142
143
АВТОЗАРУБЕЖЬЕБОЛЬШЕ ПОРЯДКА БОГАЧЕ СТРАНАОсновная задача полицейского - постараться, чтобы транспорт двигался без заторов и пробок, считает берлинский полицайдиректор.МихаилГОРБАЧЕВ. Фото автораВстретиться с берлинским полицайди- А наказание нарушителей? Нельзя Господин Кланг, в нашем понимании ник ГАИ Берлина. ректором (по-нашему - начальник ГАИ) ли подробнее о том, как полицейские коноказалось очень просто: звонок в отдел тролируют выполнение водителями трепрессы берлинской полиции - место и вребований Правил дорожного движения? ков. Для мобильного контроля создан спемя встречи назначены. И вот я - в поли- Хорошо. Превышение скорости - циальный отряд полицейских, он насчитыцейском управлении. главная причина аварий. В распоряжении вает шестьсот человек. В первую очередь * - Господин Кланг, каждому, кто поберлинской полиции шестнадцать радаров. это мотоциклисты. Их называют "белые бывал в Германии, бросается в глаза, Они вмонтированы в автомобили, которые мыши" - раньше они были одеты в белые что на улицах и перекрестках нет потри раза в день меняют дислокацию. Измекомбинезоны. Сейчас форма зеленая, но стовых, при этом движение прекрасно ряется скорость всех автомобилей, проезпрозвище сохранилось. Используем и автожающих мимо радара. Нарушителей не осмобили без опознавательных надписей. организовано. - Зачем полицейскому торчать целый танавливают, но фотографируют так, что- Вы упомянули о том, что водитедень на перекрестке, если там исправно бы было видно лицо. Уведомление о штралей проверяют на алкоголь и наркотиработает светофор? В Берлине регулифе они получат по почте. Кроме этого, есть ки. Первое понятно: дунул в прибор со ровщики появляются, только если он слоеще два вида контроля - стационарный ив сменным мундштуком и смотришь на мался. Прибор обходится дешевле полидвижении. Главная цель - выявить водитетабло промилле. А как определить нарцейского: купил один раз - служит десятилей, находящихся в состоянии сильного котическое опьянение? Сегодня эта летия. На сложных перекрестках светофоопьянения или под воздействием наркоти- проблема, к сожалению, становится акры имеют до двенадцати режимов, кототуальной и для России. рые программируются обычными "чипа- Полицейские проходят специальное р, ми". Если какой-то светофор вышел из обучение. По тому, как водитель управлястроя, на табло в центральной диспетчерет машиной, можно предположить воздейской загорается красная лампочка. Более ствие наркотиков. Например, автомобиль того, каждый из них оснащен телефоном, неуверенно движется в потоке, тормозит по которому полицейский может связатьперед светофором в последний момент, ся с диспетчерской. На трассах светофоедет с включенным "поворотником". Поверы работают в режиме "зеленой волны". дение водителя тоже говорит о многом: поЭто - очевидно. Не очень? Тогда давайте чему он нервничает, не слишком ли словоначнем с азов: с принципов работы. охотлив? Специальный одноразовый приборчик в виде авторучки (стоит всего Вся работа полиции, занимающейся одиннадцать марок) определяет наличие в транспортом, стоит на трех китах: "Эдьюорганизме опиума или кокаина. Есть и бокейшн" - обучение и разъяснение, "Энлее сложный прибор стоимостью шесть ^ форсмент" - наблюдение за движением и тысяч немецких марок. Сейчас мы покупа"Инжиниринг" - участие полицейских ем самые современные приборы стоимоструктур в создании безопасных дорог и стью в двадцать тысяч марок. Их показаоптимальной организации движения. Вония уже принимаются судом как вещестобще, мы не проводим четкого различия венные доказательства. между транспортной и обычной полицией.142ЗР 7/98 I•тгЕсли водитель не хочет дуть в прибор или не согласен с его показаниями, направляем в больницу. Там будет сделан анализ крови. - Знаю, что дать взятку немецкому полицейскому практически невозможно. Тем не менее мой следующий вопрос об этом. Обычно начальники милиции у нас в стране комментируют подобные случаи так: это лишь отдельные эпизоды... Далее следует пассаж об искушении властью почести мундира, которая неукоснительно соблюдается. - Если можно так сказать, в полиции есть некая философия: "Беруфсбеамтентум" - опека государством своего чиновника. В основе - полное доверие сторон. Полицейский заключает с государством соглашение о взаимовыгодных обязательствах. Он обязуется защищать интересы государства, а оно, в свою очередь, заботится о нем и его семье. Например: полицейского не могут уволить по сокращению штатов (в Германии, где страх оказаться безработным очень велик, это крайне важно!). Полицейскому гарантируется зарплата среднего уровня, тринадцатая зарплата ("вайнахтсгельд" - рождественские деньги). - И как эти "взаимовыгодные отношения" сказываются на дорожном движении? - Не удивляйтесь, это больше экономический вопрос. Основная задача полицейского проста: приложить все силы, чтобы транспорт двигался без заторов и пробок. Казалось бы, примитивно. Но... Тогда бизнес будет лучше работать, предприниматели заплатят больше налогов государству, а оно, имея средства, позаботится о полицейском. Вообще, на мой взгляд, чем больше порядка, в том числе и на дорогах, тем богаче страна.выполнении своих служебных обязанностей. Вообще, "философия" нашей полиции направлена против привилегий. Раньше полицейВместе с тем полицейские не имеют права на забастовку. Неоплачиваемые сверхурочные для них - обычное дело. Государство берет на себя половину взносов за медицинскую страховку. Это не привилегия: любой полицейский может пострадать приский мог взять крупный кредит на покупку дома или квартиры под минимальный процент. Сейчас это невозможно, тем более что земля Берлин-Бранденбург объявлена банкротом - в казне нет денег. Полиция находится практически на самообеспечении: мы увеличили количество дежурств и поступления от штрафов возросли - таким образом пополняем казну. С другой стороны, чем выше зарплата, тем меньше соблазн замарать честь мундира. Не случайно Германия - на последнем месте в Европе по количеству нечистоплотных полицейских. Играет положительную роль и тот факт, что полицейским можно стать только с двадцати восьми лет после серьезных проверок. У нас очень жесткая кадровая политика, случайному человеку невозможно надеть полицейскую форму. - Представьте себе: известный немецкий телеведущий г-н Готтшальк привысил скорость и его останавливает полиция. "Спешу на телевидение!" картинно улыбаясь, отвечает тот и, показав спецталон, спокойно удаляется. - У нас в Германии подобная ситуация невозможна. Даже проблесковые маячки имеют только пожарные, скорая помощь и криминальная полиция на время спецвыездов. Более того, бургомистр Берлина и начальник полиции города в поездках не пользуются "мигалками". Они подают пример того, как можно быть свободным от привилегий даже на высоком посту. А потом, знаете г-н Кланг лукаво улыбнулся), если высокопоставленный чиновник вовсю гоняет со спецсигнапом, то это наводит на мысль, что он не умеет правильно организовать свое рабочее время и постоянно опаздывает. Полиция против привилегий, даже если они касаются видных политических деятелей. На весь Берлин наберется максимум десять машин со спецсигналами. Они встречают официальные делегации на самом высшем уровне. Кстати, если движется спецколонна, мы стараемся обойтись "текучей блокировкой", то есть несколько команд мотоциклистов и автомобилей поочередно, сменяя друг друга, перекрывают перекрестки буквально за считанные секунды до приближения правительственного кортежа. Такая работа, конечно, требует очень четкой организации, зато не создает хаоса и пробок на улицах.ЗР 7/98143