150
151
ТАМОЖНЯПорядки на таможне созданы ради поддержания... беспорядка.ЯРКОВ Знакомые рассказывают, что на растаможивание и регистрацию автомобиля в Германии требуется от получаса до полутора часов. Это и понятно: дело-то, в общем, не хитрое. Делаю скидку на наши "особенности". Учитываю, что таможен в Москве не очень много - около двух десятков. Получается, что на таможню и постановку на учет в ГАИ потребуется целый день. Так рассуждал я, покупая подержанный "Форд", который специально для меня пригнали из Германии знакомые. Как жестоко я ошибся! Действительность показалась мне Зазеркальем, где все перевернуто и лишено нормальной человеческой логики. Сначала выяснилось, что машины в многомиллионной столице оформляют... только две (!) таможни - Очаковская и Люберецкая. Я поехал в Очаково. Записался там в очередь (!) на растаможку. И в назначенный день... Впрочем, простая хроника красноречивее описаний. Выстоял с утра очередь к окошку, где дают талончик для въезда автомобиля на таможенный склад. Заплатил за него 50 рублей (все цены - в деноминированных рублях). Загнал машину на склад и получил бумажку об этом. Выстоял очередь и взял пропуск на таможню (хотя склад и таможня в одном здании, владельцам разрешено ходить только через улицу, через охрану, по пропуску). В первом зале ("естественно", после долгой очереди) сдал все документы, в том числе полученную на складе бумажку, что автомобиль там. Интересно: на окошке выписка из приказа Государственного таможенного комитета, где говорится, что машину помещают на склад , только если документы вызывают сомнения. Но таможня, видимо, хочет заработать, арестовывая все машины подряд и "храня" их за деньги. Взамен всех документов получил бумажку, встал в следующую очередь - к кассе. Заплатил за "услуги таможни" 710 рублей: 1. Заполнение таможенной декларац ии - 170 руб. 2. Осмотр автомобиля и составление акта - 90 руб. 3. Оценка автомобиля - 300 руб. 4. Оформление карточки (паспорта) Т С - 1 50 руб. Тот факт, что осмотр и оценка уже сделаны при покупке автомобиля и его ввозе в Россию, что есть справка-счет, никого не трогает, как и то, что декларацию может заполнить сам владелец. Раскошеливайся! Квитанцию об оплате столь необходимых "услуг" - в окошко и ждать. Наконец, получил уже несколько листков. Их - оценщику, правильно, в порядке очереди. После этого надо выйти из таможни, сдав пропуск в проходной (!), идти к машине и, открыв капот, стоять. Показалось, "оценщику" нужна пара минут, чтобы пройти внутри здания на склад. Мы ждали его почти час. Поторопить, конечно, не возбраняется. Для этого надо уйти от автомобиля, пройти по улице на таможню, узнать, что "оценщик" вот уже скоро час как ушел на склад, к машинам; высунув язык, бежать обратно, открывать капот и слышать: "оценщик" толькотолько ушел, осмотрев за те пять минут, которые вы бегали, десяток автомобилей. Я ждал терпеливо. "Оценщик" сверил номера кузова и двигателя, обежал вокруг моего "Форда", что-то пометил в акте и - улетучился вместе с документами (среди них, кстати, была и справка-счет с ценой автомобиля, учитывающей его техническое состояние; имелась и таможенная декларация с пограничного поста, где указаны и марка, и номера кузова и двигателя). Нет, оценщику это все было неважно, интересоваться, что в машине неисправно, он тоже не стал. Ладно, закрыл капот, вернулся на таможню, стал ждать документы. На конец, получил бумагу, где автомобиль оценен. И чуть не потерял дар речи: таможенная стоимость моего девятилетнего "Эскорта" оказалась почти втрое выше реальной! Соответственно, поскольку от нее считают совокупный таможенный платеж, сумма растаможки тоже оказалась "кусающейся": на $400 больше, чем если бы автомобиль был оценен по справке-счету. Выяснилось, что "оценщик" берет стоимость машин из справочника, не учитывая их истинного технического состояния. Спрашивается, зачем вообще ему смотреть автомобиль, да и сам он зачем нужен - не проще ли эту "работу" поручить компьютеру? И уж совсем непонятно, за что уплачены 300 рублей? Но жаловаться некому, да и бесполезно. Мужики, стоящие рядом в очереди, рассказывают байки о тамо-150ЗР 7/98 женной оценке, о том, какая это синекура для здешних "специалистов". Старую рухлядь, руководствуясь справочником, оценивают намного дороже цены, за которую она куплена, зато и наоборот, новенький дорогой автомобиль можно признать побитым драндулетом, снизив его таможенную стоимость, а значит, и сумму платежа, до смешного. Конечно, все это не бесплатно. А чтобы другие "отстегивали" охотнее, как раз и надо таким, как мы, честным, завышать цену. Для устрашения. Возможно, это лишь досужие разговоры, но очень похоже на правду. Да и факты, знаете ли, факты... Придя в себя после шока от суммы "оценки", отправился в соседний зал, собственно к таможенникам. Там два окошка. Уже "ученый", занимаю очередь в оба. Но - поздно: 17 часов, рабочий день на таможне заканчивается. Сдаю пропуск. Плачу еще 120 рублей за хранение автомобиля на складе (вот для чего, оказывается, туда загоняют!). Назавтра с утра - в знакомой уже очереди. За пропуском. И - на оставленные вчера позиции, к двум окошкам. "Я уже стоял" не считается,занимай заново. Стоим. У таможенников совещание до 12-ти. Полторы сотни "счастливых" владельцев иномарок три часа (!) убивают время. Наконец, жизнь по ту сторону окошек затеплилась. Подошла и очередь к инспектору. Но... Рано радовался! Сначала нужна печать из другого окошка. Рядом с ним - 25-30 разъяренных автомобилистов. Им (и мне) дается команда: все - на склад, к машинам, открыть капоты. Народ схлынул, а я, немного замешкавшись, увидел, как таможенница неторопливо занялась какими-то бумагами, доставленными крепкими деловыми ребятами. Кстати, это - отдельная тема. При всей "занятости" здешних работников, при всех наэлектризованных очередях для этих совершенно посторонних личностей на таможне распахнуты объятия. Они вхожи всюду, в любые закрытые для чужих двери, к любым начальникам. Они всегда - с кучей бумаг ис уверенным видом хозяев. И вся таможня, как сказочная избушка, тут же поворачивается к ним передом, а к очереди - задом. Этот феномен ждет своего исследования. И очень хотелось бы, чтобы исследователь был из работников МВД. Окончив через полчаса ударный труд с бумагами со стороны, таможенница неспешно отправилась на склад. Там она мельком осматривает автомобили и расписывается на акте оценщика. Пять секунд! Но это еще не все: надо ставить ее личную печать, которая осталась на рабочем месте, в окошке. Там ее появления мы ждали час... Наконец, путь к инспектору открыт. Но - обед! Лишь еще через час стояния в накаленной атмосфере таможни подхожу к окошку. Инспектор берет бумаги, полчаса оформляет их (плюс те, что - со "служебного входа"). После чего можно платить пошлину. Очередь в кассу. Передо мной - четыре человека. Полпятого. Кассирша одна и поглощена оживленной беседой с какимто своим знакомым. Без четверти пять она нехотя начинает получать деньги. Берет пачки и перекладывает купюры "лицом" вверх (а это десятки тысяч деноминированных рублей от каждого владельца!). Все. 17 часов. Работа окончена. Передо мной - один человек, сзади - еще трое. Униженно умоляют отпустить их, принять деньги. Кассирша закрывает окошко и начинает считать выручку. В начале седьмого (мы - ждем!) появляются инкассаторы, забирают деньги, и кассирша - о, чудо, о, святая женщина! - принимает у нас пошлину. Бегу с печатью кассы к инспектору. Хватаю ПТС, с которого надо снять двекопии. Мчусь к ксероксу, не задумываясь, зачем он, не проще ли инспектору вывести на своем принтере нужное число копий. Приношу, заплатив 10 рублей, копии инспектору и получаю, наконец, таможенную декларацию и ПТС. Надо спешить на склад, время его работы тоже заканчивается. Плачу 90 рублей ("хранение а/м на складе в течение дня"). И-поехали! Приходя в себя от радости (вырвался, все позади!) и напряжения (что за издевательство над людьми!), считаю потери. За два полных рабочих дня, с 6 утра до 20 вечера, я потратил 990 рублей, из которых большую часть неизвестно на что, и за машину, купленную в Германии за $1200, заплатил $1700 пошлины. "Ну и бардак!" возмутился было я. Но подумав, понял: никакой это не бардак, а намеренно организованный беспорядок. Ради того, чтобы поймать свою рыбку в мутной воде. Буквально каждому сотруднику таможенное начальство нашло "дело". У каждого - своя очередь и своя печать. Очереди, столь эффективно создаваемые, дают право требовать дополнительные штаты. И чем хуже они работают, тем лучше для таможни. Тарифы за высосанную из пальца работу устанавливает сама таможня просто "с потолка". Например, техосмотр ("составление акта осмотра") стоит в 18 раз (!) дороже, чем в ГАИ. "Оценка" по справочнику вообще вряд ли сколько-нибудь может стоить. В России есть антимонопольный комитет - интересно, он знает о "художествах" таможни? Автовладельцы знают. И все больше прибегают к услугам многочисленных коммерческих фирм, предлагающих "дешево растаможить автомобиль". Они могут сделать то, что для честно пришедшего оформлять документы автовладельца недоступно: "оптимальную" таможенную стоимость автомобиля (интересно, как им удается воздействовать на "оценщика"?), минимальную сумму платежей, сэкономят автовладельцу кучу времени и нервов. И услуги их дешевле обойдутся, чем поход на таможню самому. Думаю, именно такие "фирмы" представляют те самые ребята с "другого входа". И странная эта коммерция идет в доле с таможенными чиновниками. Доказать, жалко, не могу, но простая логика подсказывает: тщательно спланированный беспорядок должен приносить хорошие дивиденды его устроителям. Непонятно другое: почему эта мысль пришла мне, рядовому автовладельцу, а не представителям "компетентных органов"? Или они тоже - с "другого входа"?ЗР 7/98ЛЖ151