212
213
214
РЕМОНТРЕГУЛЯТОРЫ ДАВЛЕНИЯВадим ПИСКУНОВ. Технический центр ЗР "Можайский' Автомобили КамАЗ и ЗИЛ - все модификации. Рабочее тело пневмосистемы автомобиля - сжатый воздух. Он хранится в нескольких ресиверах и расходуется по мере необходимости. Запас воздуха пополняет компрессор, включением и выключением которого управляет регулятор давления. Он же, как ясно из названия, поддерживает давление в пневмосистеме в заданных пределах. Меньшее не обеспечит должной эффективности рабочей тормозной системы, большее может порвать диафрагмы тормозных камер, сломать их штоки или тормозные рычаги. Рассматриваемые регуляторы, кроме того, защищают пневмосистему от чрезмерного повышения давления при поломке в нем регулирующего устройства. Но как бы ни были надежны эти аппараты, и они ломаются. Их основные неисправности - прекращение подачи воздуха в пневмосистему и утечка воздуха из самого регулятора. Регуляторы давления автомобилей ЗИЛ и КамАЗ одинаковы. Они устанавливаются на правом лонжероне рамы за кабиной водителя. Надежность и долговечность этих механизмов зависят от чистоты сборки, поэтому для ремонта их лучше снять с автомобиля.Соединение клапана с тягой герметично. Чтобы их разъединить, нужно определенное усилие, но сам клапан нежелательно зажимать в тисках можно его деформировать. Неглубокие изъяны резиновой поверхности клапана устраняют шлифовкой всей поверхности на мелкозернистом абразивном круге.Очищаем поверхность регулятора от грязи. Закрепляем его в тисках и ключом "на 50" отворачиваем нижнюю крышку.Снимаем фильтр и поджимную пружину. Весь механизм разгрузочного клапана находится в крышке. Проверяем состояние уплотнительного кольца поршня разгрузочного клапана, при необходимости меняем.Соединяя клапан с тягой, используем герметик (можно канцелярский клей).Разборку верхней части регулятора начинаем с ослабления пружины гильзы.Отверткой снимаем стопорное кольцо, извлекаем клапан в сборе с седлом и уплотнительным кольцом, пружину клапана и регулировочные Ключами "на 1Т ослабляем контргайку, а "на шайбы (если есть). 12" - выворачиваем регулировочный болт.Ключом "на 22" отворачиваем две воздушные магистрали.Для замены клапана ключами "на 10" отворачиваем контргайку.Зажимаем регулятор в тисках, ключом "на 50" отворачиваем и вынимаем пружину с упорной тарелкой и направляющей в сборе.Ключом "на 13" выворачиваем два болта.Вставив в монтажное отверстие тяги клапана подходящий по диаметру вороток, отворачиваем вторую гайку тяги. Взявшись за поршень изнутри, извлекаем его.212ЗР 8/98СвоимиСил,ами34 Проверяем состояние манжеты и, если она негодная, меняем ее.Извлекаем пружину и сам резиновый клапан.Для ремонта демонтируем регулятор с компрессора, отвернув два болта под ключ "на 12".Устанавливать ее нужно раздвоенным краем вниз.Отворачиваем два винта кожуха и снимаем его. Устройство накачки шин отворачиваем ключом "на 24"...Основная неисправность этих регуляторов разрушение резиновых головок перепускного клапана. Если при накачке воздуха регулятор стал срабатывать при двух-четырех атмосферах, то скорее всего это вызвано разрушением нижней головки клапана, реже - уплотнительного кольца узкой части поршня. Компрессор качает "до упора" а из верхней крышки раздается шипение - это дефект верхней головки перепускного клапана или уплотняющей манжеты поршня. На неисправность обратного клапана регулятора указывает быстрое падение давления в пневмосистеме при холостом ходе компрессора.Разгибаем загнутый край стопорной шайбы. ...и аккуратно вынимаем его в сборе.Если воздух выходит из клапана "подкачки" заменяем два уплотнительных кольца на клапане. Регулировку регулятора можно провести и на автомобиле. Заворачивая регулировочный болт верхней крышки, увеличиваем давление срабатывания разгрузочного клапана. Он же выполняет функцию предохранительного, сжимая свою пружину при отказе регулятора. С завода порог срабатывания защиты 10-13 кгс/см2. Увеличивая набор регулировочных шайб, сжимаем пружину и увеличиваем давление аварийного отключения компрессора. Регуляторы давления, установленные на компрессорах с разгрузочным устройством, еще довольно широко используются на более старых моделях ЗИЛа и МАЗа. Причиной изменения пределов давления в пневмосистеме могут быть неисправность регулятора и износ уплотнительных колец плунжеров в разгрузочном устЧтобы разобрать обратный клапан, узкогубцаройстве компрессора. ми выворачиваем опорную шайбу. СвоимиСиламиКлючом "на 10" выворачиваем седло выпускного клапана в сборе.Аккуратно снимаем регулировочные кладки.проЗР 8/98213 Количество прокладок различно для каждого регулятора и отвечает за разброс между давлениями включения и выключения компрессора.Два стальных шарика клапанов не должны иметь повреждений или следов ржавчины. Под нижним шариком находится пружинка, состоящая из одного витка тонкой стальной проволоки. При ее монтаже удобнее пользоваться пинцетом или узкогубцами.Попытки настроить такой регулятор давления на автомобиле, как правило, неудачны. Поэтому целесообразно изготовить приспособление, состоящее из газового редуктора и манометра, подсоединяемого к выходу регулятора давления (далее манометр регулятора). Газовым редуктором устанавливаем (по манометру редуктора) необходимое давление включения компрессора в работу. При этом манометр регулятора показывает ка ­ кое-то давление (регулировочный колпак регулятора максимально вывернут).С увеличением числа прокладок давление снижается, с уменьшением - повышается. Внимание! Выворачивать седло выпускного клапана для изменения числа прокладок можно только после отключения воздуха от регулятора, так как шарики клапанов при выталкивании воздухом может заклинить в корпусе пружинка впускного клапана. При установке на автомобиль компрессора с таким разгрузочным устройством на первом после компрессора ресивере ставится предохранительный клапан с порогом срабатывания на 1,5-2 кгс/см 2 больше давления отключения компрессора. Он предохраняет пневмосистему от перегрузок при выходе из строя автоматического регулятора давления.Отвернув ключом "на 22" пробку фильтра, извлекаем его и промываем в бензине.Заворачиваем колпак до момента падения давления на манометре регулятора. Стопорим колпак контргайкой.Изменяя давление воздуха редуктором, проверяем соответствие полученного давления срабатывания регулятора заданному. При расхождении повторяем предыдущие операции. Заворачивая колпак, повышаем давлеРезиновая прокладка между фильтром и корпуние включения компрессора, отворасом должна быть упругой, толщиной около 2J5 мм. чивая - понижаем. Не затягивайте контргайку до упора - можно срезать резьбу в колпаке! Изменяя давление редуктором, отмечаем то, при котором регулятор откроется (манометр регулятора покажет давление).Для регулировки клапана ключами "на 22" отворачиваем контргайку. Газовым редуктором задаем требуемое давление и...Удерживая контргайку ключом "на 19", ключом "на 1Т отворачиваем регулировочный колпак. ...вращая регулировочный винт, добиваемся срабатывания предохранительного клапана. Эту регулировку можно выполнять непосредственно на автомобиле. При сборке все сопрягаемые поверхности смазываем низкотемпераСтальные шарики, на которые опирается пруЕсли давление не соответствует заданному, то, турной смазкой ЦИАТИМ-221. жина, больше, чем шарики клапанов. Они центподбирая количество регулировочных прокларируют пружину относительно штока клапана. док, корректируем его.214ЗР 8/98СвоимиСилами36