227
228
чмим нужно уметь заменять: масло в двигателе, 'Тосол", воздушный фильтр, свечи, высоковольтные провода, крышку трамблера и его "бегунок". Неплохо также взять на себя электрику: замену лампочек, пластмассовых рассеивателей, датчиков и оптических элементов фар. В последнем случае желательно отрегулировать пучок света на СТО. С помощью "бывалых" надо бы научиться заменять тормозные колодки, ремень генератора, термостат, кран отопителя, личинки замков, масло в коробке передач и заднем мосту, прокачивать гидроприводы тормозов и сцепления. Набравшись опыта, можно устанавливать момент зажигания, уровень топлива в поплавковой камере карбюратора и устра0 нять несложные повреждения электрических цепей. Естественно, на самостоятельный капремонт двигателя, коробки передач, мостов, переборку подвесок и кузовные работы должно быть наложено табу! Ничего хорошего из этой затеи, скорее всего, не выйдет, не обижайтесь. На то существуют мастера, зарабатывающие себе на жизнь подобными делами. Да иу вас, вероятно, есть иные проблемы в жизни, не правда ли? К третьей группе относятся автолюбители, очень далекие от техники. Испольщ. зуя в быту телевизор, компьютер, стиральную машину и автомобиль, они не только совершенно не представляют себе их внутреннее устройство, но даже и не задумываются над этим. Таким нужно с первых же дней после покупки машины найти себе хорошего автослесаря, желательно постоянного, квалифицированного и живущего неподалеку, который и будет обслуживать и ремонтировать авто. Напоследок напомню об одной операции, обязательной для машин всех марок - антикоррозионной обработке с установ~ кой подкрылков. Ее нужно выполнять на специальных станциях вне зависимости от того, насколько умелые у вас руки. И вот почему. Времена, когда на СТО за три рубля покрывали низ "отработкой", давно миновали. Современные центры представляют собой комплекс сложного оборудования, а собственно антикоррозионные составы - сложнейшие химические соединения. Смоделировать подобное в домашних условиях абсолютно нереально. Кроме того, и сами препараты для антикора, и подкрылки фирма приобретает оптом по ценам производителя; покупая их в магази' не, вы переплатите сумму, почти равную стоимости работ на фирме. Так что машину свою иногда чужим людям доверять можно. Людям, которые зовутся профессионалами.JJШШШ1JJ"Провалы" в работе двигателя, особенно во время разгона, волнуют многих неопытных автолюбителей. Бывалые с этим справляются тотчас.Цл.LLLЭдуард КОНОП. Рисунок автора Начнем с вопроса: от чего зависят разгонные характеристики машины? Рискнем в очередной раз привести две классические кривые (см. рис.), где Мкр - изменение крутящего момента двигателя при различных оборотах п, когда дроссель полностью открыт, и Мсопр - величина момента сил сопротивлений при различных скоростях движения V. На одной и той же передаче (с механической коробкой) - например, на четвертой - показатели Vип однозначно связаны. Вообразите: со скорости Vt вдруг понадобилось резко разогнать машину. Вы, естественно, педаль газа утопите в пол! В следующее мгновение крутящий момент "идеального" мотора скачком возрастет сМ1 до М2 , а машина станет разгоняться от избытка момента Мг-М^. К нашему (и вашему) сожалению в реальной жизни так не произойдет. Ведь точка М2 на кривой Мкр получена в стационарных, стендовых условиях при полностью открытом дросселе и уже полноценно работающей главной дозирующей системе! Вы же ехали с постоянной скоростью VT с прикрытым дросселем, когда расход топлива через главную дозирующую систему был небольшим. Резко открыв дроссель при низких оборотах, вы освободили потоку воздуха путь в цилиндры двигателя, но, нагруженный сопротивлением машины, он мгновенно "раскрутиться" не может, поэтому скорость потока в диффузорах карбюратора и разрежение в них резко падают. Добавьте к этому большую инерционность топлива в каналах! Результат: подсос топлива в малый диффузор заметно отстает от поступления воздуха и рабочая смесь в цилиндрах двигателя обедняется. Чем беднее смесь, тем хуже, медленнее, а то и вообще с перебоями она сгорает. В итоге - вялый, затянутый, замедленный разгон, который и называют провалом.ЗР 8/98227 Пример ощутимого провала приведен на кривой 5: от скорости V, до V2 разгон очень медленный (в темпе нарастания сопротивления). И только по достижении какой-то скорости V3 мотор начинает работать нормально. Кривая 4 показывает провал несколько меньшего масштаба. Но, чтобы его не было вообще и мотор на любом режиме мог отдаМкр вать все, на что способен, Мсопр состав рабочей смеси в цилиндрах должен держаться в довольно узких пределах. Для быстрого разгона (получения максимального крутящего момента) необходима немного обогащенная смесь топлива и воздуха. Постоянно обеспечивать это могут только современные системы впрыска топлива, до которых простейшему карбюратору далеко, однако ив нем предусмотрены соответствующие устройства, например ускорительный насос. Если вы резко открываете дроссель, то по "программе", заложенной в механику насоса, в диффузор карбюратора впрыскивается дополнительная порция бензина, которая и должна обеспечить обогащение смеси до требуемого состава. Сам этот процесс не происходит мгновенно, поэтому даже при отличной работе карбюратора мотор увеличивает крутящий момент не мгновенно, а по какой-то кривой (2). Разгон происходит чуть медленнее, чем в идеальном варианте, с которого мы начали. Если же ускорительный насос недодает топлива, то разгон будет идти еще медленнее (кривая 3). Таким образом, установившееся движение с высокой скоростью при открытом дросселе (или дросселях), осуществить довольно просто (тут главное, чтобы были правильно подобраны элементы главной дозирующей системы и системы эконостата, особенно жиклеры (топливные, воздушные, эмульсионные). Процесс разгона сложнее. В "Озоне", например,работой ускорительного насоса "командует" специально спрофилированный кулачок, отвечающий за оптимальную подачу бензина. (Если впрыснуть те же 0,8 см 3 бензина разом, то на каком-то этапе разгона смесь переобогатится, а потом станетбедной). Зная эти "тонкости", любители повозиться с ускорительным насосом порой вмешиваются в различные его элементы, вплоть до изменения профиля кулачка, жесткости пружины диафрагмы и т. д., причем небезуспешно. Начальный разгон машины при желании удается ощутимо улучшить.моженная двигателем, норовит остановиться. Спасти от этого (и то не всегда) может немедленный "сброс" газа и переход на пониженную передачу. Но - только для того, чтобы съехать на обочину и там искать причину неполадок. Чаще всего подобное происходит из-за серьезного засорения топливной системы. Например, когда грязь в отверстии игольчатого клапана мешает току бензина. Или заклинилась в закрытом положении игла. Или забит грязью фильтр... В этом случае "острой недостаточностью" страдают и главная дозирующая система, и ускорительный насос. В то же время, когда автомобиль стоит, мотор может приемлемо работать на холостом ходу и даже средних оборотах - ведь и то и другое происходит без нагрузки, когда даже слабого притока бензина в карбюратор достаточно. При попытке же тронуться мощности не хватает - и мотор глохнет. Если засорился топливный жиклер главной дозирующей системы, то она работает так же плохо, но на ускорительном насосе (вспомните его схему!) это никак не сказывается - онпитается по другим каналам. Поэтому тронуться с места и даже коекак ехать, нахлестывая педаль газа, в этом случае можно. Отметим еще следующее. ТрадициНа нашем графике показан закраонно провалы в работе двигателя мы, шенный треугольник - это "потерянная как правило, увязываем с неожидандинамика" разгона по причине того, что ным обеднением смеси. Но не стоит закарбюратор перенастраивается не бывать, что внезапное переобогащемгновенно. Чем меньше площадь трение тоже ухудшает ее способность сгоугольника, тем меньше времени вы порать, а в работе карбюратора (хотя и ^ теряете в начале разгона. Система реже) могут случаться и такие ситуавпрыска дала бы здесь заметные преиции, когда бензина по отношению к мущества: даже на низких оборотах мовоздуху слишком много. Вот пример: тор гораздо лучше "подхватывает", не неопытный водитель на ходу (по неоссклонен к перебоям из-за колебаний торожности или машинально) вытянул состава смеси и т. д. Конечно, после "подсос". Горячий двигатель отреагировыхода мотора на режим, показанный вал соответственно: смесь переобогаточкой Б, дальнейший разгон идет в сотилась, мотор начал глохнуть, тогда ответствии с кривой Мкр, не завися от как на холодном (при слабом испареускорительного насоса. нии бензина) этого бы не произошло. В заключение о том, как эксплуаНа нашем графике есть еще одна кривая - 6. Что она означает? При некотировать машину, чтобы пореже иметь торых неисправностях системы питания дело с различными провалами. Очень возможна такая ситуация: вы худо-бедпросто! Не ленитесь вовремя обслужи- • но едете со скоростью \^, но при резком вать систему питания двигателя, в том открытии дросселя возникает глубокий числе (и особенно) карбюратор - удапровал - вплоть до прекращения сгоралять грязь, тщательно регулировать... ния смеси в цилиндрах! Машина, заторИ провалов не будет.Так выглядит переход от установившегося движения к разгону: 1 -"идеальный"; 2-реальный; 3 - замедленный; 4, 5, 6 - различные степени "провала".228ЗР 8/98