100
101
ЭКСПЕРТИЗАш ины ® ОШШШ? Вт© зишисмпг и© там® ©т мившкиг® * С ИШМ Ж(1Ш(лШ„ и© м ©т т®эд@стаЭКСПЕРТИЗА. Признаться, поначалу мы несколько сомневались в актуальности выбранной для экспертизы темы, но под занавес нашей работы всплыл факт, подтвердивший, что выбор оказался весьма кстати. Для экспертной оценки было взято шесть образцов манометров. Три из них небольшие, привычные всем приборы, предназначенные для проверки давления в шинах легковых автомобилей. Еще два - конструктивно включены в состав ножных насо-сов. Последний, шестой манометр был установлен на электрическом компрессоре зарубежного производства без "опознавательных знаков". Два из трех "обычных" манометров называются одинаково - МД214, но шкалы у них разные и изготовлены они на разных заводах (фото 1). У одного (назовем его "номер один") шкала от 50 до 300 кПа (от 0,5 до 3 ата). Изготовлен он владимирским заводом1. Два манометра МД-214 с разными шкалами от разных заводов."Точмаш" и должен по ГОСТ 9921-81 иметь погрешность измерений ±10 кПа. У его "брата" с эмблемой "ПА" шкала от 0,5 до 3x100 кПа, по сути та же, что иу первого прибора. Назовем его "номер два". Третий "обычный" манометр, именуемый МД-209, наделен, можно сказать, уникальной шкалой (фото 2). Из пяти ее крупных рисок подписаны лишь три, но зато как: "1", "2,5", "4". Простая арифметика подсказывает, что посредине между " 1 " и "2,5" подразумевается значение "1,75", а между "2,5" и "4" - "3,25". Странно, не правда ли? В ходе испытаний появилась, однако, другая гипотеза: неопознанным рискам можно приписать значения "2" и "3". Именно приНаша справка СЕ МАНОМЕТРЫ подразделяются по классу точности: 0,2; 0,6; 1,2; 2,5; 4,0 (чем меньше цифра, тем точнее прибор). Определяя точность показаний приборов, необходимо, чтобы эталонный прибор был хотя бы на один класс точности выше, чем испытуемые образцы. В нашем случае эталонный манометр имел класс точности 0,6, а подопытные - 2,5...4,0.В2. Манометр МД-209 со "странной" шкалой.З.Два ножных насоса с разными манометрами.100ЗР 8/98 встроенный в электрокомпрессор. Его шкала не позволяла точно определить давление и почти все приведенные в таблице цифры уложились в одно деление шкалы. Использовать для измерения давления такой прибор, конечно, не стоит. Интересные результаты дала экспертиза встроенных манометров на насосах отечественного производства. Тот, что большеменьшем давлении, занижая реальные показания. Манометр МД-209 был точен в диапазоне 1,3...1,8 ата, несколько завышал значения при 1,8...2,2 ата и чуть занижал при 1,0...1,4 ата. Правда, показания МД-209 мы определяли, исходя из нелинейности его шкалы, полагая, что у неопознанных рисок были значения 2,0 и 3,0 (см. выше). ЕЗЮМЕ. Проведенные замеры не могут служить основанием, чтобы четко определить, какой из манометров занял первое место, какой второе, третье. Для этого нужно было бы проверить, как минимум, по десятку одинаковых изделий, купленных в разных магазинах. Но полученных данных достаточно, чтобы дать две рекомендации: во-первых, не следует доверяться всецело манометрам, встроенным в насосы, желательно проверять их показания "обычными", кстати, довольно дешевыми изделиями, во-вторых... А вот здесь начинается самое интересное: проводя испытания, мы проверили и свой манометр, тоже МД-214, но прослуживший около трех лет. Там, где наш "ветеран" показывал 2,0 ата, на самом деле оказалось 2,4 ата. А если бы мы накачали колесо до 2,2 ата по нашему манометру, на самом деле было бы 2,6 ата. Это больше, чем 2,5 ата - предельное давление для данного типа шин. Вот вам и влияние манометра на безопасность движения. Пожалуй, сумма в 10-15 руб. за манометр не так уж велика, чтобы раз в два-три года его не поменять. Хуже от этого не будет. Редакция благодарит ООО "ТУРБО-СТЭД" за помощь в подготовке материала.Р4. Электрический компрессор со своим манометром.таком раскладе показания манометра близки к истинным значениям. Но тогда получается, что между "неопознанными" рисками цена деления 0,1x100 кПа, а в остальной части шкалы - 0,2x100 кПа. Четвертый прибор - один из двух манометров, встроенных в ножной насос ВЗЭП Витебского завода. Он меньше размером, чем его коллега, но при этом более точный - класс точности 2,5 (фото 3). Градуировка шкалы от 0 до 0,4 МПа, иначе говоря, до 400 кПа, или до 4 ата. Следующий, пятый манометр (то же фото 3)Результаты испытаний манометровМанометр 2,20 МД-214 50... 300 кПа 2,20 Эталонное значение, ата 2,00 1,95 1,80 1,75 1,60 | 1,40 1,20 г "~ 1,55 | 1,35 1,10 1,00 0,905. Эталонный прибор от МЗМ с классом точности 0,6. Шкала отО до Юкгс/см2.Рразмером и, казалось бы, должен больше приглянутьМД-209 0,4..4x100 кПа 2,30 2,10 1,80 1,60 | 1,40 1,10 0,80 ся потенциальному покупаВстроенный 0...0,4 МПа 2,20 2,00 1,75 1,55 | 1,30 1,20 1,00 телю, ошибался чаще своих Встроенный 0...600 кПа 2,05 1,92 1,65 1,40! 13) 1,05 0,90 собратьев (см. таблицу), заВстроенный 0...17x100 кПа 1,60 1,50 1,30 1,10 I 1,00 <1,00 <1,00 нижая показания во всем диапазоне проведенных нами установлен на таком же насосе от ВЗЭП, измерений (от 1 до 2,2 ата). Но стоит ли но, как уже сказано, имеет большие разэтому удивляться - высокой точности меры (и диапазон измерений), но меньшую (класс 4,0) он и не обещает. Второй маноточность (класс 4,0). Шкала от 0 до 600 метр от такого же ножного насоса хоть и кПа (до 6 ата). Наконец, шестой манометр был на вид скромнее, но благодаря более (фото 4) - электрического воздушного высокому классу точности (2,5) отработал компрессора (air compressor). Его шкала не хуже "обычных" манометров и даже обещает нам диапазон измерений аж до превзошел некоторые из них. Как говорит1700 кПа (17 ата). Цена деления при этом ся, мал золотник, да дорог. 50 кПа (0,5 ата). Согласитесь, вряд ли таТеперь обратимся к "обычным" манокой прибор сможет уловить разницу межметрам. Оба прибора МД-214, несмотря ду 1,9 и 2,1 ата. на разную шкалу и разные заводы-изготовители, показали схожие результаты: ЕЗУЛЬТАТЫ. Как мы и предполагали, точно отработали при 2,2...2,0 ата и мохуже других "отработал" манометр, нотонно увеличивали погрешность приМД-214 0,5... 3x100 кПа 2,22 2,00 1,75 1,50; 1201,00,75Наша справка АВЛЕНИЕ можно измерять в Паскалях (Па, кПа, МПа), барах, килограмм-сила на квадратный сантиметр (кгс/см2), миллиметрах ртутного столба или в атмосферах. Причем "атмосферы" бывают разные - физическая и техническая. Физическая обозначается "атм" - это те самые 760 мм рт. ст. или 101324,72 Па. Техническая обозначается "ата" и для удобства принята равной 100 000 Па, или 100 кПа, или 0,1 МПа. Ей же равен и один бар. А вот "один килограмм-сила" - это 98066,5 Па. Так что, переводя "атмосферы" или "килограммы" в кило- или мегапаскали, не спешите просто приписывать или зачеркивать нолики.ДЗР 8/98101