235
Ь•••системы зажигания царствовали в торговой сети безраздельно. Автолюбителям предлагались "Электроника Б-5-31", "Искра-5", ПАЗ-З и многие другие известные изделия. Достоинство этих систем было в том, что в случае неисправности владелец автомобиля практически мгновенно мог вернуться к штатной системе зажигания. Тем временем над контактами нависла угроза полного истребления. Недостаточно сформировать искровой разряд - нужно вовремя подать его на свечу. А какую точность может выдать контактный прерыватель с механическим приводом? Пробным камнем стала конденсаторная система БЭСЗ-1 с бесконтактным датчиком на основе высокочастотного генератора. Однако ее создатели предусмотрительно оставили штатный прерыватель на месте - мало ли что в дороге случится... есконтактная серийная система зажигания появилась на ВАЗ-2108, а чуть позже- на ГАЗ-24-10. Новшество улучшало параметры исправных автомобилей, но сильно затрудняло ремонт неисправных. Исчезновение контактной группы исключило всякую возможность пустить двигатель при отказе коммутатора. Несмотря на то, что оба новых коммутатора были транзисторными, сходства в них было не больше, чем у "Самары" с "Волгой". "Восьмерочный" коммутатор 36.3734 "посредник" между датчиком Холла, установленным в трамблере, и катушкой зажигания типа 27.3705. В отличие от примитивного ТК-102, он умеет изменять время накопления энергии в катушке, отключать ее при остановке двигателя и многое другое. Кстати, низкоомная "восьмерочная" катушка подключается к нему без дополнительного резистора, потому что коммутатор сам ограничивает ток на нужном уровне. Коммутатор "Волги" 13.3734 по сложности находится между ТК-102 и "восьмерочным". Его нагрузкой является катушка Б-116Бс последовательно подключенным резистором 14.3729. Управляет коммутатором сигнал магнитоэлектрического датчика, состоящего из неподвижной катушки и вращающегося магнита. Чем быстрее крутится магнит, тем выше амплитуда сигнала. Такое "непостоянство" может привести к зависимости момента срабатывания коммутатора от частоты вращения коленчатого вала, поэтому на входе коммутатора стоит специальный каскад, компенсирующий это нежелательное явление. Итак, изделия ТК-102, 36.3734 и 13.3734 хоть и называются одинаково транзисторные коммутаторы, - но отнюдь не взаимозаменяемы! Зиловский ТК-102 не "поймет" сигнала с датчика "Волги". Коммутатор "Волги", в свою очередь, не уживется с катушкой зажигания "Самары". Ремонтировать ЗИЛ с помощью "восьмерочного" блока также бессмысленно. Причин несовместимости коммутаторов довольно много. Трудно сделать устройство, способное воспринимать сигналы со всех существующих датчиков момента искрообразования и коммутировать любые катушки зажигания - низкоомные, высокоомные или с разной индуктивностью. Да и задачи такой не ставилось. Никому ведь не приходит в голову разрабатывать универсальные покрышки для "Волги" и 'Таврии"... Впрочем, инженеры без депа не сидят. Уже появились коммутаторы с оригинальными способами накопления энергии, универсальными входными каскадами, октан-корректорами и многие другие. Вспомним наиболее известные из них. КЭУ-1 (Ковров) - коммутатор электронный универсальный, представляет собой конденсаторную систему зажигания с комбинированным накоплением энергии и транзисторной коммутацией мощности. Это позволяет объединить положительные стороны чисто конденсаторной и чисто транзисторной систем: быстрое нарастание вторичногонапряжения плюс большая длительность искрового разряда. Схемотехника, заложенная в коммутаторе, позволяет ему работать как совместно с датчиками Холла (ВАЗ2108), так ив контактной системе (ВАЗ21013). Коммутатор может комплектоваться корректором угла опережения зажигания. Система оптимизации параметров зажигания "Бустер-3" (Москва) представляет собой набор из бесконтактного инфракрасного датчика, устанавливаемого на классические "Жигули" вместо прерывателя, и простейшего транзисторного коммутатора типичного электронного ключа, способного выдерживать нагрузку до 2 Ом. Микропроцессорная система "Октан-4" (Санкт-Петербург) сочетает в себе электронный коммутатор, октан-корректор и мультиметр. В "полном объеме" система устанавливается только на автомобили с контактным прерывателем. При установке на "самары" или "волги" используется их штатный коммутатор. Длительность разряда зависит от частоты вращения коленвала двигателя. Система "Плазменное зажигание" (Зеленоград) предназначена для работы с контактными датчиками и практически любыми катушками зажигания от контактных классических систем. По заказу могут быть изготовлены блоки под бесконтактные датчики и соответствующие катушки. Накопление энергии осуществляется в высоковольтном электролитическом конденсаторе большой емкости. Как ив "Октан-4", с увеличением частоты вращения коленвала длительность разряда снижается. одводя итоги, подчеркнем еще раз, что термин "коммутатор" столь же обобщающий, как "подшипник" или "сальник". Поэтому бездумно подключать неизвестный вам прибор к электропроводке автомобиля нельзя. Без ознакомления с инструкцией применять можно только щетку-сметку или ароматизатор воздуха...ППРОШУ ОБЪЯСНИТЬКак вы не раз отмечали, одна из расиз тонкой (не более 0,5 мм) и плотной бензомаслостойкой резины. Первые опыты обычпространенных причин отказов карбюрано тора кроется в материале прокладкок, кажутся весьма "обнадеживающими",... пока вам не потребуется разобрать карбюуплотняющих стыки различных деталей. ратор. И тогда оказывается, что размеры Нельзя ли традиционный картон чем-липрокладки заметно увеличились - отверстия бо заменить? Картон, конечно, имеет недостаток: его в ней уже не совмещаются с отверстиями в9 волокна могут засорять жиклеры карбюракорпусе карбюратора! Значит, даже бензотора, но для его замены другим материалом стойкая резина не может здесь полностью завод-изготовитель должен провести серьсохранить свои исходные свойства. езные исследования. Например, некоторые Учтите также, что при работе карбюраавтолюбители пытались заменить картонтор довольно сильно нагревается. Выходит, ную прокладку более "чистой", изготовив ее прокладка должна быть изготовлена из материала, нечувствительного не только к действию бензина, но ик нагреву. Самым "нейтральным" пока остается именно картон. Не забудем еще одно важное требование к прокладке: ее плотность должна быть подобрана таким образом, чтобы части карбюратора при стягивании усилием винтов не получали остаточной деформации, не "коробились". Другими словами, прокладка должна хорошо уплотнять стык деталей, сминаясь в минимальной степени. Прокладки из резины и многих пластиков этому требованию отвечают плохо.ЗР 8/98235