149
власть должна бы срочно смягчить правила ввоза (снизить вышеупомянутые коэффициенты, а 5 лет заменить, например, на 7). Смягчит ли? И как поведет себя "Дэу"? Ответы станут известны в ближайшие месяцы. По мнению многих наблюдателей, самой серьезной ошибкой правительства стал запретительный характер постановления. Можно было защитить отечественного производителя цивилизованно, повысив таможенную пошлину на старые иномарки, но не отнимая у людей право их ввозить. Другой крупный психологический просчет - нежелание объясниться с народом. Никто не сказал: "Дорогие сограждане, эта мера не только в интересах "Дэу", но ив ваших. Она вынужденная и временная". Но считают ли ее временной люди по ту сторону властных кулис? История и здравый смысл подсказывают, что иначе не должно быть. После второй мировой войны итальянское правительство защитило протекционистскими мерами ФИАТ. В 70-е годы власти США сделали то же самое по отношению к компании "Харлей-Дэвидсон", катастрофически терявшей свои позиции на американском рынке под натиском японских конкурентов. Но когда дела у отечественных производителей наладились, опека была снята. Кстати, фирма "Харлей-Дэвидсон" сама попросила об этом. - Намерена ли корейская сторона последовать этому примеру? - спросил яу президента "Дэу" г-на Чой Джан Хо. И получил дипломатичный ответ: - Украина сильно отличается от США, и я не знаю, можно ли здесь применять те же методы... Интересовало меня и другое: - В Польше и особенно в Германии "Дэу" в борьбе за покупателей предоставляет им разнообразные льготы. Можно ли ожидать того же на Украине, где "Дэу", по сути, монополист? Г-н Чой Джан Хо не сказал ни да, ни нет. Он ответил, что не считает "Дэу" монополистом на украинском рынке, так как сюда ввозятся без НДС российские автомобили, а есть еще импорт иномарок с Запада... Жизнь научила наших автолюбителей обходить любой закон. Поэтому на Украине часто встречаются машины с зарубежными номерами (главным образом, литовскими), эксплуатируемые по доверенности. Вопреки настояниям СП "Дэу-АвтоЗАЗ", правительство пока не решается отменить эту практику. - СП слишком увлечено лоббированием, - сказал знакомый менеджер. - Но есть более верный способ победить в конкурентной борьбе: делать хорошую продукцию по доступным ценам. Вот и мне так кажется...В ночь на 1 апреля на украинско-польской границе оказались в ловушке многие водители, гнавшие машины с Запада. Из Польши их выпустили, а на родину не впускали: в О часов начало действовать постановление Кабинета министров Украины, запрещающее ввоз автомобилей старше пяти лет. Всем было ясно: пятилетний ценз введен не ради чистоты воздуха, а в интересах СП "Дэу-АвтоЗАЗ" под мощным нажимом корейской стороны. Рухнула мечта многих автолюбителей - купить приличную подержанную иномарку ценой до 4-5 тысяч долларов. Массовое недовольство выплеснулось на страницы оппозиционных газет. Зазвучало оно ив Интернете (где украинских коллег поддержали россияне, опасающиеся, что Москва может позаимствовать опыт Киева). "По большому счету, совсем неважно, ради какой компании ("УкрДэу" или "РоллсРойс") правительство будет ущемлять наши свободы. Право свободного выбора - одно из основных прав человека". "Как бы вы прореагировали на постановление властей о единообразной одежде от единственного отечественного производителя? По сути это - то же самое". "Дэурожца" теперь из принципа не куплю, пусть он будет трижды хорош и дешев"... Отлично понимаю авторов этих высказываний. Вспомним, однако, крылатую фразу: "Что хорошо для "Дженерал моторе", хорошо для Америки". В ней большая доля правды: ведь массовое производство автомобилей обеспечивает работой самые разные отрасли и раскручивает маховик экономики. А значит, при всей несравнимости "АвтоЗАЗа" с американской суперкомпаниейего возрождение выгодно и даже необходимо населению Украины. Спорить можно - и нужно - о методах. Постановление было принято за полтора месяца до 1 апреля, и только ленивые да безденежные не устремились на Запад использовать последнюю возможность. Профессиональные "челноки" успели обернуться несколько раз. В общем, понавезли столько, что после первоначального резкого скачка цены на авторынках упали. Сейчас они выше тех, что были до бума, в среднем на 400-500 долларов, и скучающие продавцы подчеркивают, что "торг уместен"... Но буря вокруг постановления утихла лишь на время - "девятый вал", судя по всему, впереди. Кроме возраста, оно регулирует и таможенную стоимость ввозимых автомобилей. На нее "накручивается" 20-процентный НДС, поэтому ее безбожно завысили: для машин старше 2, 3 и4 лет - соответственно 80, 70 и 60% стоимости нового автомобиля. При этом, чтобы там ни показал калькулятор, таможенная стоимость не может быть ниже 5000 долларов. Возможно, авторы постановления элементарно пожадничали, вводя эти несуразные коэффициенты. Но, скорее, они оставили себе место для отступления... Надо сказать, что на Украине недавно избран новый парламент, который вскоре приступит к работе. В нем очень сильна оппозиция, и конечно же, она поведет атаку на непопулярное у народа постановление. Тем более, что не за горами (осенью 1999-го) выборы президента, где голоса миллионов автолюбителей многое решат. В этой ситуации, чтобы ослабить шквал критики в свой адрес, исполнительнаяЗР 7/98149