160
161
ПОТРЕБИТЕЛЬЕсли в автомобиле обнаружен существенный недостаток...ТРЕБУЙ«$Г 1"ДЕРАЛЫ, ЗАКОНJ^\J"—мнений и доп 1ской федерсЗАМЕНЫ!Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ В 1989 году впервые судебный исполнитель прямо в магазине арестовал и передал в собственность потребителя новый "Москвич" взамен автомобиля с дефектом. С тех пор судебная практика пополнилась и более суровыми приговорами. Один столичный житель получил через суд не только новый "Москвич", но и дополнительно неустойку в размере стоимости новой машины. Другой пострадавший, покупатель "Ситроена", отсудил автомобиль плюс неустойку - 480 млн. руб. старыми. Сегодня мы можем не слезно просить, а настойчиво требовать, чтобы машину отремонтировали в срок, заменили неисправные узлы, а при наличии оснований заменили и сам автомобиль. Впрочем, требовать - не значит стучать кулаком по столу. Речь о другом - умении грамотно заявлять о своих правах. Для этого прежде всего нужно усвоить ряд положений закона "О защите прав потребителей" и соблюсти необходимые формальности. ХОЧУ-РЕМОНТИРУЮ, ХОЧУ - МЕНЯЮ Требовать замены автомобиля можно, когда обнаружен так называемый существенный недостаток. Если гарантия еще действует, вы вправе поменять машину сразу или согласиться на ремонт - закон оставляет выбор за вами. Об этом знают многие. Однако, может быть, самое примечательное состоит в том, что заменить товар, согласно закону, вы вправе не только в рамках действия гарантии! Такое право сохраняется во время всего срока его службы. И если этот срок производитель в инструкции по эксплуатации не оговаривает, то его считают рав-шташс&адшнодр?ным 10 годам. Правда, в послегарантийный период право на замену наступает только в случае, когда в течение 20 дней с момента подачи претензии существен ный недостаток не устранен. И за этим надо строго следить. Сервисные службы довольно часто не укладываются в срок, и тогда вступает в силу положение закона "О защите прав потребителей" - право на замену товара. НУ ОЧЕНЬ СУЩЕСТВЕННЫЙ НЕДОСТАТОК Мы упомянули термин "существенный недостаток". Что за ним стоит? Существенный недостаток определяют по одному из четырех признаков. Во-первых, невозможность использовать товар в соответствии с его прямым назначением. Во-вторых, невозможность устранить этот недостаток. Втретьих, недостаток проявляется вновь после устранения. В-четвертых, для его устранения требуются большие затраты (к сожалению, закон порядок их не определяет). Не обязательно искать у своего автомобиля все признаки сразу. Достаточно одного, допустим, коррозии кузова, весьма, кстати, распространенного. Но могут быть и другие. В практике Общества потребителей автотехники (ОПАР) был случай, когда обратившийся за помощью жаловался на то, что в двигателе его "Жигулей" явно слышался четко различимый стук. Природа его, несмотря на многочисленные экспертизы, так и осталась нераспознанной. Завод вынужден был автомобиль заменить. Владелец сумел доказать суду, что нормально эксплуатировать машину со стуком неясного происхождения невозможно. Даже чисто психологически - не выдержат нервы. "Существенный или нет?" - это всегда предмет жаркого спора между владельцем и изготовителем (продавцом). Решает, кто прав, экспертиза. По закону оплачивать услуги эксперта должен продавец или заводсмотря к кому вы предъявите претензию, но только помните: во время действия гарантии вы можете сами выбирать, с кем "бодаться" - с заводом или продавцом, а после истечения срока гарантии отвечает за160ЗР 8/98 существенный недостаток только изготовитель. Эксперти' за вообще самый сложный и запутанный у нас вопрос во взаимоотношениях владельца с производителем или продавцом. Поэтому надо хорошо запомнить вытекающее из Гражданского процессуального кодекса требование: суд принимает во внимание только заключение независимых экспертов, а не заинтересованной стороны. Бывает, что ответчик приглашает "карманного" оценщика, который сознательно "не замечает" откровенных дефектов. Вас это не должно смущать. Если вы обратились в суд, судья по вашему требованию должен назначить дополнительную экспертизу. Приходится сожалеть, что государственный центр судебной экспертизы, которому безоговорочно доверяют наши судьи, пока не имеет возможности заниматься автотехникой, но в качестве эксперта может выступать и физическое лицо с соответствующим опытом и образованием - автомобильный инженер-механик, член ОПАР либо юридическое, например государственный центр НАМИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТАКА Пока еще много дел о замене автомобиля так и не доходит до суда. Обратившихся с заявлениями часто "отсеивают" на этапе так называемой заводской экспертизы. Поскольку они плохо знают закон "О защите прав потребителей", то нередко пасуют перед непонятными процедурами, специально для этого придуманными нашими заводами, и отказываются от своих требований. Вас ни в коем случае не должно волновать мнение изготовителя. Только, повторимся, заключение независимых экспертов будет рассматривать суд. Тем не менее приведем пример такой "устрашающей" автовладельца процедуры. Для осмотра вашего автомобиля приезжает заводская комиссия. Формально - чтобы его осмотреть и решить, нуждается ли он в замене, фактически - чтобы убедить вас в безосновательности претензий. Несмотря на то, что заводская экспертиза юридически "бессильна", это не значит, что ее нужно игнорировать. Отказ представить для осмотра свою машину может выглядеть подозрительно для суда. Довелось как-то раз наблюдать, как трое инженеров с АвтоВАЗа осматривали "шестерку" - кандидата на замену. Она, не проездив и десяти месяцев, покрылась ржавчиной. Коррозия была вокруг стекла, на обратной стороне капота, по краям дверей, на бампере и на стойках кузова. Более того, крыша покрылась мелкими пятнышками непонятного происхождения, грозившими перерасти в полноценную ржавчину. Все это хозяин для верности запечатлел на фотографиях и вместе с претензией отправил на Волжский завод. Заводские эксперты стремились заморочить голову владельцу, вывести его из себя. В таких случаях надо держать себя в руках и ни в коем случае не спорить с ними. Не согласны с выводами комиссии - внятно напишите об этом в протоколе. Еще лучше - пригласите на встречу с заводчанами независимого эксперта, пусть и он оставит в протоколе свою запись. Кстати, вазовская комиссия еще "цветочки" по сравнению с "москвичовской". По рассказам очевидцев, пять сотрудников завода ("комиссия") буквально обрушиваются с психологической атакой на владельца. Происходит это примерно так. "Эксперт" открывает дверцу машины, и толком не заглянув внутрь, кричит: "Что это за машина?! Вы только поглядите! Да он в ней кирпичи возит!" И так далее... Некоторые не выдерживают и предпочитают уйти. НАДО БЫЛО ШКУРКОЙ... Но вернемся к истории с оценкой "шестерки". Инженеры ВАЗа осмотрели пятна коррозии и решили, что те, которые на крыше, - следствие "московских условий". Сказали: это ваши кислотные дожди и выбросы из труб виноваты. Остальные пятна объяснили солью на дорогах и даже "особенностями местного грунта". Потребителю должно быть абсолютно все равно, какой там грунт и какие там выбросы из труб. Завод не смог защитить свою продукцию от воздействия внешней среды - и это его проблема. Вазовский эксперт, закончив осмотр, сказал владельцу: "Сам виноват, что коррозия завелась. Ты же видел, когда первые пятнышки появились. Надо было их сразу шкуркой почистить и закрасить". Он прекрасно знал, что поступи так автовладелец, ни о какой замене и говорить бы не пришлось. Предъявлять претензии можно только в тех случаях, когда "существенный недостаток" произошел не в результате вашего вмешательства. * * * Каждый решает сам, готов он или нетпри наличии веских оснований настаивать на замене автомобиля, потребующей, не скроем, траты времени, нервов, поисков экспертов, участия в заседаниях суда и т. д. Трудно представить себе в таком положении европейского или американского автовладельца. Фирма, которой дорога ее репутация, без лишних слов и проволочек меняет дефектный товар. Наши заводы предпочитают воевать со своими потребителями. С каждым судебным процессом они теряют по капле доверия клиентов. Капля за каплей... Не утонуть бы им в этом море. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ЗАМЕНЕ АВТОМОБИЛЯ 1. После того как вы обнаружили существенный недостаток (дефект), желательно подтвердить это у независимого эксперта-специалиста. В крайнем случае можно обратиться за консультацией в гарантийную мастерскую, но там вряд ли будут объективны. 2. Если ваше мнение подкреплено мнением специалиста, напишите претензию в произвольной форме в двух экземплярах с указанием ваших требований (заменить или отремонтировать безвозмездно, сообщив, действует гарантия или уже нет). Один экземпляр оставьте себе, другой отдайте продавцу или изготовителю (его представителю), попросив расписаться, поставить число и печать. Претензию отказались принять? Тогда вышлите ее заказным письмом с уведомлением о вручении. Почтовую квитанцию оставьте у себя и бережно храните, поскольку в ней указано число, с которого идет отсчет срока в 20 дней. 3. Если через 20 дней ваши требования не удовлетворены, начинает "капать" неустойка - 1 % от стоимости автомобиля в день! Кроме того, как уже было сказано, по истечении 20 дней вы приобретаете право на замену послегарантийного изделия. Чтобы получить неустойку вместе с новым автомобилем, вы подаете иск в суд по месту своего жительства либо по месту нахождения ответчика. По закону "О защите прав потребителей" госпошлиной вас не облагают. Хорошо бы приложить к исковому заявлению заключение независимого эксперта и нанять юриста для защиты ваших интересов. Не бойтесь суда. Это обычный гражданский спор. Судебная практика показала, что закон "О защите прав потребителей" в отношении автовладельцев успешно работает. Благодарим за помощь в подготовке материала Общество потребителей автотехники РоссииЗР 8/98161