232
I111) EiKOAUJ. Hi Dii rl MJСпросите у автолюбителя названия марок ремонтной эмали - едва ли услышите "Хайкот" (HYCOTE). Между тем, английская компания "Джеймс Бриггс" производит их... для всех моделей "жигулей" едва не с первых лет выпуска. •Андрей ЛАДЫГИН Правда, краску марки "Хайкот" могли найти в багажниках те, кто покупал реэкспортные "жигули" и "самары", к примеру, из Голландии. Зарубежные дилеры заменяли ими заводские баночки ремонтной эмали, использовать которые можно было только с помощью отсутствовавшей кисточки. Баллончик куда удобнее. Баллончик? Да-да, фирма специализируется на производстве акриловых ремонтных эмалей в аэрозольной упаковке, а также подкрасочных карандашей. Впрочем, не только красок - самых различных смазок, спреев, удаляющих воду и облегчающих пуск двигателя, проникающих жидкостей, очистителей карбюратора, двигателя, стекла, хрома, резины, пластика, высокотемпературных красок для глушителя, антикоррозионных составов, полиролей, автошампуней, средств для очистки обивки салона и грязных рук, а также практически всей бытовой и профессиональной "химии", начиная от инсектицидов и кончая непищевым, но безвредным для здоровья "маслом", препятствующим пригоранию котлет на сковородке. С 1830 года компания "Джеймс Бриггс" работает с промышленныЭти и многие другие препараты "Хайкот" уже можно приобрести в Москве и Санкт-Петербурге.дашэд mmлМаленький гигант химиндустрии в английском городке Олдхэм. ность" здесь не слышали, зато предусмотрена ротация: работающие на розливе периодически "отдыхают" в других цехах. Джордж Радсма, менеджер экспортных продаж, начал нашу экскурсию с небольшого дизайн-центра, где баночки и флакончики обретают свою яркую и запоминающуюся внешность. Оформление каждой упаковки одновременно продолжает некую традицию (чтобы очиститель выглядел именно как очиститель) и несет оттенок новизны. "Джеймс Бриггс" нередко выступает на рынке под другими именами доля его продукции имеет, в частности, гордое имя "Халфордс" (известный в Англии продавец автопринадлежностей). Масштабы небольших с виду заводов чувствуешь только внутри, основательно поплутав по лабиринтам цехов, лабораторий, складов. Продукция на складах - в постоянном движении (равно как и порожняя тара), ничего не залеживается, поэтому по высоте стеллажей едва ли можно судить о масштабах производства - цифры красноречивее. "Очередь" пустых флаконов на линии убывает довольно быстро. При этом наполнитель может меняться - но путаница исключеОбразец окрашен зеленым металликом "Хайкот": средняя часть - одним слоем, верхняя двумя.Рис. 1. Баллончик краски "Хайкот" заполняется иначе, чем традиционный.--aшяшм«Iff •VAX• volB4<ми маслами и смазками. Но наш разговор о краске: баллончик с нею прост лишь на вид. Заменять целую "малярку" учат его сотни людей - здесь не скупятся на исследования, контроль качества, безопасности, вредности для окружающей среды, наконец, на потребительские тесты. Два предприятия компании в предместьях Манчестера несравнимы по размерам с привычными нам гигантами химиндустрии, до недавнего времени активно отравлявшими воздух чуть не в каждом крупном городе. При этом объем выпуска трудно себе даже представить: почти 2,5 млн. аэрозольных баллончиков и 4,5 млн. литров неаэрозольной продукции в месяц! Половина линий почти полностью автоматизирована: долю ручного труда активно сокращают роботы, кстати, проектируемые инженерами компании. Забавно смотреть, как крышки баллончиков пулями пролетают по прозрачным вакуумным трубкам... Один из цехов временно делит помещение... со складом пищевых продуктов другой фирмы. Неужели настолько безвредно производство? Да, оказывается, об известном нам молоке "за вред-232ЗР 9/98