66
67
68
~штi• • * * &>*iтему кузов нового 'Гольфа" собирают вдвое быстрее, чем для предыдущей модели.Владимир АРКУШАыдстиль архитектуры указывают на почтенный возраст. Зато внутри все - по последПодготовка производства массовых нему слову техники. Достичь этого было Всякий автомобиль хорош настолько, насколько совершенна технология его промоделей обходится баснословно дорого - непросто: гигант, конечно, располагает изводства. (Увы, отечественный потребисчет на сотни миллионов, миллиарды долвозможностью маневра, но все-таки ретель, как правило, видит оборотную сторону ларов. Вместе с тем конкуренция заставконструкцию цехов вели, продолжая памедали: отсталая технология - плохонькая ляет обновлять модели все чаще - значит, раллельно изготовлять до 1000 машин машина.) Внешняя привлекательность ии вложения в них должны окупаться быст"Гольф III" в сутки. Проделав большую подкомфорт, надежность и малый расход топрее. За счет чего? Повысить цену новинки готовительную работу (к проекту привлеклива - эти и другие качества становятся - нежелательно. Увеличить выпуск? Но ли около 20 фирм), технологический про"достоянием масс" благодаря прогрессивего диктует спрос. Выходит, самый верный цесс организовали настолько рациональным способам производства - высокоэффеспособ - меньше инвестировать в обновно, что новое кузовное производство ктивным, дружелюбным к человеку и прироление. Звучит странновато, но ведь на то обошлось "всего" в 800 млн. марок (приде (перечень можно продолжать). От совери прогресс, чтобы меньшими усилиями домерно полмиллиарда долларов), тогда как шенства технологии зависят себестоимость стигать лучшего результата! Попытаемся для предыдущей модели "Гольфа" оно выи цена машины - а стало быть, ее успех на показать, как воплощен этот принцип в лилось в 1100 млн. марок. производстве кузовов самой массовой морынке и финансовое здоровье фирмы. Здесь, в Вольфсбурге, намерены деПринцип этот универсален, о каких бы дели "Фольксвагена" (а потому важнейшей лать ежесуточно до 3000 "гольфов" в размашинах ни шла речь - микролитражных или для концерна) - "Гольф IV". личных модификациях и вариациях. Для класса "люкс", но особенно жестко он дейстКорпуса головного завода в Вольфе- этого линии сварки сделали универсальнывует там, где масштабы выпуска измеряются бурге возведены шестьдесят лет назад: ми (рис. 1) - в предыдущем поколении кажтысячами штук в день - сотнями тысяч в год. темно-коричневый кирпич и лаконичный дая линия была предназначена для "своей"66ЗР 7/98 модели (в Вольфсбурге делали также "Поло", "Венто", на первом этапе - "Аросу"). Единственную линию для сварки кузова "Гольфа III" заменили тремя, поделив между ними общий объем выпуска. Это позволяет работать с наивысшей отдачей: коэффициент использования оборудования 90-95% против 70% в прежнем варианте. Сами линии скомпонованы по-новому - как говорят заводчане, наподобие рыбьего скелета (рис. 2). Элементы, подсобираемые на боковых отростках, поступают прямо на сборку кузова - тем самым упразднены самостоятельные участки подсборки, а также длинные транспортерынакопители. Подача деталей (узлов) со всех отростков синхронизирована, чего не было прежде, и кузов продвигается "на шаг" каждые 54 секунды. Весь процесс Рис. 1. Варианты загрузки сварочных линий Гольф" 2-дв. 1000 машин вдень 1000 машин вдень сварки кузова на каждой из трех линии занимает два часа - вдвое (!) меньше, чем затрачивалось на "Гольф III". Слегка загипнотизированные столь Рис. 2. Схемы технологических процессов: впечатляющей цифрой, мы с коллегой любовались безупречным интерьером цеха. В нем преобладает светло-серый, почти белый цвет - стен и полов, конвейеров и шкафов с оборудованием: посмотрите на фото. На полу не громоздятся "кроватки" с запасами деталей, они не плывут над головой по длиннющим подвесным конвейерам, совершая замысловатый путь из конца в конец корпуса. Оттого в цехе (особенно на верхнем уровне) стало просторнее, светлее - как говорят, легче дышится. Хотя кому, собственно? Людей совсем мало - не мельтешение рук, не сила мускулов, а энергия мысли управляет этим производством. Непривычен для глаза и матово-серебристый цвет самих кузовов - это цвет цинкового покрытия. К слову: такая защита в сочетании с новейшей технологией окраски и антикоррозионной обработки позволила фирме установить 12-летнюю гарантию от сквозного проржавления кузова. Нехитрый подсчет, во сколько раз "Гольф" долговечнее "Лады", при желании выполнят сами читатели. Оборудование нового поколения, четкая система его эксплуатации, тщательный контроль - все это принесло заметные сдвиги в качестве изделий. Так, зазоры между элементами собранного кузова теперь не превышают 3 мм. Такое требование под-А - старого образца: 1 - высокоскоростная линия и установки; 2 - транспортеры и накопители; 3 - зона подсборки с "тактностью" от 0,2 до 1,3 мин; 4 - доделка кузовов; Б - нового образца: 1 - "сквозная" структура, равномерный поток; 2 - гибкая робототехника; 3 единый для всей линиии такт; 4 - изготовление компонентов приближено к основной линии.ЗР 7/9867 разумевает и равномерность зазора по всему сопряжению - а чтобы этого достичь, ужесточили допуск на размеры кузовных деталей: не более ± 0,25 мм! (Сократив его, опять-таки, вдвое по сравнению с действовавшим ранее.) Поработали и над качеством поверхностей - кузов выглядит, как любят говорить немцы, словно литой. Хотя многие читатели знают не понаслышке, что "Гольф" и прежде не выглядел корявым... Высокая точность изготовления позволяет использовать при сборке кузова детали, сделанные на разных заводах: так, Вольфсбург обеспечивает другие предприятия концерна дверями, крышками багажников, капотами. Заметим попутно, что завод располагает еще и крупным механосборочным производством, где ежесуточно выпускают, в частности, 10 тысяч пар приводов колес, около 4 тысяч топливных баков, 25 тысяч колес, а также панели приборов, бамперы и детали обивки салона в расчете не только на себя, но и на зарубежные заводы концерна. Сопровождавший нас по заводу г-н Лоренц руководит отделом технологического проектирования. Прекрасно осведомленный специалист (как мы поняли, один из "отцов" нового кузовного цеха), он то и дело обращал наше внимание на любопытные подробности. Например, на многие места соединений перед сваркой наносят клей, тем самым резко повышая прочность и герметичность швов. Специальной мастикойпредохраняют точки сварки от разрушения защитного цинкового покрытия. Особо ответственные швы выполняют лазерной сваркой: при этом не изменяется структура свариваемого металла. Лазерным лучом научились варить детали из листа разной толщины - например, передние лонжероныкузова. Такой лонжерон несколько легче обычного, а при столкновении "правильнее" деформируется, сохраняя целостность пассажирского помещения. Подробности и цифры можно приводить еще долго - но вряд ли стоит вникать во все тонкости технологии. Надеемся, сказанное помогло вам получить представление о том, какой ценой достигается высокое качество современного автомобиля.ЙйНГ