70
71
ЕБЮТПодарок к своему юбилею сделал Заволжский моторный завод, поставив "на колеса" первый турбодизель ЗМЗ-514.10.Антон ЧУИКИН, Сергей КАНУННИКОВМОЛОДОЙ ДИЗЕЛЬК 40-летию родного предприятия заводчане устроили небольшую выставку. Машины с моторами ЗМЗ: "волги", "пазики", "Чайка", приехал даже залетный ГАЗ3105 из Нижнего... Но главный экспонат скрывался под личиной скромной "Газели". Полуторка в данном случае служила колыбелью новорожденному дизелю. Гордые родители подводили гостей полюбоваться на симпатичного младенца. Ваши корреспонденты напросились на небольшую прогулку, то бишь поездку. ...Никого уже не обманывает внешнее сходство "Газели" с "Транзитом' Все знают, что на самом деле это очень разные автомобили. Но чу!.. Какой непривычный уху водителя российской полу торки и естественный для "Форда" звук! Уверенно заурчав, дизель легко разгоняет наш автомобиль. Через весь город проехали, кажется, не выключая четвертую передачу: двигатель тяговит, максимум крутящего момента - от 2000 до 3000 об/мин. А турбонаддув позволяет резво ехать на- j равне с легковыми машинами. Пока ,j мы набираемся впечатлений, заводские специалисты рассказывают об устройстве мотора. Дизель ЗМЗ-514.10 создан на основе (специалисты говорят - "кон вертирован из") бензинового двигате ля семейства 406.10. Конструкция, без всяких скидок, на уровне самых современных зарубежных. Непосредственный впрыск топлива в камеры сгорания, четыре клапана на цилиндр, турбонаддув, интеркулер.Развозная полуторка с дизелем - то, что надо. Так выглядел первый ЗМЗ-406Д.10.Дизель унифицирован по обработке блока, коленвала с моторами бензинового ряда. Конечно, соблазнительно было "заимствовать" и сложную 16-клапанную головку. На первых образцах так и поступили. Да еще, заглянув в будущее, решили использовать для подачи топлива насосфорсунки, управляемые электроникой. Под индексом 406Д.10 мотор отправилk ся на доводку рабочего процесса к специалистам английской фирмы "Рикардо". Англичане посоветовали изменить конструкцию ш> головки цилиндров. Дизельный *-*-, рабочий процесс не поддается оптимизации при V-образном расположении клапанов, доставшемся от бензинового мотора. Головку спроектировали, по сути, заново. Изменили форму камеры сгорания, клапаны поставили вертикально. По ходу доводки немного увеличили рабочий объем. От новейших насос-форсунок пока отказались - их место заняли обычные "бошевские" форсунки, к которым подает топливо механический ТНВД топливный насос высокого давления). На ЗМЗ прекрасно отдают себе отчет в том, что без электроники не уложишься в экологические нормы ближайшего будущего,70ЗР 9/98 ЖЕЛАЕТ ПОЗНАКОМИТЬСЯпоэтому впрок разрабатывают варианты топливной системы. Очевидно, насос-форсунки все-таки вернутся или конструкторы шагнут еще дальше и предложат подобие системы "коммон рейл" (ЗР, 1997, № 8). Благо, опыт работы над аналогом - элек(ЗР, 1998, № 8). Пока, по оценкам специалистов ЗМЗ, российский мотор выходит дешевле; но, похоже, жизнь новорожденного не будет слишком легкой. ...Тем временем недолгая поездка на уникальной - первой с заволжским дизе-РодословнаяА началось все 20 (!) лет назад. В 1978-м ГАЗ выдал ЗМЗ задание на проектирование совершенно нового семейства моторов Э403.10 для будущей "Волги". В гамме был 2,3-литровый турбодизель с чугунным блоком цилиндров. Расчетная мощность - 80-90 л. с. Обстоятельства заставили "опуститься на землю" и вернуться к базовой конструкции. В 1982-1984 гг. на основе "волговского" ЗМЗ-402.10 создали вихрекамерный дизель (2,45 л, 68 л. с ) . Дело дошло до испытаний в составе автомобиля на полигоне НАМИ. Казалось, совсем скоро появится отечественный серийный легковой дизель. Но министерство выдало директиву: двигатели будут делать на Ульяновском моторном (УМЗ). Это решение не приблизило рождение ульяновского мотора, а лишь отдалило появление заволжского."Газель"+дизель=...тронным впрыском бензина - есть ив Заволжье, и у партнеров моторостроителей. ЗМЗ-514.10 встает под капот "Газели" как родной - спасибо бензиновым братьям, которых туда приспособили несколько лет назад. Новые топливные трубопроводы да генератор, совмещенный с вакуумным насосом - вот, собственно, и все переделки. Не исключено, впрочем, что ГАЗ внесет еще какие-то изменения, когда (и если) заволжский дизель дойдет до его конвейера. Кстати, о перспективах. До установки на эту "Газель" заволжские дизели работали только на стендах, сейчас идут дорожные испытания. Дизельное направление на ЗМЗ ныне приоритетное (в этом могли убедиться посетители МИМС-98 - автомобиль с новым дизелем стал главным козырем заволжцев). Заводчане обещают выдать опытно-промышленную партию в 1999 году. Современный дизель неплох и для "Волги" (в первую очередь, такси), и для новых УАЗов. Однако конкурент у "514-го" уже есть - адаптированный к нашим условиям австрийский "Штайр", он же ГАЗ-560Зато когда командовать заводами стали не чиновники, а рынок, дизелизация на ЗМЗ пошла сразу в нескольких направлениях. В 1993-м был сделан макет двухтактного авиационного двигателя ДН-200. Проектировали (в расчете на автомобили ГАЗ) семейство трех- и пятицилиндровых моторов, самый мощный из которых при рабочем объеме 1,65 л развивал бы 103 л. с. Были построены экспериментальные образцы. Вряд ли сегодня у двухтактников есть перспективы. зато инженеры набирались опыта. Тем временем из "403-го" семейстлем - "Газели" заканчивается. Приятный автомобиль. Основное впечатление "из-за ва вырос нынешний ЗМЗ-406. Одновреруля" - едешь спокойно, не напрягаясь. менно с освоением бензиновых мотоСравнения простецкой полуторки с имениров начали создавать на их базе турботыми конкурентами уже не кажутся столь дизель. 30 ноября 1995-го заработал 105-сильный надуманными. В общем, "ребенок был ре- первый двухлитровый 406Д.10. Его дальнейшее развитие - созов, но мил..." временный ЗМЗ-514.10 Путевка в жизнь дизелю ЗМЗ дана. Юбилей отмечен. "За работу, товарищи!" С 1996 года совместно с ЯМЗ в ЗаНадеемся, что увидим возмужавший севолжье работают над четырехцилиндрорийный двигатель, не дожидаясь следуювым 130-сильным дизелем объемом 4л щей знаменательной даты. для ПАЗов и грузовиков ГАЗ (ЗР, 1998, № 6).Техническая характеристика дизельного двигателя ЗМЗ-514.10 Число цилиндров - 4: диаметр цилиндра и ход поршня - 87x94 мм; рабочий объем - 2,24 л; степень сжатия - 20; мощность - 81 кВт/110 л. с. при 4500 об/мин; максимальный крутящий момент - 235 Нм при 2000-3000 об/мин; удельный расход топлива - 210 г/кВтч; масса - 225 кг.ЗР 9/9871