168
169
шшшшшшМИЛОВАТЬ,где поставить запятую, решающую судьбу сорок первого"Облицовка радиатора, купленная на рынке, мне нравится больше заводской.СлР°Относительно недолгий опыт эксплуатации этой модели (до нее ездил на "407М", "2140", ВАЗ-2107) укрепил меня в мысли, что автомобилем-неудачником "Москвич-2141" прослыл не в силу его объективных качеств - по очень многим параметрам он превосходит известные мне до него автомобили, - а в силу невезения (кому-то надо быть "мальчиком для битья") и невиданной даже для нашего автопрома халтурной сборки. Собственно, сильное желание реабилитировать "Москвич" и побудило меня написать в редакцию. Возможно, мой опыт поможет кому-то сделать выбор при покупке автомобиля, а обладателям "Москвича" - решить проблемы эксплуатации. Как ни обидно, попытки конструкторов сделать автомобиль классом выше ВАЗ2109 были методично сведены на нет заводчанами. Если в первые годы выпуска "сорок первый" уважительно сравнивался с "девяткой" как серьезный конкурент, правда, с "детскими болезнями" (как писал "За рулем"), то к середине девяностых прочитать о нем что-либо одобрительное было уже невозможно. Сопоставления "хороший замысел плохое исполнение" вытеснились жалобами на сборку, окраску, а затем машину вовсе перестали замечать, несмотря на то, что цена на автомобиль, изначально более дорогой, чем ВАЗ-21093, стремительно пошла вниз. Особенно сильно это проявилось в падении цен на подержанные машины. Обобщая мои мини-исследования, к наиболее характерным болячкам "сорок первых" отнесу переднюю подвеску (в первую очередь, гидравлические стойки и подшипники ступиц), коробку передач (задний подшипник первичного вала, втулка ведущей шестерни пятой передачи, саморазборка в процессе эксплуатации), сцепление (недолговечность диска), низ-^р -щ ¥1кую коррозионную стойкость порогов и, наконец, окраску кузова без грунтования - это в начале 90-х годов. В общем, почти неизбежных хлопот многовато, однако решил, что справлюсь, главное - машина нравилась. Так случилось, что я купил "Москвич" после первого же просмотра - год выпуска 1988, но новый кузов (хотя и 1989 года выпуска) первой комплектации с салоном еще в упаковочном полиэтилене за $3100. Первое впечатление от машины: просторный салон, высокая посадка (при таком расстоянии от пола до потолка могла быть и пониже), невероятно легкий руль и, как следствие, возможность быстро-быстро перебирать его руками при маневрировании. И большое удовольствие от открывания-закрывания дверей - мягко и солидно. Очень понравилось, что высоко поднимается задняя дверь. Вместе с тем, после черного велюра и строгой панели приборов "семерки" светлый салон "Москвича" показался простоватым. И если к ВАЗ-2107 привык быстро и незаметно (он сменил "Москвича-2140"), то здесь многое было не то чтобы неудобно, а как-то непривычно.Такая шкала под рукоятками отопителя более информативна, чем старая штатная.автомобиль, и пока он цел, автомобиль жив. У кузова "Москвича" немало хороших качеств. Неоднократно отмечалась в ЗР хорошая аэродинамика, проявляющаяся не только в меньшем расходе бензина, но и меньшей шумности на высоких скоростях и, что очень важно для пятидверной машины, в чистом заднем стекле. Поскольку "сорок первый", как было # едко отмечено в одном из номеров ЗР, "чемпион по гниючести", особое внимание уделил антикоррозионной защите кузова (хотя при осмотре заводская обработка не вызывала подозрений). Закрытые полости - пороги, лонжероны, двери - тщательно обработал сначала аэрозольным препаратом на восковой основе ("Динитрол-ML"), способность которого пропитывать ржавчину и проникать в щели просто поразительна: через день после обработки препарат появлялся там, где его вроде и быть-то не могло. Затем нанес аэрозольные шумо- щ поглощающие мастики. В довершение заполнил пороги пеной "Макрофлекс", исключив попадание туда воды и грязи. При Из достоинств, которые сразу выявиобработке дверей лишний раз убедился, лись, отмечу прекрасную управляемость на насколько живучи дурные традиции отеческользкой дороге и удивительную проходиственного автопрома: и на "2140", и на мость. "Печка" очень эффективна, но зимой ВАЗ-2107, и на "2141" шумоизоляция двепри второй скорости ее вентилятора двигарей держаться не хочет, а ведь под ней готель остывает (когда осваивал машину, молый металл (на моей "семерке" под отставрозы были под двадцать). На утеплении мошей битумной массой образовалась дыра). торного отсека остановлюсь позже. В обЗдесь же почти вся масса лежала внизу, щем, первые ощущения были весьма половызывая шум при открывании-закрывании жительными, и никакого намека на разочадверей - по сути, на новом кузове! рование и ностальгию по "семерке" не возВ отличие от "восьмерок", "сорок перникло. Более полугода эксплуатации тольвые" "погремушками" не обзывают, но, зако укрепили мнение о заложенных и воплонявшись шумо- и теплоизоляцией, я предщенных достоинствах нового "Москвича". принял "превентивные" меры. При антикорКузов. Собственно, кузов - это и есть розионной обработке дверей заклеил мон-168ЗР 7/98 тажные окна четырехмиллиметровым пенополиэтиленом, а между обивкой и дверью по периметру проложил "колбаски" из сырой резины. То же сделал с панелью приборов: разобрав на отдельные "пластмассовые составляющие", промазал плоскости контакта с другими деталями резиновым клеем. Многочисленные полости (кстати, удобные для размещения процессорного блока сигнализации), включая козырек над приборами, заполнил поролоном. В дополнение к штатному шумопоглощающему ковру закрыл пол, переднюю перегородку и "торпедо" снизу десятимиллиметровым пенополиэтиленом (в отличие от поролона он не впитывает воду и служит лучшим шумо- и теплоизолятором). Поскольку главный источник шума на% ходится в подкапотном пространстве, уделил много внимания моторному отсеку: закрыл многочисленные отверстия фартуками и чехлами, а капот обклеил между ребрами жесткости пенополиэтиленом. Весь капот закрыл изнутри большим листом "пены", а чтобы он не провисал, закрепил его на ребрах жесткости теми же пистонами и приклеил по периметру. Стоит отметить, что благодаря теплоизоляции капота при работе двигателя зимой снег на нем не тает и, следовательно, плотная корка льда потом не нарастает. Жаль, что не могу количественно охарактеризовать, насколько снизился уровень шума, но субъективно ("субъект" - не только я) в машине стало гораздо тише: при любом режиме работы двигателя радио не приходится надрываться, чтобы пробиться через шум. К слову, в "семерке" уже после "сотни" приемник приходилось выключать за ненадобностью. Сине-красную схему управления "печкой" заменил на более информативную (см. рисунок). Кстати, на новых машинах в дизайн панели приборов внесены улучшения (по крайней мере, на рынке появились пластмассовые детали нового образца), и что-либо дорисовывать нет необходимости. Двигатель. Именно он во многом определяет судьбу автомобиля. Если бы пошел в серию запланированный мотор, статус "Москвича" мог бы быть совсем иным. Если говорить про "жигулевский" двигатель, который, по отзывам, "слабоват для этой модели", то он не более "слабоват", чем для ВАЗ-2106 или ВАЗ21074: массы машин почти одинаковы, а передаточные числа трансмиссии (для главной передачи "сорок первого" - 4,1 и 4,22) очень близки. Но, как известно, мощности двигателя всегда не хватает. Чтобы улучшить динамику, я установил на ведущие колеса довольно низкопрофильные шины - 175/65R14.ф_*Серьезных проблем с мотором пока (тьфу- водчан, зафиксировал проволочками болтьфу) не было. ты крепления вилок. Подвеска. Необходимость ремонта Для защиты резинового чехла внутреннего ШРУСа от мощного потока тепла передней подвески была очевидна, как я установил на выхлопную трубу под ним заговорил, еще при покупке машины. В перщитный экран из стального листа, обильно вую очередь заменил амортизаторные промазав его сверху силиконовым герместойки на "газовые" - нашей, питерской тикой "Гермесил" и закрыв листом кремний- фирмы "Плаза". Работа несложная, достаорганической резины, армированной стекточно вооружиться статьей в ЗР, 1996, № 6, стяжками пружин (для большей налотканью. Трансмиссия. Работа коробки особых дежности сделал их три) и съемником рунареканий не вызывала - ход рычага перелевых пальцев. Стойки работают уже боключения небольшой, включение передач лее полугода просто замечательно. четкое, а синхронизация как при переключеПодшипник ступицы правого колеса нии передач по восходящей, так и по нисхобыл явно разбит, а вот "вычислить" левый дящей, отличная. Правда, зимой масло проудалось не сразу - люфта не было, при врагревается очень медленно, и, в отличие от щении подвешенного колеса он работал бес"классики", машина при давно горячем двишумно, но при поворотах на большой скорогателе долго "не едет". Понятно, что можно сти возникал неприятный гул. Подумал, что заливать "синтетику", но это совет типа: это ШРУС, но, решив пойти по пути наимень"лучше быть здоровым и богатым, чем...". ших финансовых затрат, поменял для начаТеперь о грустном. Как и было предла подшипник - и угадал! О старом подшипсказано бывалыми (и с чем я заранее сминике после извлечения что-либо определенрился), через пару месяцев эксплуатации ное сказать было трудно - он походил на коробка заверещала, звук быстро нарасраздавленный черепок, но следов износа не тал и ездить стало страшновато. Тем бобыло, да и смазки хватало. В дополнение к лее, что не так давно в коробке "сорок теме ступичных подшипников отмечу, что первого" моего коллеги открутились, как правый задний имеет небольшой люфт, и это случается, незакерненные винты плачтобы продлить ему жизнь, прокачал смазстины, фиксирующей задние подшипники кой ШРУС-4 с помощью иглы-насадки на валов. В результате и денег, и нервов бышприц - она легко проходит под пыльником ло потрачено немало. В общем, пришлось подшипника. Пространство между колпачустановить новый подшипник первичного ком и подшипником заполнил "Литолом". вала (из-за явных следов питтинга); на Заменяя "начинку" наконечника рулевсякий случай заменил втулку пятой ведувой тяги и шаровые опоры (последнее окащей шестерни пятой передачи на игольчазалось излишним - опоры были в порядтый подшипник. Все остальное "нутро" ке), каждый раз убеждался, насколько имело абсолютно здоровый вид. А винты удобно работать с "сорок первым"! Передстопорной пластины все-таки выпасть не няя подвеска содержит минимум деталей, успели, хотя некоторые едва держались. ко всему прекрасный доступ, кроме разве При сборке не ограничился кернением гоступичных подшипников. ловок: промазал резьбу "эпоксидкой" (наПодытоживая свои впечатления, я несенная на необезжиренную поверхпришел к выводу, что нынче "Москвичность, она хорошо стопорит винт, но "мер2141" - автомобиль, где есть куда прилотвого" соединения не происходит - для отжить руки, и довести его "до ума" не так ворачивания головку достаточно слегка сложно. А если бы завод смог решить прообстучать). И уж, конечно, в отличие от за- блемы с качеством сборки, двигателем ("уфимец" при его массе, габарите, литровой мощности устарел и действует разУтепление капота служит и прекрасной шумоизоляцией. дражающе на многих потенциальных покупателей), качеством окраски (про рябь не говорю, но грунтовали бы) и хотя бы немного осовременил внешний вид и панель приборов, запятую между словами в заголовке надо было бы поставить так: "казнить нельзя, помиловать". Уверен, такая машина вполне удовлетворит многих страждущих приобрести относительно недорогой, комфортабельный, вместительный и даже весьма солидный автомобиль с хорошими ходовыми качествами.ЗР 7/98169