230
231
Ш.НШФШ'ЫМШШЫМЪШт. J^jTJl-^JjJrjlU^fl^JJ"Приспособил к моему ВАЗ-21053 карбюратор "Солекс", а расход все равно больше, чем у ВАЗ-21083..." "Волга" с "Солексом" стала на 2-3 литра прожорливей!" нередко жалуются читатели...Эдуард КОНОПIВопрос о том, как сделать автомобиль более экономичным, по-прежнему в повестке дня. Скажем, профессиональный "извозчик", делая по Москве на "Жигулях" 3000 километров в месяц, в течение года тратит на бензин примерно 8300 рублей, это если считать, что средний расход не превысит 10 л/100 км. А ведь в уличных "пробках" он может быть еще больше. Можно ли уменьшить эти затраты? Отвлечемся на время от неисправностей машины, обратив внимание на выбор маршрута, стиль езды. Самый короткий маршрут - не всегда самый быстрый, особенно в городе с его "пробками". Автомобиль не вертолет. А теперь о "стиле". Когда владелец "Запорожца", пересев в "Жигули", ощущает себя Шумахером, это не только опасно, но и накладно! Что стоит нам высокая скорость, показывает рис. 1. При скорости 150 км/ч мотор "Жигулей" вдвое прожорливее, чем при "скромных" 100 км/ч: выше скорость круче кривая путевого расхода 1. Это особенно полезно помнить, когда до АЗС далеко, а в баке плещутся последние литры топлива. Поезжайте с минимально допустимой скоростью на высшей (по возможности) передаче: например, по равнинному шоссе - 60 км/ч на пятой, перед пологим подъемом плавно разогнаться до 70 км/ч, а крутой взять на четвертой... В то же время нельзя ехать "внатяг" на недопустимо низких оборотах. Для моторов ВАЗа, например, не рекомендуется под нагрузкой держать обороты ниже 2000 об/мин: давление в системе смазки может стать слишком низким и обернуться повреждениями в двигателе. Да ик чему это? Сбавив скорость с 60 до 45 км/ч, много ли сэкономите? Здесь кривая проходит полого. А вот кривая 2 показывает, насколько улучшилась бы экономичность машины, если бы она имела Сх=0,3 (см. ЗР, 1997, № 7, 8), как многие современные автомобили. Эффект более ощутим на высоких скоростях. На низких же - в соответствии с "логикой" аэродинамики - кривые 1и2 сближаются. Почему мы это вспомнили? Вот хозяин взгромоздил на машину, к примеру, холодильник, - теперь не стоит подгонять "рысака"! Ведь увеличились иСх , и лобовая площадь, и масса машины. Повышенная скорость обернется перерасходом бензина. У многих джипов, грузовиков и мотоциклов (особенно с боковой коляской) С х может достигать 0,6-0,8, а порой и больших значений. Когда мощный грузовик состязается в скорости с легковыми машинами, скорее всего, расходы на топливо оплачивает тот, для кого срочность доставки груза важнее других показателей. Мой приятель, увидев эти графики, заметил: "Я часто жму на "гашетку", а расхода в 15 литров что-то не замечал!" Но не будем забывать, что для такого результата понадобилось бы довольно долго держать педаль газа "в полу" - на обычных дорогах это нереально! На одном участке дороги мы едем быстро (и расход высок), а на другом что-то нас сдерживает - тут на скоростях 50-70 км/ч расход минимален Эту ситуацию в какой-то мере отражает средняя скорость по маршруту. На типичном российском маршруте (например, Орел - Белгород) даже у заядлого "гонщика" средняя скорость обычно не выше 70-80 км/ч. Вероятно, поэтому и средний расход не столь велик. При человечном отношении к "Жигулям" он редко превышает 8л на "сотню". Впрочем, наши взгляды мы никому не навязываем: каждый сам выбирает свой стиль жизни. И в частности - вождения. Владельцу мощного "Чероки" успеть бы к месту "разборки", а хозяину ржавых "Жигулей" - дотянуть до родного Саранска, не разбросав по дороге колеса и картошку.230ЗР 9/98 Вы вспомнили, что ПДД ограничивают скорость? Да, у нас они допускают только 90-110 км/ч. Кстати, эти величины оптимальны для российских автомобилей приедете чуть позже "гонщика", зато много топлива не потратите и "матчасть" сбережете. И устанете меньше, чем от гонки. Скорость - не единственный показатель спортивности. Мы едва не забыли об ускорении-замедлении! По-настоящему "крут" тот, кто с визгом "выстреливает" от светофора, чтобы у следующего скрежетать тормозами. Чего не отдаст "отморозок" за эти счастливые мгновения! Как известно, даже в "городском цикле" (то есть при специальных испытаниях) автомобиль типа "Жигулей" вполне способен расходовать до 10 л/100 км. Но в реальной обстановке, в условиях большого города расход обычно больше. Вообразите эти "реалии": ежеминутно водитель то тормозит, то вновь разгоняет машину - причем чаще на пониженных передачах. Вот пример. Вооруженный борткомпьютером "Фольксваген-Гольф" с двигателем 1,8 л показал за 20-километровую поездку по Москве среднюю скорость 7 км/ч и расход топлива около 14 л/100 км! Вот почему в большом городе важно грамотно выбрать маршрут: лучше сделать лишние 5-10 километров по свободным улицам, чем тратить время и бензин в уличном заторе.Стоит ли доказывать, что равномерное движение особенно выгодно для тяжелой, громоздкой машины. Например любимой народом "Волги". Спринтерские рывки - не для нее. Но и "Оке" не на пользу. Вернемся к началу беседы. Что же случилось у владельца "Волги", установившего на ней первый попавшийся "Солекс"? Этот карбюратор был создан для двигателя с существенно меньшим рабочим объемом, поэтому на "Волге" в его диффузорах более высокие скорости потока, а значит - и разрежение в них. Здесь для правильного смесеобразования "Солексу" нужны другие жиклеры, прежде всего топливные. Если на "Волгу" поставить "Солекс", ничего в нем не меняя, в цилиндры начинает подаваться слишком богатая смесь, снижая мощность и увеличивая расход топлива.Что из этого следует? На рис. 2 вверху - диаграмма теплового баланса карбюраторного nflMta Nconp.n с двигателя в том виде, как он представлен в одном из авто16 i мобильных учебников. Нижнее 15 ( поле диаграммы показывает 14 70 часть топлива, затраченную 13 t? непосредственно на полезную t 60 12 работу двигателя, а все ос* / 3 J 11 тальное - неизбежные при раN/ боте двигателя потери: в сис50 10 * / теме охлаждения, с выхлопны9 ,.' ми газами и некоторые другие. / 40 Вф Особняком стоят потери, свя/ 7 J занные с неполным сгоранием \ 30 6 бензина при богатых смесях \ж / > 5 (клин слева вверху). Если сде4^ У > .< - 4 20 лать прикидочный расчет рас4 \ Г* хода топлива для автомобиля, 3 близкого к "Волге", то, исходя 10 2 из потребной для движения со 1 скоростью 100 км/ч мощности 00 (ЗР, 1997, № 7, 8), можно вы0 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 16 числить и необходимый для Уа.км/4 этого расход бензина. У нас Рис. 1. Зависимость путевого расхода и необходимой для двиполучилось около 2,5 л на жения мощности автомобиля (прототип - ВАЗ-21053) от ско"сотню". Учтите, что этот покарости: 1 - расход в л/100 км при С„=0,5; 2 - то же при С„=0,3; 3 затель связан только с услои 4 - соответствующие мощности сопротивлений в л. с.Рис. 2. Вверху: Тепловой баланс карбюраторного двигателя при среднем числе оборотов (2800 об/мин): q e - доля теплоты, израсходованной двигателем на эффективную работу на данном режиме движения; q ox „ - потери теплоты в системе охлаждения; q ra3 - потери теплоты с отработавшими газами; q HC - неиспользованная часть теплоты из-за неполного сгорания бензина при богатых смесях; q 0CT - прочие потери; а - коэффициент избытка воздуха в смеси. Внизу - то же в л/100 км./X'J,квиями езды (скорость, масса машины, тип шин, давление в них и т. д.), а от "капризов" карбюратора не зависит. "Капризы" отражены в самой диаграмме. Если теперь ее пересчитать, опираясь на наши 2,5 л, получится то, что вы видите на рис. 2 внизу. Наиболее экономично мотор работает при обедненной смеси (а=1,05) - и расход с учетом потерь составляет 9,3 л/100 км. При богатой же смеси (а=0,8) непроизводительно тратятся еще 3,2 л бензина, расход увеличивается до 12,5 л/100 км. На редакционной "Волге" с двигателем ЗМЗ-402 замена карбюратора К-151 "Солексом" практически ничего не дала - заметим, при тщательной регулировке обоих. Обычно "положительный эффект" объясняется просто: неисправный карбюратор заменяют исправным, хотя бы и другого типа. И делают скороспелые выводы. В результате рождаются, чтобы жить очень долго, всевозможные легенды, - например, о том, как при помощи "Солекса" сделать "Волгу" экономичнее "Оки". И... неплохо кормят господ торговцев. Благо, людей наивных на их век хватит!АУАИЗР 9/98231