72
73
ФАРлсяьзйи^даНе успели стать привычными ,ля большинства автолюбителей галогенные лампы серии Н, как уже появились и начали наступать газоразрядные ксеноновые с обозначением D.ГТрадиционные лампы накаливания изначально наделены недостатками. Главный - чрезвычайно низкая светоотдача (около 15 лм/Вт), вследствие чего львиная доля подводимой электроэнергии тратится на... обогрев окружающей среды. И это еще не все. Относительно невысокая прочность вольфрамовой спирали делает лампу чувствительной к вибрациям и ударам, а непрерывное испарение вольфрама с раскаленной спирали (он осаждается на холодном стекле) приводит к постепенному потемнению колбы. Несколько лучше лампы с так называемым галогенным циклом. В них испарение вольфрама сведено к минимуму, что позволило повысить температуру нити накаливания и увеличить светоотдачу до 24 лм/Вт. Прогресс, к счастью, неумолим, и вот уже появились принципиально новые источники света - ксеноновые лампы. Вообще-то, в бытовой технике они давно уже не новость и широко применяются в кинопроекционной аппаратуре и фотовспышках - их спектр излучения близок к солнечному свету. В колбе этих ламп светится дуговой разряд между электродами, помещенными в инертную среду. Поэтому такие лампы не перегорают (нечему!), не боятся вибраций... А световая отдача достигает 80 лм/Вт!Освещенный участок дороги при включении фар ближнего света: 1 - с обычными галоген-Но за все, как известно, приходится платить. И в данном случае, , как ни парадок- i сально, сложнос тью устройства. Чтобы иониз ироватi инертный газ, в колбе нужно пробить промежуток между электродами импульсом напряжения в 20 000 В! Это. впрочем, еще полдела, Подобные импульсы генерируютсяв катушке зажигания уже с рождения бензинового двигателя, и получить их на автомобиле не столь уж tvОразмещают подвижный непрозрачно на рынок третьим "китом" в этой ный экран, управляемый соленоисфере производства - фирмой "Осдом. При включении ближнего света рам", внешнюю колбу делают из поэкран опускается и отсекает часть глощающего ультрафиолет стекла. светового потока, который мог бы причем, применяя новое покрытие ослепить водителей встречных авколбы, достигают более четкого томобилей. Во втором - вдоль оптираспределения светового пучка. Говоря о безопасности движеческой оси фары с помощью того же соленоида перемещается сама ламния, нельзя не упомянуть ио стоппа. Ее светящийся разряд попадает сигналах. Статистика свидетельстлибо в точку, где должна бы наховует: вероятность наезда на автомодиться нить ближнего света, либо, биль сзади значительно меньше при напротив, дальнего. Процесс переналичии дополнительных стоп-сигключения длится всего 0,3 с, причем налов, кстати, в обязательном повпечатление такое, будто освещенрядке устанавливаемых на автомоное пространство перед автомобиЛампа "Ксенарк". лем плавно меняет свои очертания. Так оно в сущности и происходит на большая трудность. Куда сложнее самом деле. Новая фара имеет совсем друдля поддержания возникшего разряда приложить к электродам ламгой, пока непривычный для нас вид. пы переменный ток частотой 300 Гц Ее серийное производство "Бош" и напряжением 330 В. Это, что назысобирается начать уже в нынешнем вается, твердый орешек для низкогоду, "Хелла" - годом позже. А это вольтной сети автомобиля. С появзначит, что часть престижных инолением силовых полупроводникомарок начнет заливать ночное провых приборов проблема тем не местранство перед собой ослепительнее была решена, и в ящичке массой ным (в буквальном смысле) дневоколо 0,5 кг разместили необходиным светом. И если сознание водимый преобразователь энергии. Сна- телей за рулем таких машин не вычала в нем из постоянного тока нарастет - берегись, всяк встречный! пряжением 10-17 В получают постоКстати, эта проблема вовсю дискуЗадний спойлер с неоновым повторителем сигнала "Стоп". янное же напряжение в 300 В, затем тируется в Европе - ведь фары дальнего света с ксеноновыми лампреобразуют его в переменное нужной частоты и, наконец, пропускают пами (пока их выпускают небольшибили во многих странах, например через устройство запуска, позволями партиями) уже стоят, например, США. По мнению сотрудников фирм ющее иметь высоковольтный имна БМВ седьмой серии, "мерседе- "Осрам" и "Хелла", для использовапульс поджига лампы. Сама же ламcax-W210".. ния в стоп-сигналах также больше па D1 мощностью 35 Вт весит всего В последние годы в производствсего подходят газоразрядные лам15 ги немногим больше своей галове фар все больше используют депы, только не ксеноновые, а неоногенной предшественницы. шевые и легкие пластмассовые комвые - в них свет возникает при элекЕстественно, ксеноновая лампа, поненты, а ультрафиолетовое излутрическом разряде в неоно-гелиеа точнее преобразователь энергии чение, как известно, негативно вой смеси. Когда водитель нажмет для нее - вещь весьма и весьма довлияет на пластики, вызывая их на педаль тормоза, такая лампа зарогая. Причем на автомобиль нужпреждевременное старение. Чтобы горается на 0,2 секунды раньше, чем обычная лампа накаливания. Эта, но, как минимум, два комплекта, а избежать этого, в лампе "Ксеказалось бы, ничтожная разница то и больше - ведь светораспреде- нарк", выпущенной недавпри скорости 100 км/ч дает водителение фар ближнего и дальнего свелю едущего за вами автомобиля та совершенно разное. В лампах наФара с ксеноновой лампой на лишних 6 метров тормозной дистанкаливания из положения выходили, W210". Мерседесеции. Неоновые лампы "Люминон" от применяя двухнитевые конструк"Осрама" или "Неон" от "Хеллы" не ции. Точно рассчитанные рефлектор требуют сложного преобразователя и рассеиватель обеспечивали необи предназначены исключительно ходимое светораспределение от кадля стоп-сигналов. ждой нити. Для газоразрядной лампы такой путь заказан. Так что же, В № 4 за этот год мы рассказыставить четыре фары с громоздкивали об одном из альтернативных ми и дорогими преобразователями? источников света - светодиодах. Известные фирмы "Бош" и Как видите, производители ламп во"Хелла" нашли два, в сущности, все не спешат сдаваться тем, кто рапохожих решения этой проблемы. ботает над новыми осветительными В первом случае внутри фары электронными компонентами. ЗР 8/98