108
109
МАРКИ, МОДЕЛИ, МОДИФИКАЦИИIIНадежные, долговечные, безопасные - эти понятия стали синонимами шведской марки во всем мире.Скандинавские автомобили давно пользуются уважением в России. Когда-то вместе с "Мерседесом" они почти исчерпывали список распространенных в стране иномарок. Особенно популярны большие "вольво", хотя в последние годы появилось немало более дешевых машин серий 300 и 400. Рассмотрим шведские семейства - от малых машин к большим. В последние 20 лет на автомобили "Вольво" устанавливали обширную гамму моторов разных семейств, моделей, модификаций. В таблице мы для простоты свели двигатели в группы по рабочему объему и для каждой указали диапазон мощностей. В обозначении моторов фирма использует буквы В бензиновый иD - дизель. По цифрам можно определить примерный рабочий объем, например В14 - 1397 см 3 , В23 (В230) - 2316 см 3 . В двигателях последних поколений округленный рабочий объем зашифрован в двух средних цифрах четырехзначного индекса: В5252 - 2461 см 3 . Первая цифра 5 означает число цилиндров, последняя - вариант исполнения. Долгие годы шведская фирма строила автомобили, по сути, одного класса - среднего, пока в середине 70-х не купила голландский завод легковых автомобилей ДАФ. Это предприятие выпускало небольшие дешевые машины ДАФ-66 с бесступенчатой трансмиссией "Вариоматик". Некоторое время их производили под маркой "Вольво". А в феврале 1976 года дебютировал "Вольво-343" - трехдверный хэтчбек с 1,4-литровым двигателем "Рено". На первые машины еще ставили дафовскую трансмиссию, но примерно через год от ненадежной конструкции отказались. Осенью 1979-го появился пятидверный "Вольво-345". У "Вольво" выпуска 70-х - начала 80-х последняя цифра в индексе модели указы-ВОЛЬВОСергей КАНУННИКОВ/ /вала число дверей. Позже систему обозначений упростили. Так, автомобили с двигателем 1,4 л получили индекс 340, с 2-литровым мотором (вы-ле продолжал традиции - в начале 70-х шведы выпускали не менее стильную модель P1800ES. На "480-е" ставили мотор рабочим объемом 1721 см 3 (В18). Поскольку машины предназначались в первую очередь для американского рынка, почти все они оснащались катализаторами. Автомобили расходились гораздо хуже, чем планировала фирма, но лишь в 1995 году их производство прекратили. В июне 1988 года на конвейер встал новый хэтчбек - "Вольво-440". Седан модели "460" появился в 1989-м. Эти переднеприводные автомобили вытеснили с конвейера устаревшую серию 300. Облик машин сохранил традиционную для шведской i•'Ц. v • • ••: • / .• ''•'•:'.<. »?ЗУл;...•»•-.-•пускалась с августа 1980-го) - 360. Следует обратить внимание - в 70-х буквы DL на "Вольво" не означали, что автомобиль дизельный. Вернемся к семейству 300. Часть машин комплектовали впрыском "Бош-LE" и "Ш-Джетроник", но большинство - карбюраторами "Зенит", "Солекс" и другими. С 1982 года на "трехсотые" ставили пятиступенчатые коробки передач. В 1983-м появились седаны. Дизельную версию 340D выпускали в 1985-1988 гг. Самые маленькие "вольво" первых лет выпуска получали много нареканий за ненадежность. Затем фирме удалось справиться с "детскими болезнями". За 12 лет производства модель несколько раз подвергали рестайлингу. В 1986 году состоялась премьера "Вольво-480" - первого переднеприводного автомобиля в истории фирмы. Этот спортивного вида универсал на самом де-фирмы тяжеловесность. "Четырехсотые" комплектовали моторами 1721 см 3 (В18) и 1990 см 3I (В20). В 1993 году кузов омоло- ] дили: изменили решетку радиатора, бамперы и зеркала стали I окрашивать в цвет кузова. Тогда же появилась модификация с турбодизелем (1870 см 3 ). Этот мотор модели D19 устанавливают до сих | пор на машины семейства S40/V40. Знаменитая серия 240 ведет счет времени с августа 1974-го. Вместительные, удобные, долговечные, эти автомобили I быстро стали популярны ив Европе, и в США. Седан "244", купе "242" и универсал "245" комплектовали двигателями В19 и В21. Одновременно стартовали "вольво260". На них ставили V-образные "шестерки" В27 (такие же были на "PeHO-30TS" и | "Пежо-604"). Внешне "двести шестидесятые" отличались хромированной решеткой ] радиатора и прямоугольными фарами. Последние вскоре появились и на "240-х" I одновременно с новыми, более крупными | задними фонарями. С 1977-го автомобили комплектовали | мотором В19Е с впрыском "Бош-К-Джетроник". Спустя два года на седаны и универ-1 салы начали монтировать "фольксвагеновский" дизель D24. Модификации этого | двигателя, в том числе с турбонаддувом, позднее устанавливали на машины 700-й иI 900-й серий. Первый бензиновый турбомо-108ЗР 7/98 тор В21ЕТ у "Вольво" появился в 1981 гоуниверсал, а в августе того же года - модиду - тоже на "240-х". Тогда же фирма предфикация Т-5 с наддувным двигателем и отставила модернизированный шестицилинделкой в спортивном стиле. На семейство дровый двигатель В28 для модели "260". 850 устанавливают пятицилиндровые дви"Вольво-260" производили до 1985 гогатели нового поколения. да, "240-е" - до 1993-го. Многие поклонниНачиная с 1996 года, "вольво" обознаки шведской марки были огорчены, когда чают по-новому. Семейство S40/V40 (S машины, выпускавшиеся почти 20 лет, быседан, V - универсал) постепенно вытесли сняты с производства. Впрочем, "вечные" "вольво-240" еще долго будут Двигатели автомобилей Вольво" служить своим владельцам. Мощность. Рабочий Модели Расположение* Заводское В феврале 1982 года в продаавтомобилей объем. кВт/л. с. и число обозначение жу поступил "Вольво-760". Солидсм3 цилиндров обозначение ный седан оснащали бензиновыми 47-52/64-71 343, 345. 340 1397 В14 Р4 моторами 2,3 и 2,8 ли турбодизе64-80/87-109 1721 Р4 440; 460: 480 В18 лем 2,4 л. Через два года появился 340 60/80 В172 внешне такой же, но более скромР4 360; 240; 244; 245 70-85/95-115 1990 В19;В200 ный "740-й". В самой дешевой вер440; 460; 240; 244; 60-107/82-145 В20 сии его комплектовали двухлитро245; 740; 940 вым мотором. Универсалы дебюти1784 Р4 В17А 240; 244; 245 66/90 ровали в 1985 году. В 198571-114/97-155 Р4 240; 242; 244; 245 2127 В21 1990 гг. выпускали двухдверный Р4 340 40/54 1596 D16 81-100/110-136 Р4 240; 244; 245;740 2316 "Вольво-780". В23;В230 740; 760; 940 127-134/173-182 В24 В234 Серия 700 продержалась на 60/82 2383 Р6 D24 240; 740; 940 конвейере 10 лет. В 1990-м ее нача81-90/110-122 740; 760; 940; 960 ли вытеснять модели "940/960". ЛиВ27 262;264;265 92-103/125-140 2664 V6 нии кузова сгладились, но фирмен262; 264; 265; 760 114/155 2849 V6 В28 ный стиль солидного автомобиля 96-125/130-170 В280 760 для солидных людей сохранился. На 1870 Р4 440; 460; S40; V40 66/90 D19 "940-е" устанавливают очередную 102/132 1991 Р4 В204 740 версию мотора 2,3 л, а также двига125/170 В6254 960 2473 V6 тель В 200FT с наддувом и турбоди960: S90; V90 150/240 2932 В6304 V6 зель D 24TD. "Вольво-960" комплек125/170 2435 В5204 850; S70; V70; С70 Р5 товали новыми V-образными "шес1984 В5202 850: S70; V70 93/126 Р5 165/224 2319 Р5 В5234 850Т5; S70T5; V70T! терками" (2,5 и3 л). 183/245 850R Переднеприводный седан 103/140 2461 D5252 850; S70; V70 Р5 "Вольво-850" стартовал в июне 1991 года. В августе 1992-го появилась Р - рядное: V - V-образное версия GLE, в феврале 1993-гО -нило из производственной программы "Вольво-440/460», автомобили серии 850 после рестайлинга получили обозначения S70/V70, а "девятисотые" превратились в S90/V90. Запчасти к "вольво" прошлых лет довольно дороги. Однако покупать их приходится нечасто - машины весьма надежны. Поэтому многие, выбирая подержанную иномарку, останавливаются на шведских автомобилях со значком Марса на облицовке радиатора.ПримечаниеАналог "PeHO-C2J" B18E/D и B18KP/D - с катализатором B200F - с катализатором В19ЕТ и В200П"-турбоВ21ЕТ-турбо Дизель, аналог "Рено-Р8М" B230F и B230FT - с катализатором В230ЕТ и В24ЕТ-турбо Дизель. Аналог VW Турбодизель Аналог "Рено-140" B280F - с катализатором ТурбодизельТурбо Турбо Турбодизель1. К омпактный Вольво-343 (версия 1977 года). 2. Модель '480" - первый переднеприводный Вольво". 3. Вольво-440 первого поколения (1988-1993 гг.) 4. Модернизированный "Вольяо-440" (после 1993 года). 5 BonbBO-244DL - седан первого поколения. Долгожитель Вольво240 скузовом универсал. Семейство 760 740 выпускали в 1982-1992 гг. Вольво-960" образца 1990 года. Переднеприводный Вольво-850".f6.7. 8. 9ЗР 7 98