144
145
гшштРоссия становится мировым центром легализации угнанных автомобилей. Милиция, однако, наказывает ни в чем не повинных гражданДмитрий ЖЕРНОВ Угонщиков класса "город область" можно, хотя бы теоретически, отправить за решетку, а вот для международных преступных группировок в России раздолье. Сегодня уже невозможно купить машину и остаться уверенным, что она не ворованная. Высочайший уровень коррупции чиновников всех мастей и пробелы в законах позволяют преступникам безнаказанно сбывать в России до ста тысяч в год угнанных за границей машин - благо спрос на иномарки растет процентов на 10 в год. (Внутри страны угонов меньше: в 1997 году - 82 тысячи.) Справка. На начало 1998 года в РФ было зарегистрировано 30 323 700 транспортных средств. Из них легковых автомобилей - 17 205 500. Официально в розыске числится около 300 тысяч машин. За 1997 год обнаружено чуть меньше 40 тысяч. Лишившись автомобиля, пострадавший европеец обращается в полицию и страховую компанию, чья служба безопасности проводит собственную проверку. Если она не докажет симуляцию угона, то бывшему владельцу после сдачи ключей от машины и документов выплатят страховку. Отныне угнанный автомобиль - собственность страховой компании. Полиция заводит уголовное дело, заносит идентификационный номер автомобиля в базу данных, допрашивает пострадавшего, ищет сви детелей и, как правило, приос танавливает дело "за отсутст вием обвиняемых". "бее построено на силах природы с разрешения месткома". М. Булгаков. "Собачье сердце" В теории полиция должна оповестить об угоне все европейские страны через Интерпол. Справка. Интерпол - Международная организация криминальной полиции со штаб-квартирой в Лионе (Франция). Создана в 1889 году. В 1990 году СССР принят в члены организации, а с января 1991 года в России действует Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола. Цели и задачи: взаимодействие национальных правоохранительных подразделений с органами уголовной полиции других стран. НЦБ - координационный центр обмена информацией о борьбе с международной преступностью. На деле в игру вступает высокая политика. Германия и Франция обмениваются базами данных (БД) о похищенных автомобилях только со странами Шенгенского соглашения, но не с Россией. Причем сами полицейские и рады бы сообщить в Россию об угнанной машине, но для этого договоры об обмене информацией должны быть подписаны на прави-144ЗР 9/98 тельственном уровне. А их нет. На 63-й Генеральной ассамблее Интерпола в 1994 году было решено создать международную базу данных похищенных автомобилей. В 1997 году БД, наконец, начала работать. Россия одной из первых занесла туда сведения. Вообще у российского бюро Интерпола сложились отличные отношения со странами Балтии и Скандинавии, с Бельгией, Голландией, Польшей, Швейцарией, Люксембургом, Словакией и бывшей Югославией. Справка. В перечисленных странах в среднем за год угоняют 10-30 тысяч машин. Ворованных автомобилей, попадающих в РФ из США, единицы, поэтому с Америкой БД мы не обмениваемся, только оперативной информацией. Кстати, в Штатах зарегистрировано более 200 миллионов автомобилей, а в розыске - полтора миллиона. В основном машины исчезают в Латинской Америке. Если с 1990 по 1997 год в нашей федеральной БД значилось 25 тысяч машин, разыскиваемых по линии Интерпола, то к концу прошлого года их стало 120 тысяч. Столь же лавинообразно возросло число обнаруженных автомобилей. Например, в 1996 году с помощью Интерпола находили 20 автомобилей в неделю, а в нынешнем - уже 90. Разумеется, сами жулики на "паленых" машинах не катаются, они предназначены для продажи. Вероятность, что ГАИ обнаружит здесь ворованную машину из той же Германии, близка к нулю: большая их часть проходит серию перепродаж (не без участия "своих" таможенников и сотрудников ГАИ) в разных регионах. Репутация "прачечных" закрепилась за Ленинградской, Тверской областями, Мордовией и Калининградом. При "промежуточной" регистрации машины записывают обычно на подставных лиц. Теперь, даже если каким-то чудом номер машины "всплывет" в БД и машину задержат, потребуетСправка. Запросить информацию (с нашей стороны) до недавнего времени можно было лишь телеграммой. Только в мае этого года НЦБ обеспечили компьютерами. Нет у нас федеральной базы данных зарегистрироавтотранспорта: "Узники так мучаются, ванного что тюремщики плачут". владельцев учитывают только Е. Шварц. "Обыкновенное чудо" в регионах. Поэтому НЦБ Интерпола не может операЕму, последнему (не нативно сверить данные угнандеясь на презумпцию невиного транспорта с данными новности), придется доказызарегистрированного. В отвать, что он не вор: купил на деле розыска автомобилей рынке у незнакомого лица. С НЦБ работают три (!) сотрудэтим следователь охотно согника. ласится и сажать в кутузку Оно приходит в сопрововладельца ворованной машиждении десятка вопросов: ны не станет. А вот автомогде машина, в каком состоябиль, вероятнее всего, зании и т. д. Неудивительно, в держит - вещественное докадело вступил "профессиозательство. На этом правональный" собственник - стравое поле РФ заканчивается. ховая компания. Ей надо реДалее - непроходимое болошить, что выгодней: возврато. В нашей стране НЕТ закощать машину или бросить в нов, четко регламентируюРоссии. Все это время автощих порядок признания гражмобиль "висит" в розыске. Даданина невиновным и возвраже если добрый следователь та автомобиля, угнанного за вернул машину под сохранрубежом. В 1995 году Генпроную расписку, любой сотрудкуратура дала разъяснение: ник ГАИ вправе ее арестоавтомобиль возвращать вать.. только при отсутствии споров НЦБ Интерпола шлет инио праве собственности или по циатору розыска стандартный приговору суда. Если дело ответ: для решения спора о расследуется полицией друсобственнике автомобиля вагой страны, то вопрос о выдаше высшее юридическое вече машины решает Генпрокудомство должно обратиться в ратура. Что получается? МаГенпрокуратуру РФ. Как она шина угнана в Германии, там решит, так и будет. Даст кои уголовное дело. У нас ее манду следователю вернуть нашли, но нет доказательств, машину - вернет, откажет - изчто владелец - преступник. А вините. Так что у нового влапосему следователь волен дельца ворованного автомобисам решать, возбуждать ля есть три варианта. Первый здесь дело или нет, отдать (и самый приятный) - за рубемашину последнему владельжом не имеют претензий и поцу или оставить... себе. Поссле обнаружения "вынимают" ледняя фраза - не шутка: машину из БД. Автоматически пользуясь безнаказанностью, машина перестает числиться и немало работников МВД у нас. Второй - Генпрокуратура разъезжают на задержанных велит вернуть авто, и тогда помашинах. следний владелец остается ни ся немало времени, чтобы пройтись по всей цепочке. Как правило, работники МВД ни временем, ни таким желанием не располагают. И карающий меч правосудия сечет... голову последнего владельца. Вместе с тем о факте обнаружения следователь обязан информировать НЦБ Интерпола. Там смотрят, какая страна была инициатором розыска, и просят местную полицию дать подтверждение. с чем (хорошо, не посадили). Третий (почти фантастический и редко встречающийся) - Генпрокуратура решает оставить автомобиль последнему владельцу, несмотря на то, что заграничный собственник от неене отказался. Тогда в документы на машину ГАИ вносит запись: "Автомобиль значится в розыске по базе данных Интерпола". Пользоваться им можно только на территории РФ, за границей - на свой страх и риск. Можно продать, но спрашивается, кто купит только на запчасти. Налицо ограничение прав собственника. У нас нет законов, защищающих эти права! Поэтому регионы взялись решать эти непростые вопросы самостоятельно. Например, в Ленинградской области рассудили так: если в течение полугода собственник не предъявит своих прав, то машину отдают последнему владельцу без каких-либо ограничений. Тем же путем последовала и Московская область. Страховые компании между тем борются за свой интерес. Может, ради пятилетней, побывавшей в аварии "Самары" беспокоиться и не будут, но за новый "Мерседес" постараются вовсю (таких - 80% среди угнанных автомобилей). Но как получить свои деньги, если Россия не выдает автомобиль? Способы найдены. Представитель компании у нас легко может договориться с работниками милиции, передать им данные и "попросить" поискать. Найдут - грозя тюрьмой, "наедут" на владельца; тогда или заберут машину, или получат тысяч десять долларов отступного. Помните, как на Украине "работали" комиссары немецкой полиции (ЗР, 1998, № 1)? Нечто подобное теперь происходит и на российских дорогах. Наша страна становится криминальным центром. Здесь вольно себя чувствуют преступники, страховые "комиссары" и нечистоплотные работники милиции. Вот парадокс: чем больше мы стремимся к "цивилизованному обществу", тем хуже законопослушным гражданам. Если в ближайшее время не удастся переломить ситуацию, то быть честным в нашей стране станет попросту опасно.ЗР 9/98145