62
63
тюнингЧТО НЕ ПО СИЛАМ ЗАВОДУ...Такой или почти такой автомобиль мечтают иметь многие в России.О каком автомобиле мечтают российские водители? Вот что по этому поводу говорят результаты анкетирования "За рулем". Большинство хотело бы приобрести полноприводный универсал стоимостью около десяти тысяч долларов. В общем-то желание довольно противоречивое: машина высокой проходимости, вместительная и... не очень дорогая. Утопия? Нет! Создатели такого "противоречивого" автомобиля - специалисты ижевской тюнинговой фирмы "Норма-авто", взявшие за основу серийную "Орбиту". Единственное отличие от читательского идеала - кузов хэтчбек, а не универсал, но хэтчбек просторный, с большим багажником. Скептики, конечно, улыбнутся - стандартный заднеприводный ИЖ-2126 выглядит более чем скромно. Может быть. Но есть у него такие конструктивные особенности, которые предоставляют благодатную почву для глубоких тюнинговых новаций. В "Норме-авто" работают профессионалы, уже много лет специализирующиеся на доработке "орбит". Самое известное их детище - так называемая "Орбита-люкс" (нам довелось с ней познакомиться еще в 1994 году). Выпускается автомобипь и сейчас. Это ИЖ-2126 с "нивовским" двигателемсистемой распределенного впрыска топлива мощностью 130 л. с. Коробка передач - той же фирмы, привод - на передние колеса. Тут ис "восьмерками" да "девятками" потягаться можно. Такая модель хоть в продажу и не поступает, тем не менее свидетельствует: "Орбита" допускает и продольное, и поперечное расположение силового агрегата, при том, что ведущими колесами могут стать как передние, так и задние. объемом 1,7 л (раньше устанавливали мотор от "шестерки" объемом 1,6 л) и вазовской пятиступенчатой коробкой передач. При цене около 36 тысяч рублей, что, согласитесь, совсем недорого, автомобиль куда более привлекателен, чем стандартная "Орбита" с устаревшим уфимским мотором. Мало того, тюнинговый ИЖ может поспорить ис классическими "жигулями" - у него просторный и удобный салон, вместительный багажник, чувствительное рулевое управление (реечное), передняя подвеска "Мак-Ферсон". Две последние конструктивные особенности послужили отправной точкой для дальнейших весьма любопытных разработок. Представьте себе "Орбиту" без продольно расположенного УЗАМа, без заднего моста и карданного вала, а на месте уфимского мотора - поперечно (!) установленный 16-клапанный двигатель "Хёндэ" с Догадываетесь, каким был следующий шаг мастеров тюнинга? Сейчас "Норма-авто" предлагает две модификации "Орбиты 4x4" с постоянным полным приводом. С технической точки зрения более интересна дорожная, а не вседорожная версия. Эдакая русская "Субару", не лишенная, однако, вездеходных черт. Двигатель - 16-клапанник "Хёндэ Бета-1,80 объемом 1,8 ли мощностью 130 л. с. Расположен спереди поперечно. Оборудован системой распределенного впрыска топлива, но без каталитического нейтрализатора, что потребовало внести в программу управления впрыском соответствующие изменения. Коробка передач - японского происхождения - от вседорожника 'Тойота RAV-4". Ее механизм переключения передач по удобству пользования превосходит отечественный эталон - классические "Жигули".62ЗР 6/98 1ЭО-N.n.c.Ходы рычага очень короткие, фиксация четкая, избирательность тоже на высоте. Все движения можно выполнить кистью руки словно на компьютерном джойстике. Остальные детали трансмиссии - отечественные. Карданный вал с промежуточной опорой - родной "орбитовский", приводы колес с шарнирами равных угловых скоростей унифицированы с вазовскими, редуктор доработанный "нивовский". На тольяттинском вездеходе он расположен спереди, а вот на тюнинговой "Орбите" - сзади. Для повышения проходимости предусмотрена межосевая блокировка, которая включается кнопкой на панели приборов. Подвеска передних колес - независимая "Мак-Ферсон". В ней все знакомо стойки, рычаги, растяжки с литыми кронштейнами, стабилизатор поперечной устойчивости. Почти как у вазовской "восьмерки", только собрана она на мощном подрамнике. Задняя подвеска тоже независимая и тоже "завязана" на подрамник - она многорычажная (четыре поперечных рычага и два продольных) со стабилизатором поперечной устойчивости и амортизаторными стойками. Кстати, в ходовой части зарубежные комплектующие не используют, что снижает затраты на ремонт и облегчает поиск запасных частей. А до-1,7 л аналогичные показатели куда скромнее - 18 си 150 км/ч соответственно. 90Вторая тюнинговая "Орбита" по своему назначению ближе к вседорожнику. Конструктивно она попроще, но и подешевле, что немаловажно для российских автомобилиИкр.кг м стов. Двигатель ВАЗ-21213 рабочим объеМир мом 1,7 л установлен в моторном отсеке «0у* ^ продольно. Пятиступенчатая коробка пере30дач, раздатка, редуктор, приводы передних 20колес "нивовские". Передняя подвеска не0. зависимая - мощные кованые рычаги от вазовского полноприводника, небольшой подрамник, амортизаторные стойки ИЖ-2126. Передние тормоза - дисковые. Внешняя скоростная характеристика двигателя Все остальное практически без изме"Хёндэ Бета-1,80". нений. Карданный вал, задний мост, подверогостоящие двигатель и коробка передач ска, барабанные тормоза - родные, ижевснизу надежно защищены массивным титаские. Колеса, разумеется, большие - размерностью 14 или 15 дюймов, да и дорожновым поддоном. Тормоза - дисковые спереди и сзади! В ный просвет увеличен. Автомобиль разгоних использованы детали от ВАЗ-2108. Коняется до 100 км/ч за 19 с, максимальная леса увеличенного размера, 14-дюймовые, скорость - 140 км/ч. Это, скажем так, савозможна установка и 15-дюймовых, с низмый простой базовый вариант "вездехода". Есть и чуть посложнее - тот же "нивовкопрофильными покрышками. По сравнению с конвейерной "Орбитой" дорожный ский" двигатель, та же передняя подвеска, просвет увеличен почти на 40 мм (было 156 а вот задняя - независимая, от дорожного мм, стало 195 мм). На уровне порогов автополноприводника (с данной модификацией мобиль подрос еще заметнее - разница со читатели познакомились в ЗР, 1998, № 2). Цена, как правило, самая деликатная стандартным ИЖ-2126 составляет 7 мм. Динамика полноприводника впечатляет - разтема, когда речь идет о тюнинговом автомогон до "сотни" - 1 0 с, максимальная скорость биле. Стоит заглянуть в прайс-лист, как наступает разочарование: - 180 км/ч. У обычной "Орбибольшинству это не по карты" с уфимским двигателем ману. Но вот в нашем случае можно говорить, пожалуй, о некотором отступлении от правила. Дорожная "Орбита 4x4" от "Нормы-авто" с независимой подвеской и зарубежными комплектующими стоит 85 тысяч рублей, "Орбита-вездеход" - 54 тысячи. Не дешево, конечно, но и не так дорого, если учесть объем переделок в сравнении с заводским ИЖ-2126. Разумеется, мы называем базовые цены. За электростеклоподъемники, магнитолу, сигнализацию и прочие дополнения придется доплачивать. Но это только по желанию заказчика. Пробные поездки по асфальту, =~= снежной целине и бездорожью убедили нас в том, что полноприводник в цепом удался. Пожалуй, ижевцы создали тот или почти тот автомобиль, о котором мечтают многие наши водители. К сожалению, приобрести машину смогут немногие. Из-за неритмичной работы завода "Норма-авто" Задняя подвеска дорожного полноприводника - многорычажная со выпускает их пока очень мало. стабилизатором поперечной устойчивости, собрана на подрамнике.100-NЗР 6/9863