136
Щ\\ЖрШ\Ж\стопляпВ плохо изученной нами науке о безопасности движения есть такой термин: "Порог восприятия". Он подразумевает, что за то короткое время, которое есть у водителя для чтения знаков, реально усвоить (и, соответственно, сориентироваться в дорожной обстановке) можно от силы один-два. Но в России умеют даже одним знаком произвести такое впечатление, что водитель вовсе лишается восприятия - словно кирпичом по голове. Взгляните на фото 1. Это малохудожественное панно, установленное где-то между Ярославлем и Вологдой, по теории относится к знакам сервиса. На практике нечто среднее между 'Телефоном" и "Постом ГАИ". Согласно Правилам, "знаки сервиса информируют о расположении соответствующих объектов", а эту информацию трудно воспринять однозначно. Склонные к юмору водители давали, например, такое толкование: "При задержании вы имеете право вызвать адвоката". Вернемся к "кирпичной" теме. Фото 2 - Ярославль. Ну кто в состоянии сообразить, чего от вас требуют знаки? Что нарисовано на квадратах, обращенных к нам "спиной" - "Дорога с односторонним движением" или "Направление главной дороги"? Хорошо, "под кирпич" имеют право ехать маршрутные транспортные средства. Для них висит "уступи". Заедем с другой стороны. Допустим, мы повернем не налево (как автомобиль), а направо (за трамваем). Обязательно пропустим пешеходов. Через триста метров нам запретят движение. Придется оставить автомобиль на стоянке между двумя столбами, поскольку на дальнем столбе висят травмирующие наше восприятие знаки 3.27 "Остановка запрещена" (с табличкой "Зона действия) и 5.15 "Место стоянки". Стойте - отдыхайте. Порог давно пройден: на стометровом пятачке развешаны 12 знаков и три таблички! Складывается впечатление, что популярный знак "Въезд запрещен" содержит глубокий и тайный смысл. Простым "туда нельзя, но мне нужно" его значение уже не объяснить. В то же время употребление запрета с предупреждением или отрицанием ни у кого удивления не вызывает. Вот (фото 3) самое интернациональное место России - ВВЦ (бывшая ВДНХ). Известно: "под кирпич" разрешено ехать маршрутным ТС (которых на территории выставки нет). Зато круглосуточно по пешеходным дорожкам ВВЦ раскатывают сотни частных автомобилей. Вот их-то честно предупреждают знаком 1.16: впереди неровная дорога. Кстати, любопытно применение 1.16 с рукотворными "неровностями" - "лежачим полицейским", не упоминающимся ни в одном ГОСТе. С другой стороны, для водителя есть в этом нечто. Каково звучит: "Я наехал на "полицейского". Лежал, понимаешь, посреди дороги". На фото 4 - тихий киевский двор. Удачный пример перехода к "невосприятию" через отрицание. Действительно, за ворота нельзя, назад путь тоже отрезан. Сворачивай на... право или лево. В той же серии - фото 5, присланное из Красноярского края. Дорога ведет в лесной тупик. Что там в чаще? Выдержит ли увиденное сердце водителя, проехавшего под знак на маршрутном ТС, но без разрешения? Очевидно, последнее нужно получить у психиатра. Признаюсь, у нас организация движения молчаливо подразумевает присутствие врача и адвоката. Недаром водителей предприятий перед выездом осматривает врач: способны ли еще управлять машиной после того, как накануне получили "кирпичом" по голове. И не раз. Авторы фото: А. Сидоров (Ярославль), О. Будкин (Москва), С. Кардасевич (Киев), В. Гавритенко (Красноярский край).^Мв^НЗИЯ