98
99
АВТОПРОМ1-^'£«Пк дм па •jyj^i^iTTo конца в койе%:тр;анф молете.^гШго ми^ло^| IJ-JU ~рЩ1ле*й\этой & роиз* лея здеждет большое будущее. Всего через пять лет после основания она уже занимала второе место в Южной Корее по экспорту (продавала текстиль в Сингапур и другие страны Юго-Восточного региона). Еще через пару лет компания разнообразила свой бизнес: стала заниматься финансами, производством кожаных изделий. А экспорт достиг уже 170 миллионов долларов... И вот в 1978-м произошло то самое знаменательное событие: "Дэу" купила 50% акций южнокорейского автомобильного завода "Сэйхан Моторс" (50% принадлежали "Дженерал моторе", 50% - Ю. К. Банку развития), переименовав его в "Дэу мотор". ...Завод в Кунсане - одно из самых новых и современных автопредприятий мира. Когда входишь в какой-нибудь цех, даже теряешься. Но не от суеты и грохота, как на наших заводах, а от просторов и безлюдья. Предприятие расположено на территории площадью 3,3 миллиона квадратных метров, а работает на нем 2500 человек. Это же всего один рабочий на тысячу с лишним квадратных метров! Идешь по заводу - вокруг сплошные роботы. А кузова автомобилей кругом непрерывно двигаются по транспортным линиям - впечатляющее зрелище! Даже на сборке рабочих совсем немного: только там, где необходим ручной труд. Сиденья , например, ставят в салон автоматы. Вообще автоматизация - 95%, просто невиданная... Надо сказать, корейцы - удивительный народ. Целеустремленный, напористый, дисциплинированный. Вот две маленькие истории, наглядно иллюстрирующие это. Приехали мы, группа журналистов, на завод в Пусане, на "Дэу индастриз", где делают микролитражки "Матиз". То, что все рабочие предприятия стояли вдоль дорожек, по которым шли автобусы с прессой, и аплодировали, - привычное, особенно для нас, бывших советских граждан, зрелище. А вот дальше... Мы увидели за одним из заводских корпусов военную технику и, естественно, попытались взглянуть на нее поближе. Не тут-то было! Снимать запретили категорически и даже посмотреть не дали - отправили куда-то вверх по лестнице. Мы поднялись... на смотровую площадку, прямо над пространством, занятым всякими БТР и БМП! Однако и здесь, едва схватились за фотоаппараты - снова решительное "нет". Остановились в недоумении. Представитель завода рассказал о предприятии и его продукции, после чего... скомандовал: 'Теперь можете снимать". Военная техника каталась по полигону, показывая свои возможности, потом на ней возили желающих, и все это можно было запечатлеть на фото- и видеопленку, а кто не захватил аппаратуру - позировал перед штатными фотографом и оператором "Дэу". Почему же вначале не дали даже одним глазком взглянуть на машины? Логика - корейская, нам не очень понятная: во всем должен быть порядок. < Второй пример. На автомобилях, которые представляла фирма, нужно было проехать около 200 км по дорогам Кореи. И на всем этом расстоянии (хотя у каждого, ктоЕлена ВАРШАВСКАЯ . Ф ото автора и фирмы "Дэу"Если бы лет тридцать тому назад комунибудь у нас рассказать об этом, подумали бы - шутка, розыгрыш. Такого быть не может! В тот же год, когда в индустриальном Советском Союзе началась великая стройка - воздвигали Волжский автомобильный завод, в экономически отсталой Южной Корее появилась новая, мало чем примечательная фирма. Текстильная. Имя ее никому ни о чем не говорило: "Дэу". Вряд ли кто осмелился бы предположить, что спустя не так уж много времени эта фирма начнет выпускать автомобили и что эти автомобили станут успешно конкурировать с продукцией некогда всенародно любимого и передового АвтоВАЗа. Да что там ВАЗ! Известные западные автопроизводители вынуждены потесниться, уступая дорогу корейцам. Хотя по тому, как развивалась эта фирма, можно было предугадать, что ее ехал, была подробнейшая схема маршрута) на каждом перекрестке, будь он выездом с прилегающей территории или въездом на бензоколонку, стоял работник "Дэу" в фирменной форме, показывая направление движения. На протяжении всех двух сотен километров! И подобных историй можно рассказать сколько угодно. Сначала они удивляли и даже немного пугали: уж слишком все заданно, слишком упорядоченно, слишком дисциплинированно. И только потом осознаешь: как раз поэтому-то и удалось корейцам достичь, казалось бы, невозможного - вторгнуться на рынок автомобилей, давным-давно поделенный, устоявшийся, никаких резких изменений не предвещавший. В 1992 году "Дэу" расторгла соглашение с "Дженерал моторе", владевшей половиной акций автомобильного производства, выкупила их и стала полновластной хозяйкой "Дэу мотор". Сразу же начал осуществляться разработанный в 1990 году план глобализации. Индия, Китай, Румыния, Узбекистан, Польша, Чехия - во многих странах открывались сборочные заводы южнокорейской компании. Нередко проекты сопровождались скандалами - уж слишком агрессивно входила на рынок фирма, интересы слишком многих задевала. Но несмотря на разговоры о данных кому-то взятках, о ловком лоббировании законов, постановлений, правительственных решений, "подыгрывающих" "Дэу", фирма продолжала энергично действовать. А новые предприятия - строиться, оснащаться, работать. К началу века "Дэу" намеревается завладеть 40% внутреннего рынка автомобилей и 4,5% - внешнего. К этому времени планируется выпускать ежегодно 2,5 миллиона автомобилей, из которых большую часть - 1,5 миллиона - вне Южной Кореи. И теперь это не кажется фантастикой. Кстати, именно политика размещения производства в разных регионах мира помогла "Дэу" легче перенести разразившийся в стране финансовый кризис. Более того, фирма сумела еще и вырасти: приобрела контрольный пакет акций автомобильной компании "Саньён мотор", чей капитал оценивается в 3,77 миллиарда долларов. Теперьв модельном ряду "Дэу" есть вседорожники, плюс к этому - производство двигателей (260 000 в год) и колесных дисков (мощностью 2,7 миллиона штук ежегодно). Казалось бы, куда расти дальше, что завоевывать? Но "Дэу" стремится в Западную Европу и Америку. Там, правда, заводов строить не собирается, но автомобили продавать намерена. Можно предвидеть сомнения: корейские автомобили, спору нет, добротные, удачно сконструированные, неплохо укомплектованные - в общем-то вполне приличные. В то же время они непрестижны, вторичны, без особых притязаний на своеобразие, "свое лицо". Для русских и восточноевропейцев пока - то, что надо. Но для избалованных западноевропейцев и американцев... Не споткнется ли южнокорейская фирма на их рынках? "Дэу" все это предвидела. Главный аргумент в ее пользу - цена, "много автомобиля за малые деньги". Но этим компания решила не ограничиваться и новый модельный ряд стал более оригинальным и современным. Хотя говорить, что это сделала сама "Дэу", было бы некоторой натяжкой. Потому что, например, "Матиз" разрабатывали автомобильные специалисты чуть ли не со всего света: Великобритания, Германия, Швеция, США, Япония, Франция - такова географияместа рождения новой микролитражки. Кстати, ее симпатичный облик создал не кто-нибудь, а сам Джорджетто Джуджаро и его "Италдизайн". "Дэу" в прошлом году была признана 24-й из 500 самых крупных фирм мира и 52-й среди транснациональных компаний по объемам инвестиций - это еще раз говорит о том, что к ее намерениям следует относиться серьезно. ...Корейцы еще не достигли материального уровня европейцев, японцев или североамериканцев. Но, похоже, для них это значит только одно: есть к чему стремиться. И они, всей сплоченной нацией, настойчиво делают это. Общеизвестно: когда в Южной Корее случился финансовый кризис, правительство обратилось к гражданам страны с призывом о помощи. И люди... пошли сдавать драгоценности, золото, получая взамен долговые обязательства государства! Сдавали свое, кровное, годами нажитое, не по принуждению, а по убеждению. Так было у нас в стране, пожалуй, только во время войны. Но, наверное, это и объясняет все: и то, как удалось "Дэу" из небольшой текстильной фирмы вырасти в крупнейшую транснациональную компанию, и то, почему Южная Корея в столь короткий срок из экономически отсталой превратилась в экономически развитую страну.