-Клуб". Любимым же местом не механика между Рождественно и Гатчивстречи его членов стали загородные доной кончился бензин". роги в треугольнике между Петергофом, "В общем, гонка прошла недурно, Царским Селом и Гатчиной. Здесь в писал журнал "Автомобиль". - И редакция 1899-1906 гг. регулярно устраивали лиискренне благодарит всех участников. Аrftaii. f"fta?«6o&0fy* кокоса.В тогдашней России для успеха какого-либо начинания жизненно важно было получить высочайшее одобрение. И в марте 1907 года стало известно, что дядя царя великий князь Сергей Михайлович принял гонку между Москвой и Санкт-Петербургом под свое покровительство. Откуда что взялось! Несмотря на солидные стартовые взносы - от 5 до 100 рублей, от желающих не было отбоя. И главное, решили отправиться в Россию три французские заводские команды. Причем, если "Морс" и "Шаррон" представляли относительно малоизвестные гонщики Ландон и Шампуазо, то "Лоррен-Дитрих" выставил мирового рекордсмена бронзового призера Кубка Вандербильта Артура Дюрэ. Бельгиец легко выиграл гонку Москва-Петербург, преодолев 645 верст (688,086 км) за 9 часов 22 минуты. На финише в Царском Селе Дюрэ невозмутимо отвечал: "Дорога? Да она недурна. Впрочем, я ехал тихо!"110ЗР 6/98 Но уже через год бельгийцу пришлось куда как труднее. Ибо на гонку, которая на этот раз стартовала в северной столице, а финишировала в Москве, свои официальные "конюшни" заявили целых десять заводов. "Даррак" представлял француз Деможо, "Бенц" - победитель Кубка Вандербильта Виктор Эмери, "Лоррен-Дитрих" Дюрэ и Анри Ружье. За ФИАТ выступал Луи Вагнер, еще один победитель Кубка Вандербильта. Кроме того, на старт должны были выйти заводские экипажи французских "Берлье", "Ла Бюир" и "Сизэр-Нодэн", итальянской SPA, австро-венгерской "Лаурин-Клемент" (будущая "Шкода"). Словом, весь цвет автогоночного мира! Но что было еще важнее, на этот раз заводы рассматривали состязания не как пробег легковых автомобилей, а именно как гонку. Поэтому, скажем, Эмери получил новейшую модель фирмы, 150-сильный "Бенц-55/150PS". Шинный завод "Мишлен" учредил приз в 15 тысяч франков, "Даррак" обещал 14 тысяч. За такую сумму тогда можно было приобрести автомобиль среднего класса. Только представьте себе, к примеру, Бергера и Алези на "бенеттонах", Эрвина на "Феррари", лучших отечественных пилотов за рулем "Заубера" и "Мак-Ларена" стартующими в наше время в гонке на Воробьевых горах! Без преувеличения можно сказать, состязания должны были стать событием не только в России, но ив мире. Так оно и случилось, и гонка С.-Петербург-Москва прошла с большим успехом. Но, увы, несмотря на восторженные отзывы участников и прессы ("Несомненно, - писал "Автомобиль", - такая удачная гонка должна дать солидный толчок популяризации автомобилизма"), неожиданно возобладала совсем другая точка зрения. "Что дает России результат этого пробега? вопрошал в письме в редакцию "Автомобиля" один из читателей. - Не все ли равно, если этот перегон будет пройден в8 или 9 часов, а может быть ив 7? Этот результат интересен лишь иностранцам, у которых масса шоссированных дорог. Нам же надо знать, какие автомобили не сломаются на наших дурных дорогах". И "высочайшее покровительство" (не только царской фамилии, но и правителей более поздних времен) получили дальние пробеги, в ходе которых предполагалось выяснять, какой же автомобиль нам все-таки нужен. Лишь однажды затеплилась надежда у настоящих русских любителей быстрой езды, когда в 1912 году члены Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба загорелись идеей организовать автогонки на Большой приз. Не было тогда еще Гран-при ни в Англии, ни в Германии, ни в Италии, ни в Испании. До знаменитой теперь гонки по улицам Монте-Карло оставалось целых 17 лет. Большой приз проводили только во Франции ив США. Чтобы "людей не насмешить", в петербургском автоклубе решили не торопиться и назначили старт первого русского Гранпри на 1914 год, а годом раньше провести, что называется, генеральную репетицию. Трасса, 30-километровый замкнутый четырехугольник между Красным Селом, Лигово и станцией Александрове оцепили войсками и полицией, отметив наиболее рискованные участки флажками, а все съезды оградив шлагбаумами. Стартовую зону обнесли забором, а для зрителей построили трибуны, буфет, устроили автостоянку. Санитарные кареты дежурили в опасных поворотах. Однако оценить старания организаторов было некому. Приглашения на гонку разослали в автоклубы всех крупных европейских гоночных держав. Но откликнулся"Воксхолл", на котором С. Овсянников занял второе место в Гран-при, считался одной из лучших спортивных машин того времени. Победитель первого и единственного Гран-при России Вилли Шолль на "Бенце".лишь наш старый знакомый Дюрэ. Да и выступал он на серийном легковом автомобиле, как практически и все его соперники. Так что "прелюдия к русскому Гран-при" вновь стала состязанием полулюбителей на устаревшей или слабосильной технике. Лучшим в результате оказался член спортивной комиссии петербургского автоклуба Г. Суворин на собственном "Бенце", 212,8 километра он прошел за 2 часа 23 минуты 54,6 секунды, почти на три минуты опередив "Руссо-Балт-С24-58" Ивана Иванова. И все же устроители не опустили руки. И на 18 мая 1914 года наметили старт Гран-при. Трудно сказать, что именно расстроило расчеты организаторов. Может быть, большая политика - до мировой войны оставались считанные месяцы. А может - политика спортивная. 4 июля должен был состояться Большой приз Франции, и до главного события сезона сильнейшие заводы не хотели раскрывать свои карты. Как бы то ни было, ни один из сильнейших гонщиков, ни одна из фирм-фаворитов тогдашних гонок в Россию не приехали. И лишь итальянская "Акуила" прислала в Петербург заводского пилота Берна д'Арджентина. Настоящими автомобилями для спорта располагали итальянец, занявший в итоге третье место, победитель - немец Вилли Шолль на том же "Бенце-55/150PS", который шестью годами раньше принес победу Эмери в гонке Петербург-Москва, и двое русских - Овсянников на "Воксхолле" и Слубский на "Эксцельсиоре". К тому же только двое из дюжины стартовавших были иностранцами. Так что первый и единственный в России Гран-при при всем желании трудно назвать автогонками высшего уровня. А потому состязания 2 июня 1908 года, когда в почти 700-километровый путь между двумя столицами отправились лучшие в то время пилоты на современнейших автомобилях, можно считать самым грандиозным событием за всю столетнюю историю отечественного автоспорта.