76
77
78
МОТОРтШ ДЕЛА,г/4Отношение российскихавтомобилистов к австрийскому дизелю "Штайр", за производство которого взялся ГАЗ, пока настороженное. Начальник КБ отдела дизельных двигателей Управления конструкторских и экспериментальных работ ГАЗа хочет развеять сомнения.Отслеживая изменчивые вкусы потребителя, автомобильные компании все быстрее сменяют модели. Соответствовать этой тенденции стремится нынче и ГАЗ: что ни год, с его конвейера сходит новый автомобиль или его улучшенная модификация. Иное дело - двигатель. "Сердце" автомобиля меняется гораздо реже, и это объективная закономерность. Дело не в консервативности проектировщиков. Во-первых, затраты на подготовку производства нового двигателя сопоставимы с затратами на целый автомобиль. Во-вторых, конструкция двигателя не подвержена моде, здесь редки революционные изменения. В истории мирового двигателестроения немало случаев, когда удачная конструкция держалась в производстве несколько десятков лет, обходясь лишь модернизациями. Вот почему так важно не промахнуться с выбором мотора. Выбор ГАЗом партнера для разработки нового двигателя символичен - эмблемой "Штайра" с давних пор служит мишень. (Австрийская компания "Штайр" - один из старейших в Европе производителей вооружения и специальной техники, в том числе автомобилей, тракторов, двигателей к ним. Вся продукция, от охотничьих ружей до мощных тракторов, отличается высоким качеством и надежностью в работе.)РЕМОНТАЮрий МАКСИМОВ рийский прототип. В прошлом году началось серийное производство малолитражного дизеля ГАЗ-560, первого в лицензионном семействе. Эти моторы уже устанавливаются на "Газель", а после сертификации они появятся и под капотами "волг". Двигатель пока изготовляют небольшими сериями, в основном из импортных комплектующих. Отечественные детали и узлы, прежде чем попасть на сборку товарных двигателей, проходят длительные испытания на проверку их качества. Настороженность потребителей вызвана, в первую очередь, нетрадиционностью самой конструкции дизеля М1 (таков его австрийский индекс; описание см. ЗР, 1997, № 3). Моноблок - выполненные в единой детали блок и головка цилиндров "упакован" в специальный алюминиевый корпус для снижения шума и вибраций. Насос-форсунка объединяет в себе и насос высокого давления, и форсунку - упразднены трубопроводы высокого давления. Микропроцессорная система управления двигателем, "думающая" вместе с водителем, но гораздо быстрее, позволяет уложиться в жесткие современные экологические нормы. По отдельности эти решения давно известны и используются в двигателестрое-Одно из отделений компании - "Штайр моторентехник" - взялось за адаптацию европейского мотора к суровым российским условиям. Совместная работа специалистов "Штайр" и ГАЗ привела к появлению двигателя, во многом не похожего на авст76ЗР 8/98 нии. Моноблок применялся более пятидесяти лет назад, однако широкого распространения в автомобильных моторах не получил, в основном, из-за сложностей при обработке глухих отверстий. Современные технологии обеспечивают качественную и, главное, дешевую обработку моноблока Вполне возможно, что моноблочная схема вскоре найдет применение в других двигателях. Так уже произошло с другой изюминкой М1 - насос-форсункой с двухфазной подачей топлива. Микропроцессорная система управления, давно и прочно обосновавшись на бензиновых двигателях с впрыском топлива, в том числе и российских, начинает широко использоваться на тех дизелях, которые должны удовлетворять современным требованиям по токсичности отработавших газов. Так чем же вызвано недоверие к двигателю, состоящему^азалось бы, из одних достоинств? , М /Й^ь Вопросов, которые интересуют потенциальных владельцев автомобиля с этим двигателем, всего два: - что делать, если откажет электроника? j -как ремонтировать этот двигатель, когда он отработает свой ресурс или выйдет из строя, например, из-за отсутствия масла? Первый вопрос вызван опасением, что наш неразворотливый сервис не готов к определение и устранению даже простейших неисправностей. Однако те сервисные станции, где можно купить (и, соответственно, обслужить) "Газель" с дизелем ГАЗ560, укомплектованы подготовленным персоналом. Да и сама система управления мотором принципиально схожа с аналогичной системой двигателя ЗМЗ-406, так что специалист, знакомый с диагностикой бензинового мотора, быстро разберется с диагностикой этого дизеля. С марта 1998 года в программу управления внесены дополнения, которые позволят производить диагностику прямо с места водителя по специальному сигнализатору. На второй вопрос нельзя ответить так же просто, как на первый. Если исходить из сложившихся в нашей стране представлений, то двигатель просто неремонтопригоден. Привычные для автохозяйств и гаражей методы - расточка цилиндров и шлифовка шеек коленвала под ремонтные размеры поршней и вкладышей - здесь непри-емлемы. Причина в том, что специальный инструмент для обработки моноблока весьма дорог и окупится лишь при обработке деталей в большом количестве. Коленвал можно "шлифануть", но при этом будет уничтожен слой газового азотирования Это покрытие дает отличную износостойкость и прочность, а толщина слоя в десятки раз меньше, чем дает традиционная закалка током высокой частоты. Значит, после шлифовки коленчатый вал придется повторно подвергать газовому азотированию и полировке, а это возможно только в заводских условиях. Не сомневаюсь, что после прочтения этих строк число скептиков только возрастет. Но зададим себе вопрос: автомобиль покупается для ремонта или для длительной безотказной работы? Двигателей, которые можно без конца ремонтировать, выпускается у нас достаточно. В этом же заложена иная концепция. Идеальная форма зеркала цилиндра при моноблочной конструкции (не происходит деформации цилиндра от затяжки болтов крепления головки блока) позволяет свести к минимуму не только износ поршня и колец, но и расход масла на угар. Благодаря этому увеличивается срок службы дизеля до капремонта. Моноблок повышает и надежность двигателя. В качестве аргумента "против" часто называют отсутствие головки цилиндров это, мол, "затрудняет ремонт двигателя". Однако анализ неисправностей, которые могут быть устранены при снятой головке цилиндров, показывает, что все они связаны именно с наличием... съемной головки! Например, нарушение герметичности прокладки. Те, кто эксплуатировал высокофор-Так разместился дизель ГАЗ-560 под капотом "Соболя" (вверху) и "Волги".ЗР 8/9877 сированные дизельные двигатели, подтвердят, что малейший перегрев может вызвать не только разрушение прокладки, но и необратимую деформацию самой головки цилиндров. У моноблочного двигателя нет прокладки головки цилиндров, а следовательно, не будет и проблем, связанных с ней. Еще одна неисправность, подстерегающая автомобилиста, - негерметичность клапанов. Она также провоцируется съемной головкой цилиндра и возникает, в основном, при деформации седел клапанов из-за тепловых напряжений, вызванных неравномерным охлаждением. Проблем с клапанами при испытаниях двигателей на ГАЗе не было даже в таких экстремальных случаях, когда происходила "встреча" клапана с поршнем (например, при попадании воды на зубчатый ремень при пуске двигателя на сильном морозе или обрыве ремня). В этом случае ломаются рычаги клапанов, а для их замены достаточно снять клапанную крышку. Могут еще возразить: большой ресурс без проблем- это хорошо, а если проблемы все-таки возникли? Менять целиком двигатель? ГАЗ предложит другое решение. В запасные части будет поставляться комплект, состоящий из моноблока в сборе с кривошипно-шатунным механизмом, причем двигатель на заводе будет полностью собран, обкатан, частично разобран и поставлен в запасные части. Цена этого рем-Упрощенный разрез двигателя М1 без верхнего шумоизолирующего кожуха: 1 - моноблок; 2 - насос-форсунка; 3 мембранное уплотнение; 4 - эластичный упор; 5 - нижний кожух - поддон картера, он состоит из двух половин.комплекта составит меньше половины стоимости нового двигателя, однако качество такого ремонта будет несравнимо выше, чем после традиционной расточки и установки ремонтных деталей.fПараметр НазначениеПрИ ОбМИНТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЕЙСТВА ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ М1 ПО ЛИЦЕНЗИИ ФИРМЫ "ШТАЙР"„ ^ Модель -^___^ М13ТСА M14TC ГАЗ-560 М14ТСД ГАЗ-5601 Л.ЛГ 2,13 Л.ЛГ 2,13 4 85x94 92/125 285 1600 180 | M14VT1 М15ТС ГАЗ-561 л.лг 2,67 5 85x34 92/125 263 2200 204 М15ТСА ГАЗ-5611 М15ТСАРабочий объем, л Число цилиндров Диаметр цилиндра * ход поршня им Мощность. кВт/л с. Максимальный крутящий момент. Нм при обмин Масса двигателя, кг Минимальный удельный расход топлива. г/кВт ч Соответствие нормам токсичности 'Евро II-на Тахт'Л 1,6алг2,13алг2.67Г2.67385x94 6690 38СКМ300 190 18С0485x94 70/95 380*4300 200 2200485x94 85115 255 1800585x94 106145 3800 320 1800585x94 96'130 3800 310 17003800-4300 3800-4300 3800-4300155 208180 218160 208Евреи204 208Евро И204 208В заключение несколько слов о сложности регуцроеок и технического обслуживания ГАЗ^эьо^конечно, пытаться заниматься проверкой и регулировкой системы топливоподачи двипюеля (а таковая предусмотрена через каждавЗО тыс. км пробега) с обычным набором гаечных ключей бессмысленно, однако и суперспециального инструмента тоже не требуется: индикатормикрометр со специальным держателем и приспособлением для определения натяжения зубчатого ремня в приводе распредвала плюс хороший набор инструмента, в который должны входить насадки для болтов с головками типа наружного и внутреннего TORX - вот, пожалуй, и все, чуо потребуется. И конечно, руки умелого м|кггера. Дизель ГАЗ-560 на заводе автомобильных моторов в Нижнем Новгороде пока собирают индивидуальным мецадом, и за каждый двигатель несет ответственность конкретный сборщик. Это дает свои результаты: с самого начала сборки почти не было дефектов при обкатке на испытательных стендах из-за "человеческого фактора", как и не было ни одного возврата моторов с главного конвейера. Первые четыре сотни "газелей' с дизелями ГАЗ-560 переданы в сбыт. Скоро и мы на заводе, и читатели "За рулем" узнают мнение о двигателе обычных потребителей 'с улицы". А это не просто новый мотор необычной конструкции, это - новое отношение к автомобилю.208218•Параметр Назначение Рабочий обьмА Число цилиндровМодель " ;М16ТС ГАЗ-562 Л. ГM16TCA ГАЗ-5621 Л. ГМ16ТСАM16TCA HDМ16ТСАМ2363.28594 110(150 3800-4300 315 220032BS94 127/173 3800-4300 380 1800Г 32 68594 110150 3000 420 1500Г328594 145197 4000 400 2300Г 328594 156012 4300 436 2800Диаметр цилиндра > ход поршня, мм Мощность. кВт/л с при об/мин Максимальный крутящий момент, Н м при об/мин Масса двигателя, кг Минимальный удельный расход топлива. гягВгч Соответствие нормам токсичности225 218225 208Евро II225 20В225 215305 224во вторую оче-Примечание. Двигатели выделенные цветом предусмотрены в семействе и «тут быть оа редь. Л - для легковых машин. ЛГ - для легких грузовиков, Г - для грузовиков?""78ЗР 8/98