8
9
10
11
12
®LJO А^Ь1в^вНвм1вв41ила в мешке не утаишь - с хи о том, что ГАЗ всерьез заi AJ занялся разработкой нового -кового автомобиля, поползли еще пару лет назад. Сегодня слухи стали ЗР 8/98волг будут представл! на Московском автосалоне. С одним из них мы познакомимся лоближе. Скажу сразу - речь идет о пер- "Волга"-автомобиль живет на белом свете очень давно. Многие сегодняшние автомобилисты еще ходили под стол пешком, когда она уже была. Вспомним хотя бы старую, "двадцать первую"..: Наверное, поэтому нижегородский автомобиль кажется чем-то незыблемым и вечным, как великая река, именем которой он наречен. Техника,>однако, не бывает вечной. Имя останется, а вот машина должна стать совсемЕРДУНОВ. Ф ото другой.ШЩкВладимирашвом опытном образце. Это еще не совсем автомобиль, скорее ходовой макет. Нам довелось посидеть за рулем будущей "Волги", но ни о каких особых "упражнениях" речи не мог-ло быть-, поэтому не ждите впе1 лений о ее поведении на доро1 Лучше поговорим о концепции нового автомобиля, о его устройстве и идеях, в него заложенных. РОДОСЛОВНАЯ Имя "Волга", ставшее родовым для газовских машин, появилось в 50-е годы. Первая "Волга", ГАЗ-21, сегодня для нас - культовый автомобиль, своеобразный символ эпохи. В свое время это была техника если не суперсовременная. то. во всяком случае, вполне "на уровне". Шли годы. В шестьдесят восьмом "двадцать первая" стала "старой "Волгой" - с конвейера пошла модель ГАЗ-24. Машина ничем не выдающаяся оказалась долгожителем. Выпуск ее осовремененных сестер продолжается по сей день. И только теперь. похоже, ее место готовится занять семейство автомобилей следующего поколения. Точную дату начала производства новой "Волги" сейчас вряд ли кто решится назвать. Пока есть только планы, более или менее оптимистичные. Но. скорее всего, "двадцатьчетверка" в облике ГАЗ-3110 и 3102 доживет до следующего тысячелетия и отпразднует тридцатилетний юбилей уже на самом излете карьеры, сдавая позиции новым моделям. Почему моделям, а не модели? Потому, что (повторимся) на ГАЗе работают не над одной моделью, а над новым поколением автомобилей. ДВА ЛИЦА НА ТРОИХ Процесс развития вообще ив автомобильной технике, в частности, можно представить в двух вариантах. Образно говоря, это или цепь маленьких шагов, или "большие прыжки", редкие, но далекие. Возвращаясь к ГАЗу, мы вправе сказать, что здесь уже опробовали и то, и другое. Маленькие шаги - несколько последовательных модернизаций "Волги", в результате которых из ГАЗ-24 получили ГАЗ3110. Большой прыжок - появление "Газели" практически на пустом месте. Какой же из путей избран на этот раз? Похоже, оба. Один из вариантов будущей "Волги" разработан с использованием некоторых узлов и агрегатов сегодняшних моделей, сохранена классическая (заднеприводная) компоновка, при этом наиболее архаичные элементы конструкции заменены современными - например, передняя подвеска (подробней о ней будет сказано ниже). Все это "накрыто" новым кузовом, по-новому скомпонован салон, кардинально изменится его интерьер. Такой путь, при известной компромиссности технических решений, позволяет быстрее запустить автомобиль в серию, снизить затраты на подготовку производства, сделать машину более дешевой. А значит, доступной потребителю. Это ход, рассчитанный на ближайшую перспективу. Другая модель (о ней-то мы и расскажем подробнее) не имеет с сегодняшней продукцией ГАЗа практически ничего общего. Можно считать, что этот автомобиль создавался с чистого листа. Передний или полный привод, а значит, абсолютно новая трансмиссия, оригинальный кузов, не применявшаяся ранее подвеска. С новым заднеприводным автомобилем общего тоже немного: отдельные узлы и агрегаты, возможно, элементы интерьера. Кузова, при некоторой схожести стилевого решения, у них все-таки разные. Вот и получается, что в перспективных планах завода - три автомобиля: заднеприводный, передне- и полноприводный, причем два последних - в одном кузове.ОБЪЕКТ ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ ГАЗ-3103 -такой индекс несет прототип новой "Волги". Если вспомнить, о чем мы говорили выше, это автомобиль "большого прыжка" - совершенно новый, с передними ведущими колесами. О его облике дают представление фото. Поговорим о том. что за этой внешностью скрывается. На первый взгляд, автомобиль длиннее своих предшественников, хотя он всего на несколько сантиметров превосходит по этому параметру ГАЗ-3110. Наверно, такой зрительный эффект достигается благодаря необычно длинной крыше и весьма коротким свесам. Кстати, сильно наклоненное ветровое стекло имеет двойную кривизну Длинная крыша - не просто стилистическое решение: салон стал длиннее на 30 см. Теперь, сидя сзади, достать коленями спинку переднего сиденья сможет разве что гигант баскетболист. Еще отметим, что рулевая колонка имеет две регулировки по длине и углу наклона. Правда, оценивать удобство посадки, строго говоря, преждевременно: в процессе доводки многое изменится и улучшится, но с главной задачей создать просторный автомобиль - разработчики, безусловно, справились. Коли уж заговорили о вместимости, заглянем в багажник. Его пол - ровный, глухих закоулков нет, объем впечатляет - без малого 700 л. Под капотом продольно расположенный двигатель ЗМЗ-406. Он должен стать базовым для нового семейства. Мотор смещен назад неожиданно далеко для переднеприводной машины. Это позволило сделать относительно коротким передний свес, зато пришлось мудрить с трансмиссией. Главная передача расположена слева - снизу от двигателя. Момент на нее со вторичного вала пятиступенчатой коробки передач передается цепью Морзе. Чтобы добиться равной длины приводных валов, картер главной передачи сделан несимметричным, с удлинителем, который проходит под двигателем. Передняя подвеска - на двойных поперечных рычагах. Причем верхний вынесен высоко вверх и наружу, так, что верхняя шаровая опора оказывается над колесом. Оси10ЗР 8/98 качания рычагов непараллельны. Подобная схема подвески применяется довольно широко ("Хонда", "Ауди", "Мицубиси"). Она сложнее распространенного ныне "Мак-Ферсона", но считается более надежной и обеспечивает лучшую плавность хода, что для автомобиля высокого класса очень важно. Двигатель и нижние рычаги подвески крепятся к подрамнику, который, в свою очередь, соединен с кузовом через упругие подушки. Косые рычаги задней подвески тоже закреплены на подрамнике. Подобная схема встречается на современных автомобилях сплошь и рядом: она дает возможность снизить уровень шума и вибраций, а кроме того, технологична при сборке. Рулевое управление реечное, с гидроусилителем. Дисковые тормоза на всех колесах по конструкции аналогичны тем, что устанавливают на сегодняшние "волги". Передние диски - вентилируемые. ПОЛОЖЕНИЕ ОБЯЗЫВАЕТ Сегодня любой автомобиль, тем более высокого класса, должен располагать "джентльменским набором" современных средств пассивной безопасности, широким выбором двигателей, предоставлять пассажирам отменный уровень комфорта. Что сможет предложить будущая "Волга" будущему покупателю? Начнем с безопасности. Все автомобили планируется оснащать антиблокировочной системой тормозов. Чтобы не изобретать велосипед (точнее АБС), обратились к известному производителю подобных систем - немецкой фирме "Бош"; та адаптировала одну из своих разработок под нижегородский автомобиль. Стандартным оборудованием новой "Волги" должны стать и подушки безопасности. На вопрос об автоматической коробке передач нам ответили, что таковая для машины необходима, работы с ней ведутся и, скорее всего, коробка будет импортной. Какой фирмы - пока коммерческая тайна. Моторный отсек автомобиля рассчитан на установку самых разных двигателей: базового "четыреста шестого", его модификаций, лицензионного дизельного "Штайр". Встанет туда при необходимости и газовская "восьмерка", сделанная для модели ГАЗ-3105. От себя добавим, что, учитывая альянс с ФИАТом, под капотом перспективной "Волги" может оказаться и итальянский мотор - почему бы нет? К удовольствию господ пассажиров кондиционер, аудиосистема и все то, что в народе зовется "электропакетом": электроприводы сидений,стекол и зеркал. К сожалению, многое из перечисленного для нашей страны - экзотика. Разрабатывать все "с нуля" - большая трата времени и сил. Более простой и быстрый путь -купить готовое изделие или технологию у специализированной фирмы. Так поступают практически все производители автомобилей. Газовцы, кажется, решили пойти по тому же пути - развивать сотрудничество с зарубежными поставщиками. Причем в самых широких масштабах. Намерения благие - насколько удастся их реализовать? МЫСЛИ ВСЛУХ Поставить на конвейер принципиально новый автомобиль - задача не из простых, тем более сегодня, когда "начало экономического подъема" почему-то сменяется "отголосками азиатского кризиса", с которыми борется "программа стабилизации". ГАЗ рискнул поменять модель. Другого пути, по сути, не было - выпускаемая легковая машина устарела, и давно. Ее модернизации позволяли выиграть время, но самой проблемы обновления не снимали. Работа над новыми моделями идет достаточно активно. Уже появились опытные образцы, на автомобилях-носителях испытывают перспективные узлы и агрегаты. Но сконструировать автомобиль - это далеко не все. Чтобы его делать, нужны площади, оборудование, поставщики оригинальных комплектующих и многое, многое другое. Уже одно то, что ГАЗ рассчитывает на сотрудничество с зарубежными фирмами, вселяет известный оптимизм. Заведомо лучшие комплектующие наверняка скажутся и на качестве всего автомобиля. Поставками узлов и агрегатов дело вряд ли ограничится. Не менее важно оснастить производство современным оборудованием, привлечь новые технологии. Здесь без сотрудничества с "заграницей" тоже не обойтись. Доступ ГАЗа к чудесам западной технической мысли кажется вполне реальным, если вспомнить, что его партнером стала столь мощная фирма, как ФИАТ. Да и собственные возможности ГАЗа вовсе не стоит сбрасывать со счетов. За последние годы здесь доказали, что могут делать дело. Вспомним попавшую "в яблочко" "Газель" и ее многочисленные модификации. устойчивый интерес к "Волге", подогреваемый грамотной ценовой политикой и своевременными модернизациями. И все-таки сегодняшняя проблема куда более сложна. Ведь замахнулись на создание абсолютно нового автомобиля - и по "идеологии", и по конструкции, - который к действующему производству почти не привязан. Необходимы огромные финансовые вложения, а наличием "свободных" денег вряд ли кто из отечественных производителей может похвастаться. Правда, в перспективном семействе есть заднеприводная машина, в конструкции которой используется многое из того, что делается сегодня. Так может, эта модель - не половинчатое решение, а плод продуманной технической политики, промежуточный вариант. своего рода подстраховка?Еще одна проблема - качество продукции, которое невозможно поднять никакими приказами. Какой бы "умной" ни была техника, руководит ею все же человек. Значит, предстоит серьезная работа с кадрами. Но как бы то ни было, новые автомобили впервые увидят в конце лета в Москве - на МИМС-98. Пусть пока не как конкретные модели, но уже как демонстрацию возможностей завода и планов на ближайшее будущее.