20
21
выгоды ясныНовость была подобна землетрясению. Немногие попали в эпицентр, но узнали о случившемся едва ли не все жители Земли.Александр МЕЛЬНИК С раннего утра 6 мая бесчисленные теле- и радиостанции Австралии, Азии, Африки, Европы и Америки принялись на все лады обсуждать сенсационное событие - два автомобильных гиганта "Даймлер-Бенц" и "Крайслер" намерены объединиться. Что в этом особенного? Да хотя бы одна деталь: стоимость сделки - 92 миллиарда долларов. Крупнейшее в истории слияние промышленных предприятий! Когда? Зачем? В какой форме произойдет объединение? Поначалу говорили даже, что немцы собираются просто купить американскую корпорацию. И наконец 7 мая в Лондоне началась пресс-конференция глав обеих фирм. Председатель правления "ДаймлерБенц" Юрген Шремп и президент "Крайслера" Роберт Итон засыпали присутствующих информацией о том, как успешно идут дела их компаний. Первая выпустила в 1997 году 1 132 000 автомобилей марок "МерседесБенц", "Фрейтлайнер", "Зетра", "Стерлинг" и получила 2,5 млрд. долларов прибыли (операционной, до выплаты налогов). Достижения "Крайслера" выглядели еще более впечатляюще: 2 886 981 "крайслеров", "плимутов", "доджей", "джипов" сошли с конвейеров сборочных заводов корпорации, прибыль составила 4,7 млрд. долларов. Но если дела так хороши, зачем объединяться? "Используя синергетические эффекты слияния (взаимозамена узлов и технологий, координация закупочной деятельности, совместный сбыт - прим. авт.), - заявил на пресс-конференции Итон, - а также объединение наших финансовых и стратегических сил, мы займем идеальное место на рынках будущего". "Оба предприятия, поддержал коллегу Шремп почти теми же словами, - идеально подходят друг другу. Это историческое соглашение, которое преобразит автомобильную промышленность". Вот как, ни много ни мало! Больше того, эксперты обеих компаний считают, что в отношении общего оборота, биржевой стоимости и прибыльности новое объединение займет место в тройке крупнейших автомобильных фирм мира. На чем основана такая уверенность? Прежде всего, объединение "ДаймлерКрайслер", как уже окрестили будущую фирму, сможет похвастать широчайшей производственной программой в мире. Сверхкомпактные городские машинки "Смарт", дешевые "доджи" и "плимуты", "мерседес-бенцы" А-класса, полноразмерные по американской терминологии семейные седаны "Крайслер", мини-вэны, джипы, пикапы, микроавтобусы, дорогие представительские и псевдоспортивные машины, грузовики буквально всех типоразмеров, автобусы... По сравнению с этим широким и сплоченным фронтом даже позиции "Дженерал моторе", "Форда", "Тойоты" и "Ниссана" не покажутся неуязвимыми. Не зря сиял от гордости Итон: "Оба предприятия выпускают продукцию всемирно известных марок, которые великолепно дополняют друг друга". Вот где, по всей видимости, собака зарыта. Шефы "Крайслера" десятилетиями завидовали универсальности "Дженерал моторе". "Опель" так же охотно покупали в Германии, как "Воксхолл" в Англии, "Холден" в Австралии, "Шевроле" в Америке. А вот у "Крайслера" в Европе дела всегда шли ни шатко ни валко. С другой стороны, "Мерседес-Бенц" считался в Соединенных Штатах машиной престижной, желанной, но слишком дорогой. К тому же, чтобы купить "немца", порой приходилось ждать 2-2,5 (!) года. Для большей части патриотичных и не слишком терпеливых американцев такое испытание не под силу. Не менее важной, чем расширение производственной программы и увеличение8&zXопродаж "мерседесов" в Америке, сторонники слияния считали экономию средств. Уже в первый год существования "Даймлер-Крайслер", как утверждают экономисты, можно будет сберечь почти полтора миллиарда долларов. А в последующие три-пять высвобождение дополнительных средств вследствие обмена новейшими технологиями в технике, производстве и закупках может достичь более трех миллиардов ежегодно! Не нужно забывать ио такой важной особенности современного промышленного производства, как возможности диверсификации. Автомобильный рынок подвержен серьезным и часто непрогнозируемым изменениям. Чтобы избежать потерь при внезапном падении спроса на тот или иной товар, современные фирмы стараются сделать спектр своей продукции как можно более широким. И в этом у "трехлучевой звезды" особенно сильные козыри. "Даймлер-Бенц Аэроспейс" (Dasa) - одно из ведущих авиакосмических предприятий Европы, "ДаймлерБенц ИнтерСервисес" (debis) предоставляет финансовые, телекоммуникационные и информационно-технологические услуги, совместное с ABB предприятие "ADtranz" крупнейший на европейском рынке производитель железнодорожной техники, a "MTUДизельантрибе" - один из ведущих в мире поставщиков систем приводов для морского, сухопутного и рельсового транспорта. Так что, в случае внезапного падения спроса на один из видов продукции у "Даймлер-Крайслера" появится возможность перепрофилировать, скажем, автосборочный завод в США на производство судовых моторов или автомобильной электроники. Однако иу "Крайслера" есть свои козы-•в_20ЗР 7/98 ПЕРСПЕКТ^ ТУШИНЫприятий видится гораздо более сложным. Финансовое благополучие двух гигантов отнюдь не кажется экспертам одинаковым, а потому одному из партнеров придется в конце концов занять подчиненное положение. Пока что намечен обмен акций, в результате которого держатели ценных бумаг обеих компаний станут акционерами нового общества. Однако если акционеры "Даймлер-Бенц" обменяют их один к одному, их будущие коллеги из "Крайслера" получат лишь 0,547 акции "Даймлер-Крайслер" за каждую имеющуюся у них в настоящее время. Мало того, эти пропорции еще намечается скорректировать с учетом особых выплат, запланированных "Даймлер-Бенц АГ" на июнь 1998 года и последующего увеличения капитала. В результате американская компания становится младшим партнером с не совсем ясными перспективами, что, сами понимаете, не может особенно воодушевлять ее нынешнее руководство. Можно предсказать и трудности чисто технического порядка. Несмотря на "идеальное", по словам обоих руководителей, взаимодополнение модельного ряда фирм, дублирования моделей все-таки не избежать. И может, самый яркий пример - всеЦЕНЫ НА ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ НА НЕМЕЦКОМ РЫНКЕ (в ОМ) "Даймлер-Бенц" А СV SLK ЕSG SL CL 30400-34400 45500-59600 53100-54100 54500-62600 53900-99800 90300-210200 100600-111600 124200-223300 156300-226400 "Крайслер" "Неон "Стрейтх" "Вояджер" "Гран Вояджер" "Вижн" "Нью-Йоркер" "Вайпер" Э1500 40000-57300 43900-71500 50300-69600 66200 82500 142000-165000ри. Помимо всемирно известной марки "Джип", широчайшей дилерской сети в Северной Америке, финансовой мощи дочернего предприятия "Крайслер Файнэншл Корпорейшн", предоставляющей широкий спектр банковских услуг, это огромный творческий потенциал дизайн-центра фирмы. Открывшийся в 1991 году в городке Обурн-Хиллз, в 50 километрах к северу от Детройта, "Крайслер Текнолоджи Сентр" стал одним из самых мощных и эффективных в автоиндустрии средоточием инженеров, конструкторов, технологов, стилистов. Меньше чем за семь лет совместной работы эти люди выдали такой фейерверк необычных конструкций легковых автомобилей, грузовиков, мини-вэнов, джипов ближайшего будущего, что вынудили остальные американские фирмы обратить самое пристальное внимание на разработку перспективных моделей. Причем, немалая часть смелых идей доходит до серийного производства. Последний пример - невероятный автомобиль для отдыха "Плимут-Праулер", первый в мире серийный "хот-род". И все же будущее слияние далеко не всем видится в розовом свете. Во-первых, структура управления гигантом получится более громоздкой. "Даймлер-Крайслер АГ", зарегистрированное в Германии, будет управляться из двух центров - в Штутгарте и Обурн-Хиллз. Руководство составлено из высших менеджеров обеих фирм, и на переходный период, 1999-2001 годы, во главе предприятия встанут Итон и Шремп. Непосредственно им будет подчиняться интеграционный совет из семи человек. Во-вторых, несмотря на термин "равноправное слияние", объединение двух предГ дорожник "Мерседес-Бенц-М1.320". Машину эту разработали специально для американского рынка и для ее производства построили даже завод в США. Однако "Джип-Гран Чероки" - прямой конкурент ML. Да еще и выпускается на новейшем "крайслеровском" сборочном предприятии "Джефферсон Норт", пущенном в 1992 году. Впрочем, этот в общем-то частный случай на судьбу гигантского объединенного концерна влияние вряд ли окажет. Гораздо сложнее ситуация с последними новинками-малютками из Штутгарта. Продажи "Смарта", на разработку которого немцы затратили огромные деньги, должны были начаться в марте, но отложены на полгода. Проблема - в спросе. Специалисты по маркетингу "Даймлер-Бенца" как будто не хотят замечать вековой опыт производства сверхкомпактных "городских" микроавтомобилей. Такие машины пользуются спросом либо в трудные послевоенные, кризисные времена, либо если подпадают под налоговые или иные льготы (как в Японии и Франции). "Смарт" же получился слишком дорогим для тех, кому имидж безразличен, и слишком непривлекательным для тех, кто не обращает внимания на цену. Похожая ситуация с А-классом усугубилась техническими проблемами. Не исключено, инженеры фирмы, отвыкшие за долгие 60 лет от проектирования малолитражных легковых автомобилей, просто поплатились за отсутствие опыта в этой области. Кстати, "Мерседес-Бенц-130", последнюю компактную машину фирмы, в 30-е годы тоже постигла незавидная судьба. Ко всем этим объективным сложностям стоит, пожалуй, добавить еще одну, чисто субъективного свойства. В прошлом "Крайслер" не раз пытался "обручиться" с европейским партнером. Но белая звезда в голубом пятиугольнике становилась для французских "Симки" и "Тальбо", британских "Санбима", "Хиллмана" и других словно печатью обреченности. Но в любом случае грядущее объединение - дело отнюдь не решенное. И руководству обеих фирм еще предстоит убедить своих акционеров на общих собраниях в конце текущего финансового года в преимуществах слияния. Но как мы видим, преимущества эти отнюдь не очевидны. Так что вполне возможно, обе звезды по-прежнему будут сиять на автомобильном небосклоне на приличном расстоянии друг от друга.ЦЕНЫНАЛЕГК ОВЫЕ И ЛЕГКИЕ ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ НА А МЕРИКАНСКОМ РЫНКЕ (в $ USA) 11500-17000 С 31400-40600 'Додж-Неон" 11900-15500 CLK 4000(М5000 "Джип-Рэнглер" ML 3390(М2400 "Додж-Рам" 14300-21800 SLK 40500-46000 "Додж-Эйвенджер" 15300-20300 Е 40900-59200 "Додж-Стрейтэс" 16000-21500 S/CL 64500-137900 "Джип-Чероки" 15400-25000 "Додж-Караван" 16200-23700 G 119500 SL 92700-136300 "Крайслер-Себринг" 17900-22900 "Додж-Интрепид" 20000-24500 "Крайслер-Циррус" 21000-23000 "Крайслер-Конкорд" 21500-25900 "Джип-Гран Чероки" 23100-31200 "Крайслер-Таун энд Кантри" 24000-31500 "Додж-Дюранго" 28000-35000 "Додж-Вайпер" 66700-70400ЗР 7/9821