203
204
ОБОРУДОВАНИЕНЕ СТОЙ ПОД ГРУЗОМ!Этот призыв жив пока живо человечество, и специальных пояснений вряд ли требует. Однако автомобилист (будь то любитель, профессионал или ремонтник) часто вынужден действовать вопреки перестраховочному запрету, - без этого автомобиль не обслужить и тем более не отремонтировать. Вот почему к надежности различных подъемников мы предъявляем самые жесткие требования. Легкомыслие здесь недопустимо, подчеркивает Валентин ГРИГОРЬЕВ.К сожалению, не раз уже случалось, что на мастера или владельца, шагнувшего под машину, это самое "железо" и обрушивалось. Потому что с подъемником обращались неправильно. Подъемников различного типа разработано немало. Одни более удобны и совершенны, другие - менее. Мы поговорим о широко используемых электромеханических двухстоечных подъемниках - они удобны, достаточно дешевы, при минимуме занимаемого пространства обеспечивают наилучший доступ к автомобилю. Схематично подобный подъемник показан на рис. 1. Он приводится вдействие электромотором 1, который при помощи ременной передачи вращает винт стойки 2. Ведомый винт стойки 6в этом подъемнике вращается одновременно (синхронно) с винтом стойки 2, так как они связаны цепной передачей 4. Гайки винтов соединены с подъемными тележками 3, которые снабжены плечами (лапами, рычагами) 5, поворачивающимися на шарнирах. Эти подъемники эксплуатируют весьма интенсивно, - многие их владельцы, избалованные послушной кнопкой, норовят использовать механизм даже при замене сгоревшей лампочки в фаре. Между тем собственный опыт показал: при интенсивной работе подъемника (в одну смену) резьба гайки почти полностью изнашивалась за 2,5 года. Так как ежедневно контролировать состояние самой резьбы достаточно сложно, конструкция подъемника должна предусматривать устройства, облегчающие эту задачу и подстраховывающие тех, кто работает. Одно из них, довольно простое и остроумное (рис. 2), состоит из соединенных муфтой 4 двух гаек - основной(несущей) 3 и предохранительной 5. Между гайками при сборке оставлен контрольный зазор "А" а их взаимное положение, благодаря форме сечения соединительной муфты 4, показанной на этом рисунке, остается неизменным. Весом поднимаемой машины на-Рис. 2. Устройство обеспечения безопасности двухстоечного автомобильного подъемника при износе резьбы несущей гайки: 1 - подъемная тележка; 2 - опорная шайба; 3 - несущая гайка в сборе с бронзовой вставкой; 4 - соединительная муфта; 5 - предохранительная гайка; 6 - винт.гружена только верхняя, несущая гайка 3, тогда как предохранительная 5, пока подъемник исправен, нагрузки не несет. В результате после достаточно длительной эксплуатации подъемника износ предохранительной гайки совершенно незначителен, несущая же может быть изношена вплоть до полного разрушения остатков резьбы. Конечно, на промежуточных этапах процесса об этом говорит уменьшение зазора "А" О том, что несущая гайка "кончилась" мастеру подсказывает характерный щелчок от соударения муфты 4с гайкой 5и исчезновение зазора "А" После этого пользование подъемником запрещается - ведь срыв резьбы в предохранительной гайке может иметь очень тяжелые последствия, а произойдет он довольно скоро, так как эта гайка на подобные нагрузки не рассчитана. Гайки, показанные на рис. 2, составные: наружный корпус стальной, а резьбовая часть из бронзы (Бр ОЦС 6-6-3 ГОСТ 5017-74). Иногда (чаще - уже при ремонте подъемника)Рис. 1. Схема двухстоечного электромеханического подъемника грузоподъемностью 2500 кгс: 1 - электродвигатель с ременной передачей; 2 - стойка ведущего винта; 3 - подъемная тележка; 4 - основание с цепной передачей; 5 - плечи тележек; 6 - стойка ведомого винта.41СвоимиСвламиЗР 9/98203 гайки делают целиком стальными, но целесообразность такого рода экономии сомнительна, так как в этом случае быстрее изнашивается винт подъемника (длина 2575 мм) - одна из самых дорогих деталей. Тому, кто только начинает карьеру ремонтника, напомним простую истину: плохо, если у "дитяти" (подъсом машины, легко повернуть рукой на небольшой угол, допускаемый за ­ зорами между ее квадратной частью и квадратным отверстием в муфте. Правда, случается (при нынешнем качестве изготовления), что необходимых зазоров между резьбой гайки и резьбой винта нет и гайка "тугая". В этом важно убедиться с самого намы на своей СТОА оснастили их дополнительными устройствами - упорами, страхующими от падения машины. Они показаны на рис. 3. Упоры на стойках расположили так, что плечи можно дополнительно зафиксировать в двух наиболее часто требующихся положениях: максимальный подъем и примерно половина отА-АГ* "ЕЯЯРИИТ!к8о 5300 « 2° ,30 .5x45°3о,20й-*—- Д55,15>5кЯ Рифление/ ,14, 1,5x45^ 2 фаски5\£ ^V«2W7 >о со Рис. 3. Страхующие упоры подъемника: 1 - стойка подъемника; 2 - ползунок; 3 - ручка; 4 - корпус; 5 - ограничительная планка.<емника) оказывается семь нянек, то есть - на нем работает много людей, надеющихся друг на друга, но не на себя! Не раз случалось, что зазор "А" давно (и не известно когда!) исчез, так как о необходимости ежедневного контроля за ним в горячую пору (клиент "пошел косяком"!) забыли. Лючок для контроля зазора "А" расположен довольно неудобно, на высоте примерно 300 мм от низа ка ­ ждой стойки, но это не служит оп ­ равданием для благодушия. Если нагнуться вам лень, то убедиться, есть ли зазор, можно и другим способом: гайку 5, не нагруженную вечала эксплуатации подъемника. Как быть? Опять-таки просто: проверяют "свободу" соединительной муфты 4 (см. рис. 2), предварительно вывернув винты, крепящие ее к верхней гайке (эти винты можно вообще удалить). В случае разрушения верхней гайки муфта зажимается гайками, и, значит, подъемник пора ремонтировать. Кстати, доверяя машину ремонтникам, вполне резонно потребовать, чтобы исправность подъемника (зазор "А") проверили при вас. Накопив определенный опыт работы с подобными подъемниками,него. Поэтому для одного подъемника приходится изготовить восемь комплектов упоров - по четыре на каждую стойку. Корпус 4 упора приварен к стойке, швы наложены по фаскам 5x45° по периметру корпуса. Ограничительная планка 5 приварена к ползунку 2. Ручка 3 завернута в резьбовое отверстие ползунка. Подняв машину на требуемую высоту, выдвигаем все четыре упора, затем автомобиль немного опускаем, чтобы большая часть его веса нагрузила упоры, разгрузив несущие гайки 3 (см. рис. 2). СвоимиСвлами204ЗР 9/98