218
219
ВОЛГАДанные двигателя: модель - ЗМЗ-4062.10; изготовитель - Заволжский моторный завод; в эксплуатации "За рулем" - с февраля 1997; пробег на момент отчета - 35 тыс. км; предыдущие публикации ЗР, 1997, №11; 1998, №7.Олег БУДКИНСобственно, фото "Волги" здесь дано ради узнаваемости, поскольку этот отчет целиком посвящен опыту эксплуатации 150-сильного мотора. Вернемся на полтора года в прошлое, когда редакционная "Волга" выехала за проходную ЗМЗ: мы получили новый мотор. Электронный впрыск топлива, 16 клапанов, 150 "лошадей"... Признаться, мы чувствовали легкое недоверие - уж больно ладным выглядел "406-й" со стороны. Впрочем, сомнения в меру сил рассеяли заводские инженеры, поделившись сведениями об эксплуатации, надежности, "детских болезнях" двигателя (ЗР, 1997, № 5). Естественно, конструкторы и испытатели ЗМЗ просили сообщать обо всех неполадках, какие случатся: "пишите, звоните, приезжайте". Договорились, что тысяч через 10-15 прибудем в Заволжье вновь, чтобы оценить, как "взрослеет" наш мотор, разобраться с дефектами, что-то подновить. Честно говоря, теперь и не припомнить, кто чаще звонил: заволжцы в редакцию или мы на завод. Мотористы волновались, что мы не жалуемся на подопечного, а мы успокаивали: как только чтонибудь серьезное случится, вы узнаете первыми. Было несколько неприятных дефектов, но с ними справились в столице (об этом ниже). А в целом поведение двигателя никак не давало повода спешить на гостеприимные волжские берега. Прошло 10, 20,30 тысяч пробега, а "дефектовать" и "обновлять" было нечего. Тогда решили "показаться специалистам" хотя бы в целях профилактики. И вот, накатав 35 тысяч, прошедшим летом мы отправились в Заволжье.Сначала - экологический контроль. Насколько в процессе эксплуатации изменилась токсичность выбросов? Стабильно ли работает электроника, управляющая двигателем, как чувствуют себя системыпитания и зажигания? И главное - уверенно ли "406-й" "въедет" во все более ужесточающиеся нормы выхлопа? Испытания провели на том же оборудовании, что и полутора годами ранее: немецкие беговые барабаны "Шенк", многокомпонентный газоанализатор "Меха2200" японской фирмы "Хориба". Результаты - в таблице. По экологическим параметрам мотор не оплошал, выбросы вредных веществ запрошедшее время снизились: СО на 22,7%, C nHm +NO x на 23,4%. Расход топлива (приведен для городского цикла) почти не изменился. Похоже, двигатель окончательно "обкатался", все что нужно притерлось. Пока - отлично; но окончательный вывод о дружелюбии "406-го" к окружающей среде можно будет сделать только после большого пробега, тысяч через сто. Следующий этап - проверка состояния цилиндро-поршневой группы и клапанов. Впрочем, заволжцы были уверены в бесполезности операции: к такому пробегу вряд ли что-то "железное" заметно изнашивается. Что и подтвердил замер компрессии: во всех цилиндрах 11,0 кгс/см2 - великолепно. Субъективно мощностные показатели нашего мотора за 35 тысяч километров не изменились - мы все так же легко уходим в "отрыв", наступив на педаль газа. Претензий не возникло иу заводчан, поэтому демонтировать мотор, чтобы поставить его на стенд и снять внешнюю скоростную характеристику, не стали. Отложим сравнение начальных и более поздних показателей до следующего раза. А теперь - собственно "дефектовка". Перечислим здесь все неисправности за полтора года. Напомним, в самом начале эксплуатации мы посетили гарантийную станцию для замены водяного насоса и одного из шестнадцати гидротолкателей клапанов (по всей вероятности, то были "врожденные" дефекты комплектующих). В ходе эксплуатации произошло несколько досадных мелочей, с которыми легко справились самостоятельно. Однажды закипел "Тосол". Виновником оказалось несработавшее реле включения электровентилятора. Расположено оно на правом брызговике как раз под расширительным бачком, да еще вблизи бачка омывателя. Естественно, на него попадает влага, а значит, - возможен сбой в ра-218ЗР 9/98 де поставили новый шланг, на всякий случай удлинив его подходящим патрубком. Советуем "волгарям" следить за креплением фильтра; кстати, на ГАЗ-3102 с "406-м" двигателем этот узел расположен удачнее и шланг там служит "вечно". При диагностике распределительных валов специальным приспособлением обнаружилиГофрированный шланг "прожил" 35 тысяч километров. На башмаке неисправного гидронатяжителя цепь проделала глубокие борозды.боте. Реле поменяли, а вообще неплохо бы его защитить или вовсе перенести в более сухое место. Неприятные хлопоты доставила воздушная заслонка. Ее положение регулируется установочным винтом; но если регулировка выполнена неверно, возможно "закусывание" заслонки. Машина дергается при троганье, а в ходе педали газа чувствуется "ступенька" (как если бы заедал тросик привода заслонки). Пара оборотов винта - и неприятные симптомы исчезли. Незадолго перед визитом на ЗМЗ порвался гофрированный резиновый шланг, ведущий от воздушного фильтра к датчику массового расхода воздуха. Причина сместился корпус фильтра, шланг недопустимо натянулся и постепенно растрескался. Временно наложили пластырь из обмазанного герметикой бинта, а на завоРЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ СОДЕРЖАНИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХфиксировали при подсборке просто в тисках; крышку не дотянули, и она в процессе эксплуатации самоотвернулась. Гидронатяжитель и башмак пришлось заменить. Все это еще раз говорит, что ремонтом "406-го" мотора должны заниматься грамотные специалисты. Ресурс высокотехнологичного двигателя во многом определяется правильной сборкой с рекомендуемыми моментами затяжки резьбовых соединений, применением специальных приспособлений, приемов и методов работы. Дефекты, вызванные несоблюдением этих условий, способны дискредитировать хороший мотор. Был заменен поликлиновой ремень привода генератора и водяного насоса. Растрескавшиеся "клинышки" мало влияют на прочность ремня, определяемую состоянием его корда, но мы рисковать не стали. Говорят, что такие же импортные ремни служат на "406-х" двигателях много дольше. Профилактически поменяли высоковольтные провода - на те, что теперь устанавливают штатно. Они светло-зеленого цвета, с четкой маркировкой - отличие от прежних, непонятного происхождения. Установили новые силиконовые колпачки и свечные наконечники, более устойчивые к электрическому пробою. Заменили свечи на новые - согласно инструкции. Старые 35 тысяч километров отходили без нареканий. Вот, собственно, и вся "дефектов-Поликлиновой ремень "состарился". В такой неприглядный вид пришел фильтр грубой очистки топлива, расположенный под днищем автомобиля.IПоказатель Холостой ход: минимальная частота вращения коленвала, содержание СО. % 3000 об/мин, содержание СО, % Массовые выбросы (испытание), г(Ревраль 1997 г., послеИюнь 1998 г., после 35Нормы правила№83 ЕЭК ООН10-часовой тыс. км обкатки пробега0,7 0,20,7330,1СОс2217 5,1 113 163 13384пнт9,712,1N0«CWNO»Средний расход топлива, л/100 км213 12^23,5смещение фаз газораспределения впускного и выпускного вала на 2-3°. Произошло это из-за большого износа башмака гидронатяжителя верхней цепи. Сам гидронатяжитель не работал. Его крышка вывернулась на несколько ниток резьбы, что нарушило герметичность и, как следствие, работоспособность. В результате цепь "изгрызла" башмак. Скорее всего, это произошло из-за неправильной сборки гидронатяжителя. На торце его крышки имеется специальный паз для фиксации во время "заряжения", а "заряжать" гидронатяжитель приходится каждый раз после его демонтажа. Бока крышки нашего гидронатяжителя были явно деформированы. Похоже, егока". Завершим ее описание цитатой из "справки по испытаниям" ОАО "ЗМЗ": "Выявленные дефекты устранены... Показатели двигателя 4062.10 за прошедшее время практически не изменились. Двигатель пригоден к дальнейшей эксплуатации". От недоверия, упомянутого в начале статьи, давно уже не осталось и следа.ЗР 9/98219