14
15
16
АНКЕТАВ ГАРАЖЕАвтомобиль - одна из самых дорогостоящих покупок. Такую обычно планируют заранее, готовятся, копят деньги, выбирают марку, модель...В одной из наших анкет (ЗР, 1998, № 4) мы попросили читателей поделиться этими планами. Число ответов превзошло все ожидания - лишь за два месяца, апрель и май, почта доставила в адрес редакции 140 тысяч заполненных анкет! Картина, представшая нашим глазам, весьма интересна и поучительна; к сожалению, полный анализ слишком объемен и вряд ли уместится на журнальных страницах. Поэтому, как обычно, мы познакомим вас с тем, что показалось наиболее существенным. Как это ни банально, первый вопрос, с которого начинается подготовка к приобретению машин, - деньги. Понятное дело, владельцам со стажем проще, чем новичкам, собравшимся купить свой первый автомобиль: у них уже есть "старое" транспортное средство, которое можно продать. А потому накопление необходимой суммы идет не с нуля. К заключенному в кавычки слову "старый" мы еще вернемся, а пока отметим, что второй источник пополнения копилки у подавляющего числа автомобилистов также тривиален - зарплата. Для начала соотнесем эти две составляющие: марку "старого" автомобиля и зарплату его владельца. "Да что вы! - возмутится представитель социологической науки, - надо добавить сюда зарплату второго- Jсупруга и разделить на число членов семьи!" Замечание дельное, но в данном случае индивидуальный доход важнее: по нему легче определить социальный статус автомобилиста. Взгляните на диаграмму I. Да-да, владельцы машин - не самая бедная часть нашего общества. Однако как четко различается средний доход обладателей "жигулей" и "волг", с одной стороны, и ЗАЗов с ИЖами и УАЗами - с другой! Впрочем, "иномарочники" зарабатывают еще больше. А вот и первый парадокс: выясняется, что лучше многих устроились в этой жизни... владельцы корейских машин. Объясняется это довольно про-II. Среднемесячный доход тех, кто планирует приобрести машину.1920 руб.I. Среднемесячный доход владельцев автомобилей.1800 руб. 1940 руб.1646 руб.ИномаркуОтечественный автомобиль3200 руб. 1940 руб. 1980 руб. 2300 руб.сто: ни в одном объявлении о продаже вы не встретите "кореянки" старше 1990 года, а около 40% этих автомобилей куплены новыми. Для тех же "немцев" и "японцев" доля новых не превышает 6%, большинству автомобилей уже "исполнилось" 10 лет, и потому они в массе дешевле. Теперь построим диаграмму II, где свяжем среднемесячный доход с тем, "наш" или "не наш" предполагается купить автомобиль. Цифры убеждают - более высокооплачиваемые из всех категорий владельцев предпочтут иномарки.14ЗР 7/98 г)ИНОМАРКАНастала пора перейти к общей структуре предпочтений (диаграмма III). Сразу заметим - для российских завомашину. С иномарками - другое дело. Новые в большинстве своем дороже 10 тыс. долларов, а такой суммой распола-III. Распределение владельцев, планирующих купить автомобиль.Российский Российский по лицензии борки Выпущенный: 4,1%41,4%\Ъ>:<6* 7 ' 6 %'О О 1>4%| f Ж|«В»14.6%^8»18,0%lgno,i%р 1,0%гают лишь около 16% респондентов. Сравним это с данными диаграммы III: получается, что примерно 80% (возможно, соотношение еще ближе к 100%) покупателей зарубежных машин направят свои стопы на рынок автомобилей "б/у". Вернемся к судьбе российских автозаводов. Как мы уже отметили, лишь двое из пяти потенциальных покупателей собираются ездить на отечественных машинах. Теперь поставим вопрос несколько иначе - кто из нынешних владельцев больше верит родному автопрому? Оказалось, те, кто ездит на ИЖах - без малого 70% планируют купить российскую машину. Как вы помните, "волгари" в среднем богаче владельцев других наших автомобилей. И они же менее всего склонны прощать автопрому его недостатки - всего 37,4% водителей "волг" не собирается пересесть на иномарку. Кроме соответствующего дохода, нетрудно привести следующий резон: а какая из массовых отечественных машин не уступит "волгам" в уровне комфорта? То-то, "выше только звезды", звезды зарубежного автостроения.дов она неутешительна: лишь 41,4% связывает надежды с традиционными отечественными марками. "Немцы", "корейцы" и "японцы" могут рассчитывать даже на большее - в сумме 42,7%. Интересно, что сравнительно немалая доля 7,6% автомобилистов - ориентирована на машины "отверточнои сборки" - подобные начинания, судя по всему, имеют перспективу. Мы не задавали отдельного вопроса о том, будет покупка совершена на рынке новых или подержанных машин, однако сейчас легко восполнить эту информацию. Посмотрите на диаграмму IV, отражающую примерную стоимость запланированного приобретения. Ровно треть опрошенных рассчитывает затратить не более $6 000; в их число войдут, естественно, практически все, кто собирается купить неновую отечественнуюIV. Распределение потенциа пьных поку пателей по стоимости прио бретения.до 6000$ 6000-7000$ 7000-8000$ 8000-10000$ 10000-12000$ 12000-15000$ более 15000$и1*Ц;Ьгт-J оО14,1%ядJJ бЯЯ юЯНLJgjWiЗР 7/9815 V. Доля нынешних владельцев автомобилей, которые купят российские машины.ВАЗ ГАЗ АЗЛКижУАЗ68,1%44,4%ЗАЗgменее 1 %45,3%жить им придется так же долго, а для иномарки запчасти куда дороже... А вот - другой полюс. Зарплата - более 5 000 руб. в месяц. Естественно, двухтрехлетний автомобиль, почти в половине случаев - иномарка. В планах - иномарка подороже, и купить ее предстоит в ближайшие год-два. Не только потому, что престижно: ведь к тому времени нынешний автомобиль начнет заметно терять в цене - его лучше продать, пока разница между ним и новым минимальна. О, в этой группе отлично знают законы рынка. И хотя она немногочисленна, именно ее представители в основном планируют купить автомобили дороже $15 тысяч. Сравнивая эти две социальные группы, невольно вспоминаешь известные русские пословицы: "По одежке протягивай ножки" и, особенно, "У кого есть - тому и еще прибавится". А теперь вновь вернемся к нашему автопрому. Исследование показывает: большинство покупателей его продукции - люди относительно бедные, это именно те, кто готов мириться с затратами "не более $ 10 тыс." и неважным качеством. Поэтому, видимо, нашим автозаводам не стоит полагаться на производство "машин-люкс" - рынок-то этому не благоприятствует. Кстати, как удержать оставшихся приверженцев российских машин? Поднять таможенные пошлины и сделать иномарки еще дороже? Пробовали - не помогает. Можно еще заняться качеством автомобилей... Нет, пожалуй, это уже фантастика. РедакцияКорейский Германский Японский Американский15,8%•|б,6% менее 1 %Отметим еще одну интересную закономерность. Из тех, кто уже опробовал в деле немецкие или японские машины, более 5% не прочь купить теперь российскую. В голову приходит лишь одно объяснение этому парадоксу: такова доля тех, кому на "нормальную" иномарку денег не хватило и пришлось помучиться с весьма подержанным экземпляром. Косвенное подтверждение этой гипотезы менее 1% владельцев американских и корейских машин разделяют желание "вернуться к родному и знакомому". Как мы уже отметили, эти категории автолюбителей владеют более "свежими" машинами, да к тому же и зарабатывают значительно больше своих коллег по рулю. Определившись с маркой ис деньгами, можно примерно сказать, когда, наконец, под окнами появится новая машина. Ответы на этот вопрос мы свели в диаграмму VI. Выясняется, что рынок автомобилей сейчас довольно динамичен - за ближайшие 5 лет без малого 80% нынешних автомобилей сменят владельцев, которые уже примерились к новым машинам. При этом 17,9% совершат покупку в ближайшее время! Итак, перед вами картина автомобильного парка, каким он будет через 4-5 лет. Если все нынешние планы реализуются, доля российских машин в нем уменьшится до 55-60%; 8-10% составят новые иномарки, остальные - тоже иномарки, но уже постарше. Причину этого искать долго не нужно - потенциальныепокупатели, нахлебавшись горя с полуфабрикатами, из всех параметров автомобиля выделяют качество - более 60% считают его приоритетным. Занимаясь расчетами по этой анкете, нам удалось выделить два пути сегодняшней российской автомобилизации. Безусловно, центральным вопросом являются деньги: доход во многом определяет и нынешнюю марку автомобиля, и предполагаемый срок его замены, и круг будущих приоритетов. Вот, скажем, весьма многочисленная социальная группа, в которой заработок не превышает 1 000 руб. в месяц. Здесь мы обнаружим довольно старые машины (10-15-летние) российского производства, чаще всего - заднеприводные "москвичи", "жигули" и ИЖи. И многим автовладельцам в этой группе не приходится 17,9% рассчитывать в ближайшие годы купить что-то более 33,4% "свежее" - 37% вовсе не * планируют менять свою машину. А она уже стара, тре27,1% бует бесконечных ремонтов и наладок, с аппетитом "по1,6% глощает" запчасти, масло словом, деньги владельца. в ближайшее время Те же, кто все-таки собирачерез год-два ется купить другой автомочерез три-пять лет биль, в первую очередь нане планирую зывают "Жигули". Ведь слуVI. Распределение автовладельцев по времени предстоящей покупки.к16ЗР 7/98