216
217
ОСНАСТКАбег автомобиля, измеряемый сотнями тысяч километров. А что было с компрессией? Если "зеркало" тщательно полировали, то первоначальная компрессия могла доНа первый взгляд, поршни, кольца, цилиндры - детали несложные. стигать 15 кгс/см2, но после 10 тыс. км Но только на первый взгляд. От них зависят, как известно, мощностные, пробега вследствие износа "зеркала" и экономические и экологические показатели двигателя. колец она зачастую падала на треть. Когда же цилиндр хонинговали, нанося "сетку" картина резко менялась. Перво"газового" но с ним тоже нужно счиначально 2компрессия редко превышала Валентин ГРИГОРЬЕВ 10 кгс/см , после приработки увеличитаться. 2 Далее, при работе поршень полувалась до 12-13 кгс/см , а затем очень Кстати, если вспомнить, в каких чает немало тепловой энергии - его долго, пока не исчезал рисунок на "зерусловиях эти детали работают, то днище омывают раскаленные газы. А кале',' оставалась на высшем уровне. судьбе поршня или колец не позавидукуда это тепло уходит из самого ешь. Так, температура поршня бензипоршня? нового двигателя в зоне расположения Оказывается, большую часть тепколец достигает 200-220°С, а это едва ла, приобретенного поршнем при рали не предельная температура, при бочем ходе, он отдает кольцам, а через которой моторное масло еще худо- них - стенкам цилиндра... и далее - сибедно отвечает предъявленным к нему стеме охлаждения. Вот почему так требованиям, смазывая детали и охважно обеспечить необходимый конлаждая их. такт поршня с кольцами (не через слой При сгорании над поршнем кажнагара, плохо проводящий тепло, как дого заряда топливно-воздушной это бывает в неисправном двигателе!), смеси давление продуктов сгорания - а также колец с цилиндром. Если двираскаленных газов - у современных гатель в порядке, то компрессионные бензиновых двигателей достигает кольца прижимаются к стенкам цилин90 кгс/см 2 , а у дизелей с наддувом - дра не только благодаря упругости, но и 120-150 кгс/см 2 . Умножьте эти вев еще большей степени в результате личины на площадь днища поршня, давления газов, "подпирающих" кольцо например, при диаметре его 82 мм. И изнутри наружу. Если кольца "залегли" окажется, что на поршень действует (то есть пригорели к канавкам), то и теФирменное устройство для сжатия поршневых переменная газовая сила с пиком плоотвод от поршня резко ухудшается, и компрессия падает - газы начинают колец. около 4750 кгс (для бензинового мотора). Этакий молоток почти в пять прорываться между кольцами и стенРазумеется, для правильной ракой цилиндра. Это в общем-то хорошо боты деталей цилиндро-поршневой тонн. известно, но здесь мы сочли нужным группы, помимо "микрогеометрии", В то же время поршень, кольца и об этом напомнить. И вот почему. важна и обычная геометрия - наприпоршневой палец, движущиеся возвратно-поступательно, - это подобие Подсчитано, что в исправном двимер (установочная или монтажная), вибростенда с заранее заданной амп- гателе значительная часть работы колец на поршнях, колец с поршнями в трения (до 50-60%) приходится именно цилиндрах. Здесь крайне важно обесна поршневые кольца. Можно сказать, печить правильные, рекомендованные что здесь один из важнейших резервов заводом зазоры между деталями. При отсутствии достаточных зазоров по совершенствования двигателя. Картина взаимодействия кольца с высоте между кольцом и канавкой цилиндром во многом зависит от микпоршня газам трудно создать необхорогеометрии контактирующих поверхдимую "распирающую" кольцо силу - и ностей. Особенно интересной оказаоно плохо прижимается к цилиндру. лась "история" так называемого зерка(Это происходит и при "закоксовывала цилиндра: этот термин давно извении" кольца нагаром.) стен, и до сих пор многие считают, что Чрезмерный зазор по высоте тоже Монтажная втулка и самодельный стяжной хомут. поверхность цилиндра должна быть нехорош, но уже по-своему: в этом литудой колебаний. Например, при хокак можно более гладкой, зеркальной. случае кольцо, ударяясь о стенки каде поршня 80 мм и числе оборотов Но с некоторых пор (особенно на навки, начинает ускоренно их обми5600 в минуту каждая частичка этих иномарках) мы стали обнаруживать нать. В свою очередь, торцы кольца деталей при изменении направления странные, специально нанесенные на быстрее изнашиваются - и суммарный движения "к ВМТ' - "от ВМТ" испыты"зеркала" риски. Их рисунок напоминал зазор еще более увеличивается. При вает виброускорение 14130 м/с2 или, сетку. Оказалось, что его назначение - такой свободе кольцо получает возесли хотите, работает с перегрузкой удерживать масло на стенках цилиндможность опасно вибрировать в преоколо 1440! Вот вам еще один "молора. При наличии масла "сетка" сохраделах канавки, изгибаясь с высокой ток" - от инерционных сил. Он слабее нялась очень долго, обеспечивая прочастотой, из-за чего иногда очень бы-НЕ СЛОМАН КОЛЬЦО!216ЗР 7/98СвоимиСилами30 Рис. 1. Схемы сил, действующих на кольцо при его установке на поршень: а - при монтаже пальцами; б - при использовании трех пластинок; в-с применением монтажных клещей.стро ломается. Нередки и разрушения перегородок между кольцами. Но, как ни тяжело работается кольцу в двигателе, один из самых ответственных моментов в его "карьере" - это установка на поршень. Довольно часто "мастера" ломают кольца как раз при этой операции, порой даже не замечая того - и "собранный" так двигатель потом эксплуатируется.гпри работе! (Отмечались случаи, к о ­ гда чугунное кольцо ухитрялись деформировать: после такого "монтажа" зазор в стыке существенно увеличивался!) При работе пальцами схема приложения сил к кольцу такая, как на рис. 1, а. Напряжения в сечении "напротив" замка могут быть в 60 раз выше рабочих.Iо -RL00.. •N3,5/g14V(V)6°,1~ - ~ 4,731°in7CMScol 111! .J*-о idonW 1J "r 1 P!GOРис. 2. Оправки для монтажа колец на поршень: а - нерегулируемая; б - регулируемая.В наше время различные фирмы поставляют в качестве запчастей уже готовые комплекты поршней с надетыми на них кольцами. При серьезном ремонте двигателя стоит отдать им предпочтение, так как это исключает риск поломки колец в момент их монтажа на поршень. Другая (и не менее ответственная) задача при ремонте двигателя - это установка поршня с кольцами в цилиндр. В этом случае наиболее уязвимыми оказываются чугунные, крайне хрупкие маслосъемные кольца с их ажурной конструкцией. Так, при проверке двигателей "Жигулей" мы не раз обнаруживали, что сломано или само кольцо, или обломан его нижний выступ ("скребок"). Безопасно установить поршень сИзвестен метод "трех пластинок" (описываемый решительно во всех В чем здесь проблема, если она книгах по ремонту). Он показан на рис. вообще существует? Ведь вроде бы 1, б и, конечно, лучше "ручного" Наппросто: "аккуратно" развел концы, ряжения в опасном сечении кольца надел кольцо на поршень, подвел к снижаются раза в полтора. канавке, отпустил... Но если кольцо и Но наиболее грамотный способ установки кольца на поршень - с использованием специальных клещей 3° 3,5, (рис. 1, в и 4) Их изобрели очень давно, но широкой массе российских автовладельцев они, к сожалению, не известны. Эти клещи позволяют так развести кольцо, чтобы обеспечить в нем наиболее благоприятное распределение напряжений. В опасном сечении они снижаются вдвое, а то и больше. Клещи можно купить - стоят они у нас около 30 долларов. Но можно (и довольно безопасно) установить кольца на поршень, если изготовить несложные оправки. Так как при реРис. 3. Монтажная втулка для установки поршня монте двигателей цилиндры нередко с кольцами в цилиндр. приходится растачивать до ремонтных размеров, мастер должен иметь не сломалось, не забудьте, что вот несколько разных оправок или востак, разводя его, вы создали в нем пользоваться регулируемыми (рис. огромные напряжения, которых нет 2,6). 31 СвоимиСиламиРис. 4. Специальные клещи для монтажа колец на поршень.кольцами в цилиндр можно разными способами. Например, воспользоваться монтажной втулкой (рис. 3). Или заменить ее одним из эластичных стягивающих устройств, показанных на фото. Последнее - фирменное, к тому же еще и универсальное для работы с целым рядом типоразмеров поршней от 50 до 150 мм. В сущности, это самый настоящий хомут, позволяющий эластично охватить кольца и "утопить" их в канавках поршня, после чего несильными ударами по днищу его вводят в цилиндр. Детали, конечно, не забывают смазать...ЗР 7/98217