66
67
ЭХ, "САМАРА"-Как без серьезных затрат сделать из "восьмерки" или, скажем, "Нивы" если не настоящий грузовик, то хотя бы автомобиль, более или менее пригодный для перевозки грузов? Очень легко, утверждает немецкая фирма МАД. Надо только установить дополнительные упругие элементы подвески. Неужели в самом деле все так просто?Игорь ТВЕРДУНОВ. Ф ото Александра Полунинаезная продукция уважаемого производителя. Дополнительные пружины на "Самару" имеют германский сертификат ТЮВ. "Нивовские" почему-то не сертифицированы. Изготовитель обещает нам лучший комфорт при езде на загруженном автомобиле, снижение нагрузок на конструкцию, уверенное поведение машины на дороге и вдобавок простоту установки дополнительных пружин. Вот с монтажа и начнем. ЧТО ТАКОЕ СЕРТИФИКАТ? Чтобы установить дополнительные пружины на "девятку", придется снимать задние стойки. Ведь дополнительный упругий элемент надо засунуть внутрь стандартной пружины. Производитель утверждает, что процесс займет один час и не потребует специального инструмента. В самом деле, при наличии подъемника и некоторых навыков работа сложностей не вызывает....и для "Нивы".НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Для разной работы существуют разные типы автомобилей - это не требует доказательств. Легковая машина перевезет несколько человек с их поклажей, автобус - толпу с чемоданами, а если надо везти груз - выбирают грузовик побольше или поменьше. Так в общем-то и должно быть. У нас же покупка нового, тем более специализированного автомобиля далеко не всем по карману. Вот почему для многих собственный старенький автомобиль - "осПружины МАД для "Самары"...новное средство производства", так сказать, единственный кормилец. На нем и семейство со всем скарбом выезжает на дачу, и товары доставляются на рынок, и в роли таксомотора ему случается работать. Короче говоря, легковая машина, груженная выше всякого разумного предела, - явление на российских дорогах обычное. "ГРУЗОВИК" СВОИМИ СИЛАМИ Коли автомобилю приходится часто выполнять несвойственные функции, неплохо бы как-то его к этому приспособить. В нашем случае - адаптировать легковую машину к постоянной работе с максимальной или (рекомендовать этого мы, конечно, не можем, но такова жизнь) превышающей максимальную загрузкой. Дополнительные упругие элементы, которые предлагает фирма МАД, как раз и должны помочь в этом нелегком деле. Перед нами две пары пружин. Те. которые поменьше - для "Самары, и те, что помощнее - для "Нивы". Это вам не популярные когда-то теннисные мячики - серь66ЗР 8/98 Теперь "Нива". Здесь схема монтажа несколько другая. Пружина крепится на амортизатор. Ее нижняя опора фиксируется на резервуаре, а верхняя упирается в кожух. Такая конструкция сразу вызвала у нас вопросы. Ведь кожух амортизатора - деталь не силовая. Выдержит ли она немалую нагрузку? Попытка установить пружины на "Ниву" сразу отмела все сомнения. Дело в том, что кожух стандартного амортизатора... пластмассовый. Да будь он даже металлическим, работоспособность конструкции все равно была бы под вопросом. Уж больно хлипок упорный буртик верхней опоры, сделанной, кстати, из легкого сплава. Или он сомнется, или кожух оторвется - пружина-то довольно мощная. Вот что значит несертифицированный товар. Испытания дополнительных пружин на "Ниве" закончились, по сути и не начавшись.шают комфорт, но только для тех, кто сидит впереди, и только на дороге с ровным покрытием. На обычных же наших кочках и выбоинах улучшить комфорт, поставив более жесткие пружины, вряд ли удастся... Теперь о том, как ведет себя "Самара"-грузовик на дороге. Ведь, установив пружины в дополнение к стандартным, мы нарушили заложенные заводом-изготовителем характеристики подвески. Скажем сразу, мы не загружали автомобиль сверх нормы, указанной в технической характеристике. Поэтому о поведении перегруженной машины говорить не будем. "Девятка" же, оборудованная дополнительными пружинами, с водителем и пассажирами, но без груза, проявила куда большую склонность к заносу задней оси, чем стандартная. Причем заметно это было даже на сухом асфальте ив режимах движения, далеких от критических. Что же станется с ней под дождем или на снегу? Кроме того, если в повороте колеса попадают в выбоину, машина норовит переставить задок. Загруженный автомобиль с элементами МАД "стоит" на дороге намного лучше. Да и упражняться на нем в скоростной езде, по правде сказать, как-то не тянет. Дополнительные пружины уменьшают вероятность срабатывания подвески на пробой груженая корма лучше "держит удар". А вот об обещанном снижении нагрузки на кузов автомобиля говорить, как нам кажется, однозначно не стоит. Пробоев не будет, зато увеличится нагрузка на элементы кузова, воспринимающие усилие от задних стоек.Схема установки дополнительных пружин на ЧТО ДЕЛАЛИ... "Самару" (слева) и "Ниву". Итак, осталась "девятка", на которой мы и проверяли обещанную фирмобиль с более "жесткой" подвеской покамой-производителем эффективность зал неплохой результат. Лучше всего жисистемы. Автомобиль ездил с дополвется водителю. Того, кто сидит на заднем нительными пружинами и без них в сиденье, все же прилично трясет, особендвух вариантах загрузки: с водителем но когда машина нагружена. А вот на буи одним пассажиром, а также с полной лыжнике при любой нагрузке все обитатенагрузкой, которую обеспечивали воли салона "вибрируют" в автомобиле с додоналивные манекены и балласт в баполнительными пружинами куда сильнее, гажнике. При этом субъективно оцечем в машине со стандартной подвеской. СТАВИТЬ ИЛИ НЕТ? нивалось поведение стандартной и Словом, на груженой машине упругие Однозначно на этот вопрос ответить переоборудованной машины на дороэлементы МАД, как и было обещано, повы- трудно. Самое лучшее, конечно, не перегруге. Уровень вибрации измежать машину. Если груз вы воряли с помощью виброметзите раз или два в год, дополниВИБРОНАГРУЖЕННОСТЬ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-21093 ра фирмы "Брюль и Къер" тельные пружины вряд ли понана асфальте и булыжнике. добятся. Тем более, что все остальное время придется мириться с некоторым ухудшением ...И ЧТО ПОЛУЧИЛИ устойчивости автомобиля. Если Начнем с комфорта. езда с предельной или запреУровень виброускорений дельной нагрузкой для вашего приведен на диаграммах автомобиля норма, а не случайвместе с краткими комменность, если часто приходится татариями. Мы предполагаскать тяжелый прицеп - устали, что, говоря языком спеновка дополнительных пружин циалистов, вибронагруне лишена смысла. женность автомобиля (а она характеризуется "среНемецкий производитель дневзвешенным эквивауказывает отпускную стоилентным виброускоренимость на них - 179 марок за ем") с дополнительными комплект для "Самары". Учитыупругими элементами окавая доставку, растаможку и жется выше. Иными словапрочие накрутки, нашему поми, трясти будет больше. требителю пружины обойдутся, Однако на асфальте авто- Средневзвешенное эквивалентное виброускорение (м/с2). увы, в заметно большую сумму.ЗР 8/9867