102
103
104
ПОКУПКАВ КОРЕЮ:::::До^в^н^шещдипломата в Сеуле, тудакййды^е^ до двухсот россиян...Леонид САПОЖНИКОВ. Фото автораКАК ОБОЙТИ "ПОДВОДНЫЕ КАМНИ" Началось это менее года назад, когда в Южной Корее разразился финансовый кризис, и курс национальной денежной единицы - воны - упал с 800 до 2000 вон за доллар. Естественно, цены в стране стали гораздо привлекательнее для обладателей твердой валюты. Особенно цены автомобилей, которые, в сравнении с российскими, и прежде были невысокими. Самые шустрые сеульские дилеры встречают потенциальных клиентов в аэровокзале. Но нельзя поддаваться первому впечатлению дешевизны и ласковым уговорам. Купив русскоязычную газету "Сеульский вестник", я сразу наткнулся в разделе объявлений на "Спортидж" 1995 года "без аварий, в отличном состоянии" за... $4850 (дилер в аэропорту сватал такой же за 6000). Так что, отказавшись от услуг соблазнителей, поезжайте в город автобусом или такси. Только не забудьте приобрести в валютной кассе воны (в июле за 1 доллар давали около 1300). И, если нет лишних денег, не садитесь в черные таксомоторы с желтым фонарем на крыше: это - "люкс", тариф там втрое выше. Узнав, что вы из России, таксист, скорее всего, предложит гостиницу "Дехва". Она находится недалеко от центра на самом дешевом в Сеуле рынке Тондэмун, гдеКомиссионная продажа в Сеуле. Семь вывесок - семь дилеров. отовариваются наши "челноки". Двухместный номер - примерно 40 долларов в сутки. Тому, кто ценит покой и уют, лучше остановиться неподалеку в одном из мотелей, что, кстати, обойдется раза в два дешевле. Подкрепитесь с дороги - день предстоит тяжелый. Проще всего это сделать на рынке Тондэмун, где на каждом шагу вас зазывают русские вывески. А вот с корейской кухней лучше быть осторожным: чересчур острая ис малопонятным для нас вкусом... Теперь - за дело. Знатоки рекомендуют посетить хотя бы четыре-пять дилерских контор и сравнить цены. После чего наименьшую можно сбить еще на пару процентов - торг в Корее не только уместен, но и необходим. - Как вы называете покупателя, который не торгуется? - спросил я одного из дилеров. - Интересным русским словом,— ответил мистер Ку. - Sorry, я назову его по буквам: ди, оу, эл, би, оу... - Thank you, достаточно! Дилеры, работающие с клиентами из бывшего СССР, сосредоточены, главным образом, в районе Тондэмун. В каждой такой конторе есть хотя бы один сотрудник,свободно говорящий по-русски, - обычно это кореец с Сахалина или из Средней Азии, приехавший сюда на заработки. Да еще откуда-нибудь из подворотни непременно возникнет субъект с вопросом: "Автомобилями интересуетесь?" Солидные дилеры рекомендуют простые меры предосторожности. • Не заключайте контракт вне офиса. • Не имейте дела с теми, кто наряду с автомобилями торгует другими товарами: одеждой, обувью и т.п. • Попросите предъявить лицензию на право торговли автомобилями и сертификат на право их экспортировать. (Но не требуйте круглых печатей - в Корее они квадратные.) • Обратите внимание на дату выдачи этих документов: стаж работы фирмы на рынке - важная информация. Наш земляк господин Хван, работающий в дилерской фирме с 15-летней историей, подсказал еще пару тонкостей. Недобросовестный агент не употребляет слово "нет", пока не получит ваши деньги. Хотите такой-то цвет и оттенок? "О'кэй!". Такую-то комплектацию? "О'кэй!". Попробуйте предъявить ему изощренные требования - и если не услышите в его голосе даже нотки сомнения, это должно вас насторожить. Ведь выбор на рынке далеко не безграничен. И другой совет: заказывайте базовую комплектацию, это надежнее. Здесь она, как правило, включает в себя и кондиционер, и магнитолу, и электростеклоподъемники, и легкосплавные диски. - А известен ли вам случай, когда заказ вообще не был выполнен? - Знаю один пример. Покупатель из Семипалатинска заключил контракт на поставку двадцати машин. Все оплатил, но дилер проволынил, а цены в это время подскочили. Теперь дилер требует с клиента доплату, а тот, естественно, не соглашается. Четвертый месяц тянется канитель... СТРАНА БЕЗ ИНОМАРОК Приготовьтесь к тому, что в Корее вам придется пробыть с неделю: поиск нужного автомобиля и оформление документов требуют времени. С новым автомобилем, поступающим с заводского склада, все можно уладить за102ЗР 9/98 • <М МАШИНОЙтри дня. Но россияне в силу особенностей национальной "растаможки" (ЗР, 1998, № 8) охотятся в основном за трехлетними, а подержанная машина должна быть проверена полицией и снята с учета. Нередко обнаруживается, что владелец "насобирал" на дорогах штрафы и не рассчитался. Пока не уплатит, продать не вправе, и дилеру, вероятно, придется искать для вас другой вариант. Фирмы, идущие в ногу с веком, пользуются для подбора компьютерной сетью, охватывающей всю страну. Другие по старинке с ножницами под рукой изучают газетные объявления. У третьих - площадки с автомобилями, сданными на комиссию (но это - на окраинах, где земля дешевле). У мистера Ку машина с такой площадки находит покупателя в среднем за месяц. У российских покупателей легковушек - как, впрочем, и у корейских - самый высокий рейтинг имеют автомобили "Хёндэ". Особенно "Соната": считается, что ее ходовая часть мало боится наших дорог. Из подержанных джипов всего охотнее берут "КИА-Спортидж". Из новых - "СаньёнМуссо" с "мерседесовским" силовым агрегатом. (Фирма "Саньён", как известно, куплена "Дэу", так что теперь все чаще говорят "Дэу-Муссо"). Нередко покупают новый "Хёндэ-Старэкс" с i 2,5-литровым турбодизелем или 2,4-литровым бензиновым. С него, как с микроавтобуса, взятки гладки - я имею в виду, что ввозная пошлина сравнительно невысока... Кстати, любителям дизелей надо помнить, что на корейских легковых автомобилях их не сыщешь, хотя литр бензина здесь стоит в среднем 80 центов, а дизтоплива - всего 35. Нелюбовь к дизелю корейцы объясняют традиционно: вяловатый, шумный и... плохо заводится в мороз (последнее вовсе удивительно, ведь зимы здесь мягкие, десятиградусный мороз уже событие). Правда, джипы и микроавтобусы оснащают дизелями, но непременно есть и бензиновые варианты. клонники тойот , поворачиваются лицом к Корее: растет число покупателей, прилетающих в Сеул рейсом из Владивостока. Что их больше влечет - корейское качество или левый руль - не берусь судить... УТЕШИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ Пора пояснить:в Республику Корея я ездил как "разведчик". Задание состояло не в покупке машины, а в сборе полезной читателям ЗР информации. Так справедлива ли в данном случае поговорка "За морем телушка - полушка, да рубль перевоз"? Достанем микрокалькулятор и подсчитаем.Однако самая характерная черта здешнего парка - отсутствие иномарок. В первой половине этого года корейцы купили их меньше 1000 штук. Действует неписаный, но общепризнанный закон гражданского и корпоративного патриотизма. Соблюдать этот закон не так уж тяжко: корейцы довольны своими автомобилями. Интересно, что российские дальневосточники, большие по-Дорога. В Сеул регулярно летают самолеты из Москвы, Новосибирска, Красноярска, Хабаровска и Владивостока. Самые дешевые билеты в оба конца стоят от $400 (Хабаровск) до $650 (Москва). Правда, есть еще специальный чартерный рейс из ЮжноСахалинска, где придется выложить $740. Взяв за базовый вариант Москву, наберем на калькуляторе 650. Гостиница. Неделя в ней обойдется от 140 до 280 долларов. Возьмем "худший" вариант: 280 (двухместный номер в "Дехве" для одного человека). Суточные. Будем исходить из официальной общероссийской нормы для командируемых в Южную Корею: $54. На неделю, значит, около 380 долларов. Автомобиль. "Сонату-Н" 1995 года с Количество машин Контейнер 20-футовый 40-футовый Легковые Джипы2 41 3двухлитровым двигателем и АБС можно приобрести за $2700 и даже дешевле. Но никто не покупает одну машину - ведь в контейнер их входит несколько и платить за "перевозку воздуха" просто глупо. Знатоки рекомендуют брать 40-футовый контейнер: так рентабельнее. К тому же он, в отличие от 20-футового, не подлежит возврату, и особо практичные люди, решив вопрос с таможней, переоборудуют его в торговый павильон. Итак, четыре "сонаты" в нашем примере обойдутся не дороже $10 800. Транспортные расходы. Договор с транспортным агентством заключает дилер, вам надо лишь выбрать маршрут. Контейнер может быть отправлен морем до Владивостока, а оттуда по Транссибу в нужный пункт России и СНГ. Перевозка до Москвы будет стоить $5400 (20-футовый контейнер-$2950). Другой путь - 30 дней морем до Хельсинки (за 40-футовый контейнер - $4000, за 20-футовый - $3200). Но этот вариант связан с дополнительными трудностями и расходами (получение финской визы, поездка в Хельсинки, мытарства в чужом порту и т.п.). Правда, по словам г-на Хвана, есть в финской столице фирма, готовая получить ваши машины и перегнать их до Выборга, взяв за услуги по $750 за каждую. Однако Хван рекомендует более спокойный транссибирский вариант. Последний к тому же и более быстрый (если не бастуют на рельсах шахтеры): до Москвы в общей сложности 20 - 25 дней. Значит, прибавим к сумме на калькуляторе 5400.Прочие расходы в Корее. Оформление пакета документов, страховку автомобилей и заботу об их погрузке в контейнер с установкой креплений также берет на себя дилер, за все это - $350 с машины. У нас их 4, поэтому прибавляем на калькуляторе 1400. Таким образом, четыре наши "сонаты", доставленные из Кореи к воротам московской таможни, должны обойтись вместе со всеми накладными расходами максимум в $18 910. Следовательно, каждая - не более чем в 4750. Затраты сибиряка, естественно, будут ниже за счет меньших расстояний. При желании легко составить аналогичную калькуляцию для других марок и моделей, а также для различных вариантов доставки. Вот некоторые цены из сеульских объявлений:"КИА-Сефия", 1995 г. "КИА-Сефия", 1994 г. "КИА-Спортидж", 1993 г., бензин "Хёндэ-Галлопер", 1994 г., турбодизель "Хёндэ-Элантра", 1995 г "Саньён-Муссо", 1994 г. "Саньён-Корандо", 1991 г. - 6500 тыс. вон ($5000) - 3300 тыс. вон ($2540) -$5500 - 2500 тыс. вон - 3700 тыс. вон ($2850) - 2500 тыс. вон ($1920) -$3100Обратите внимание! Если вы сами не едете в Корею за автомобилем, а поручаете это дело гражданину И., необходимо дать ему купксерокопию своего паспорта для заключения на ваше имя договора ли-продажи. договора Официальный и техпаспорта на перевод русский($1920) Остается прибавить стоимость таможенной очистки. Этот расчет предоставляем сделать читателю - необходимые данные вы найдете в статье "Считайте деньги до покупки" (ЗР, 1998, № 8). Но и так достаточно очевидно, что поговорка про полушку и рубль чересчур категорична. И что прав г-н Хван, заверивший меня: - Тому, кто привозит от нас в Россию четыре автомобиля и продает три из них, четвертый достается в итоге почти даром.язык рекомендуется делать в посольстве РФ (телефон в Сеуле 552-70-96). При таможенной очистке потребуется нотариально заверенный документ о том, что вы доверяете Н. покупку и перегон автомобиля из Кореи. Такую доверенность, естественно, следует оформить до вылета Н. в Сеул. Кроме того, имейте наготове таможенную декларацию или справку банка, подтверждающую легальность вывоза валюты за рубеж.104ЗР 9/98