79
80
ВЕСТИ С УКРАИНЫПроголосует ли за нее потребитель рублем и гривной?"НЬЮ-ТАВРИЯ": „ ИЗМЕНЕНИИЛеонид САПОЖНИКОВ САДИМСЯ ЗА РУЛЬ Первое, что отмечаешь в салоне, - новые передние сиденья. Другой формы, несколько более жесткие, с улучшенной боковой поддержкой. Подголовники для пущей безопасности приближены к затылку. Испытатели говорят, что водителю и переднему пассажиру стало удобнее. Для проверки надо поездить не один час, так что пока поверим. Конструкция рулевого колеса осталась прежней. Но такое, с четырьмя спицами, имели раньше только машины комплектации "люкс", теперь же оно устанавливается и на "стандарте". Кстати, от промежуточной комплектации под названием "норма" (ЗР, 1988, № 3) решено отказаться. На щитке приборов - новшество: шкалы и символы "работают на просвет". В темное время нужная водителю информация должна читаться гораздо легче, чем при прежней тусклой боковой подсветке. Обзор в Таврии" всегда был неплохим, но сейчас вроде бы улучшился. Показалось? Нет. Просто прежде ветровые стекла очень часто были раза в полтора толще, чем положено, теперь же устанавливаются только сертифицированные, стандартные, толщиной 3,2 мм. Приятнее выглядит и салон. За счет чего, сразу не поймешь. - Конструкторская документация автомобиля пополнилась "Картой цветофактурного решения салона", - подсказал мне главный конструктор Юрий Плечун. - Раньше этого не было и, скажем, при черных сиденьях запросто могли установить рыжую шторку багажника. Теперь разнобой исключен: весь интерьер выдерживается в единой цветовой гамме. Более того, обивка салона подбирается под цвет кузова. К сожалению, не могу сказать, что вентиляция заметно улучшилась. Но вентилятор стал тише (по данным инженеров-исследователей - на 4 децибела, или почти на 20%). Другой источник неприятного шума в салоне - бачок заднего стеклоомывателя - вовсе исчез: теперь под капотом единый бачок с двумя мотонасосами. И наконец, проехав с десяток километров, я не услышал до боли знакомых скрипов панели приборов: под все монтируемые на ней узлы и детали устанавливаются специальные противоскрипные прокладки.ВЗГЛЯД ИЗ-ПОД ЗОНТИКА Эту первую "Нью-Таврию' (термин корейцев) я заснял перед киевской презентацией СП "АвтоЗАЗ-Дэу". Очень мешали дождь и не в меру ретивый охранник, уверенный, что фотографировать "новую технику" нельзя. Старушке "Таврии" и не снилось, что ее могут охранять от объективов, словно какую-нибудь принцессу... Перемены в ее наружности пока минимальны, и не каждый отметит их с первого взгляда. Кузов нарядно окрашен современной эмалью, но и раньше малярный цех Запорожского завода умел работать прилично, так что разница не показалась слишком заметной. Металлическая облицовка радиатора получила две просечки, а дверь задка - спойлер со встроенным дополнительным стоп-сигналом. Крупнее и солиднее стали наружные зеркала, намного красивее - декоративные колпаки колес. Черный цвет бамперов сменился более элегантным серо-графитным. Обновились молдинги (в них теперь встроены повторители поворотов). Вот, пожалуй, и все. Чтобы познакомиться с остальными изменениями - а всего, по словам главного конструктора, их 309, - пришлось отправиться на ЗАЗ.I Чем тише в машине, тем уместнее в ней музыка. Таврии" комплектации "люкс" обзаводятся магнитолой "Дэу" и антенной прямо на конвейере. Это удовольствие, а также улучшенная обивка салона и спойлер двери задка обходятся покупателю примерно в $300. "Стандарт" же покидает завод без музыки и без спойлера, дабы не повышать и без того высокую цену - $3999. Производитель считает, что на Украине с ее сравнительно низким платежеспособным спросом нельзя переступать через психологически значимую отметку 4000... Несмотря на стремление к дешевизне, на безопасности стараются не экономить: вакуумным усилителем тормозов оснащен уже не только "люкс", но и "стандарт". Причем пороговое усилие срабатывания уменьшено вдвое - до 10 кгс. ТРИСТА НЕЗАМЕТНЫХ Есть популярный тест для проверки наблюдательности: нужно найти различия в двух, казалось бы, одинаковых рисунках. Сравнение двух "таврий" - до и после модернизации - сродни этой головоломке. К уже названным изменениям могу добавить более широкие диски колес (четыре с половиной дюйма вместо прежних четырех), винтовые хомуты на шлангах взамен допотопных ленточных и приятные мелочи вроде твердой полки багажника в комплектации "люкс". Ну и, конечно, нельзя умолчать о зазорах между наружными элементами кузова: они стали более узкими и равномерными. Это было заметно уже на презентационном автомобиле, но по образцам, предназначенным для показа, судить рискованно. На заводе я убедился: у серийных машин то же самое. Значит, в прессовом производстве действительно навели порядок. Но где остальные усовершенствования, которых аж за триста? О них ведают лишь конструкторы и технологи. Владельцу "Нью-Таврии" незачем знать, к примеру, что поверхность штока мелитопольских амортизаторов обработана теперь по одиннадцатому классу точности. Главное, чтобы амортизаторы работали нормально и выдерживали заданный ресурс (5 миллионов циклов). И нужна ли ему, владельцу, информация о том, что, скажем, кременчугские диски колес усовершенствованы по материалу и по конструкции? Для него важно, что они теперь не сминаются на выбоинах (ахиллесова пята старых "таврий"). Кстати, это позволило заводу устанавливать бескамерные шины. - Многие опасаются разгерметизации, - сказал главный конструктор, - но я должен заявить: прежде чем принять такое решение, мы провели серьезные испытания.Ни одного смятия диска не было. Отказ от камер позволил уменьшить неподрессоренную массу, что, как известно, продлевает срок службы узлов подвесок - от сайлентблоков и шаровых опор до подшипников. Прежним остался типоразмер шин 155/70R13. Поставщики - известный польский завод "Дэбица" и Белоцерковский шинный... Не стану утомлять читателя долгим перечнем изменений (Плечун бегло рассказывал мне о них битый час). Назову просто отдельные типичные дефекты запорожского автомобиля, которые, по заверениям заводчан, остались в прошлом. Резинотехнические изделия - шланги, чехлы и т. п. - быстро трескались. Чтобы сделать их стойкими к озону ик экстремальным температурам, заставили изготовителей перейти на новые типы резиновых смесей. Шаровые опоры последних лет выпуска были весьма недолговечны. В новых опорах улучшен материал и повышена точность обработки. Трос сцепления позорно рвался в среднем через 20 тысяч километров. Ныне его поставщик перестал быть монополистом и, теснимый конкурентами, вынужден соблюдать технологию, Качество и ресурс херсонского стартера вызывали много нареканий. Сейчас на конвейере устанавливают корейский, который при тех же характеристиках легче на целый килограмм и служит значительно дольше. И так далее, и тому подобное... - Мы считаем, - подвел итог главный конструктор, - что купившие новую 'Таврию" не будут разочарованы. Надо только иметь в виду: изменения внедряются поэтапно, а не вдруг. Это постоянный, а не одномоментный процесс. Но главное, что он, как говорится, пошел. Мы будем и дальше модернизировать этот автомобиль, если, конечно, он станет пользоваться спросом. ИСКУССТВО ПРОДАВАТЬ Со спросом, что и говорить, неизбежны проблемы: слишком долго производители "Таврии", работая кое-как, создавали своему детищу антирекламу. Вся надежда на дилерскую сеть. На Украине СП "АвтоЗАЗ-Дэу" быстро ее развивает, рассчитывая иметь в каждом городе с населением от 50 тысяч человек фирменный автосалон и сервисный центр. Общее число аттестованных дилеров должно достигнуть 500. В России, где АвтоЗАЗ не имеет точек опоры (в частности, утратил свои спецавтоцентры), такой размах пока нереален. Совместному предприятию пришлось начать с "нулевого цикла" - создания в Москве генерального представительства и поиска солидного банка-партнера, имеющего многочисленные филиалы по всей стране. Роль такого банка исключительно важна: без него немыслима, скажем, продажа автомобилей в кредит. Заместитель директора СП по маркетингу Василий Гриценко рассказал мне, что на Украине ив России будет применяться несколько систем продаж. Прежде всего, конечно, за полную стоимость по наличному или безналичному расчету. При продаже в кредит первый взнос составит 40%, а остальное равномерно распределится на срок от 2 до 5 лет (таковы, по крайней мере, условия для украинского покупателя). Тот, кому автомобиль нужен как средство заработка, например таксист, сможет взять его в лизинг, то есть, проще говоря, арендовать с правом последующего выкупа. И наконец, людям, которым из-за нехватки денег не подходит ни одна из трех систем, будет предложена четвертая - так называемая "аргентинская". По словам Гриценко, в этой далекой стране ее широко применяют при продаже не только автомобилей. В Аргентине я не был, но видел, как эта система (она еще называется "консорциум") действует в Польше. Дилер форми-•в80ЗР 8/98