84
85
экологияАвтомобиль - один из главных загрязки на частные легковые машины. Естественнителей природы, поэтому заранее можно но, наше внимание привлек ВАЗ-2110 с красбыло ожидать, что значительную часть эксным баллоном в багажнике. Баллон сделан позиции займут транспортные средства, на предприятии "Оргэнергогаз", комплект претендующие на звание экологически чисаппаратуры - фирмой "Автосистема". Натых. Так оно и произошло. Но забегая впепомним: одной заправки бензина "десятке" ред. отметим, что выставка (она была даже хватает на 630 км хода, а газа - только на заявлена как международная), можно ска130 км, причем в этом случае максимальная зать. почти никаких открытий и откровений скорость падает до 130 км/ч (на бензине не преподнесла - многое из представленно-162 км/ч). К тому же с бензином давно нет го на ней из года в год кочует с одной экспоникаких проблем, а газовых заправок еще очень мало. Возможно, поправят дело перезиции на другую и хорошо известно. Газобаллонные автомобили давно не движные газонаполнительные станции - одновинка. Их было здесь много. Пожалуй, на из них, смонтированная на прицепе, была наиболее "свежими" были экспонаты 41-го представлена на выставке. Но каковы масмосковского автокомбината - "газели" на штабы их производства? сжатом и сжиженном газе, газодизельные Самым примечательным экспонатом "бычки". С этими машинами соседствовали среди представлявших "газовый транспорт" сочлененный городской "Икарус", оснащенбыла "Газель" с рефрижератором подмосковный газовыми баллонами на крыше, и пятитонный бортовой ЗИЛ-4329, работающий на сжатом газе. Ознакомившись с его технической характеристикой, можно было легко ••• представить, чем приходится расплачиваться за экологическую чистоту, когда в старую конструкцию пытаются механически вписать "экоэлементы". У газобаллонных грузовиков по сравнению с бензиновыми снаряженная масса возрастает примерно на 400-600 кг. в среднем на полтонны снижается грузоподъемность, а запас хода на газе почти вдвое меньше, чем на бензине. Про затрудненный пуск в мороз и запах газа в кабине уже не говорим. ктробусы от Газовая аппаратура давно продается в качестве автопринадлежности для установ)6здо*ранса".ного предприятия "Холодавтогаз". Газобаллонная аппаратура этой машины служит источником питания одновременно и двигателя, и холодильной установки. Еще один экспонат из этой серии - трактор "Беларусь", используемый в городском коммунальном хозяйстве. Его тоже собираются переводить на газовое топливо. Во всяком случае, на выставке предстали два газодизельных "коммунальных" трактора. Газобаллонные ТС при всех своих "за" и "против" все-таки выпускают серийно, немало их находится в эксплуатации. Этого, увы, не скажешь о наших электромобилях. Уже не одно десятилетие собираются применить84ЗР 8/98 электротягу на городских развозных фургонах. В прежние времена на выставках мелькали экспонаты на базе РАФов и УАЗов специальные конструкции вроде ВАЗ-2702, НИИАТ-925-1. Из того же разряда сегодняшний концепт-кар - электрическая "Газель". Характеристики ее весьмало видеть такие машины. Любопытная конструкция подобного типа - миниатюрный уборочно-хозяйственный электромобиль, способный развернуться в узком дворе и на тротуаре. В парках и на выставочных территориях, возможно, приживется небольшой электробус с авангардным дизайном детище "Мосэкотранса". Но говоря об автомобиле и защите окружающей среды, прежде всего имеют в виду не газ и не электричество при всей их значимости, а совершенствование старого, доброго и пока еще очень "грязного" бензинового двигателя. В первую очередь это каталитические нейтра-ся в эксплуатации отечественных автомобилей. Поэтому заслуживает особого внимания каталитический нейтрализатор московской фирмы "Нотек". Журнал уже писал о нем (ЗР, 1997, № 6). Напомним, что, в отличие от обычных нейтрализаторов, начинка "Нотека" не из керамики или фольги, а из пористого пенометалла и ему не нужен ни лямбда-зонд, ни впрыск. Он вполне может работать с обычным карбюраторным двигателем любой, даже старой модели при условии, конечно, что мотор исправен и отрегулирован, а в баке неэтилированный бензин. И еще: при выходе его из строя начинка не "затыкает" выхлопную трубу и не создает опасности пожара, а просто рассыпается, при этом сгорают не все блоки, а только самый ближний к двигателю. Представлены были и другие нейтрализаторы, в том числе весьма внушительные по размерам, созданные в НАМИ. Из других экспонатов выставки можно отметить передвижные лаборатории для контроля окружающей среды, смонтированные в кунгах на шасси ЗИЛ-131 и КамАЗ-4310, макеты водородной системы питания двигателя, автозаправочной станции с системой фильтрации топлива. Оглядываясь на то, что было представлено в экспозиции "Человек, город, окружающая среда", приходишь к выводу, что забота об экологии сводится у нас главным образом к проблеме вредного выхлопа. Так оно и должно быть. Но существуют и другие проблемы - утилизация автомобильных отходов: шин, аккумуляторов, масел, да и самих автомобилей, отслуживших свое. Отметим все же и положительное: борьба за чистый воздух все больше становится делом и отечественных предприятий.скромные: грузоподъемность 900 кг, максимальная скорость - 70 км/ч, а запас хода - всего 25-30 км (!). Правда, обещают недолгую процедуру подзарядки батарей -всего 15 минут. Носителями агрегатов электромобиля нередко становились те или иные модели ВАЗа. Вот и здесь с виду обычная пятидверная "Нива" ВАЗ-2131 оказалась.. развозным грузовым электромобилем. У нее привод только на передние колеса, нет задних сидений, боковые и торцевая двери приспособлены для удобной погрузки-разгрузки. Запас хода -100 км, время подзарядки 8 часов. Динамика, конечно же, более чем скромная: максимальная скорость - 80 км/ч, разгон с места - до 60 км/ч за 20 с. Правда, тихоходность - залог безопасности, особенно если учесть, что у электромобиля не предусмотрен вакуумный усилитель тормозов. Электрическую "Ниву" разработал сам ВАЗ. А вот стоявшего рядом "коллегу" на базе ВАЗ-2109 создал московский НПК "Альтэн". "Взрослые" электромобили, как это ни печально, только опытные образцы. Но давно стали серийными их меньшие братья: внутризаводские электрокары, самоходные складские тележки. На выставке можно бы-лизаторы и впрыск топлива. Оснащенный такими устройствами экспонат был представлен НАМИ. Сделан он на базе азээлковского "Юрия Долгорукого". Двигатель у него не "Рено", а УЗАМ и система впрыска отечественная. Но посмотрим правде в глаза: в ближайшие годы российские автозаводы едва ли смогут заменить карбюраторные двигатели и уж совсем нереально оснастить впрыском хотя бы часть находящихНа табличке "Москвича" гордое "электромобиль".