33
34
35
36
37
Автомобиль с тяжеленным прицепом - картина сегодня более чем обыденная. Порой,сопя и отдуваясь, тянет "хвост" даже престарелый "Запорожец". Понятно, что в роли тягача лучше смотрелся бы здоровенный "проходимец", но желания, увы, не всегда совпадают с возможностями.Таскать прицепы по России чаще приходится автомобилям отечественным. Вот и посмотрим, как каждый из них с этой работой справляется. Сегодняшний рассказ только о тягачах. Прицеп можно представить неким условным грузом, его модель особого значения не имеет. Поэтому не будем рассматривать конструкции прицепов, поведение автопоезда на дороге и другие интересные моменты. Впрочем, некоторые требования к прицепу мы все же предъявляли, но об этом чуть позднее. Итак, вполне конкретные тягачи буксируют некий условный (но порой весьма весомый) прицеп. "ПАРОВОЗЫ" И "ВАГОН" В роли "паровозов" выступали, как уже было сказано, серийные отечественные автомобили. В список соискателей звания "Лучший тягач" не включили лишь "Оку". Прицеп для нее должен быть маленьким и совсем легким, чтобы туда можно было хоть что-то погрузить. Да и вообще "Ока" с прицепом - это несерьезно. Не в том смысле, что тянуть не сможет - должна, даже в инструкции это написано. Просто буксировка для маленькой машинки скорее редкое исключение, чем норма жизни. Все претенденты, а это ВАЗ-2106, ВАЗ-21093, ВАЗ-21213, "Москвич-214122" с мотором 1,7 ли ГАЗ-31029 с двигателем ЗМЗ-406 были оборудованы тяговосцепными устройствами (ТСУ) фирмы "Трейлер" из подмосковного Ступино. Эти ТСУ устанавливаются легко, без подгонки по месту и, что важно, относительно недороги. Теперь для наших тягачей надо выбрать "вагон". Все равно, каким он будет:одно- или двухосным, с высоким тентом или с низким. Главное - для всех машин один. Остановились на двухосном "Тонаре-83102". При снаряженной массе 450 кг у него большая грузоподъемность - 1150 кг. Значит, с помощью балласта полную массу можно варьировать в широких пределах, что нам и требовалось, поскольку допустимые массы прицепов, оборудованных тормозами, для разных машин разнятся более чем вдвое. СТАВИМ ЗАДАЧУ Условно разделим испытания, которые предстояли подопытным автомобилям, на четыре части: определение скоростных и динамических характеристик автопоездов, в том числе по времени разгона на промежуточных передачах, измерения расхода топлива и проверка тормозных свойств. В первой части определялась максимальная скорость автопоезда на третьей и четвертой передачах. На пятой, а таковая есть у всех машин, кроме "шестерки", тягачи явно скисали. Кроме того, автомобили продемонстрировали спринтерские качества, разгоняясь с прицепом до разрешенных Правилами 70 км/ч (см. график).ВАЗ-21093. Допустимая масса прицепа - 750 кг. Самый экономичный тягач, демонстрирует высокие динамические качества. На подъемах уступает "Ниве" и ВАЗ-2106. ВАЗ-2106. Допустимая масса прицепа - 750 кг. Лучший (на пару с "Нивой") "горный тягач" по результатам нашего теста. Уверенно тормозит с прицепом. Заметно уступает конкурентам в максимальной скорости и разгоне. ВАЗ-21213. Допустимая масса прицепа - 600 кг. Показал хорошие результаты в преодолении подъемов. Машина с прицепом достаточно быстрая и умеренно (для "Нивы") прожорливая. Далеко не самый лучший спринтер - показатели разгона не выдающиеся. "Москвич-214122". Допустимая масса прицепа 1000 кг. По результатам теста автомобиль оказался крепким середняком, по всем параметрам ненамного отставая от лидеров. Ровные, достаточно высокие результаты во всех "номинациях". ГАЗ-31029. Допустимая масса прицепа - 1300 кг. Самый быстрый, достаточно динамичный тягач. Худшие результаты в преодолении подъемов.ДИНАМИКА РАЗГОНА АВТОМОВИЛЕЙ С ПРИЦЕПОМвО 10 20 30 40 50 GO 708090 О 10 2O30 40SO60 708O90 0 10 20304050 60 70 6090 0 10 20304050 60 706090 0 10 20304050 60 708090 Скорость автопоезда, км/чСвои тяговые возможности они показывали, разгоняясь с 30 до 70 км/ч на второй и третьей передачах. При равномерном движении на скоростях 30, 50 и 70 км/ч регистрировался расход топлива. С "семидесяти" же автопоезда тормозили. "Вагон" загружали балластом до максимально допустимой, для каждого автомобиля, массы. Загрузка "паровоза" - частичная, водитель и один пассажир.34ЗР 9/98 РЕЗУЛЬТАТЫ Как мы уже отмечали, максимально допустимая масса прицепа, оборудованного тормозами, сильно различается для испытанных машин. Мощность двигателя - тоже. Чтобы не путаться в характеристиках, давайте определим удельный по-УДЕЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ ТЯГАЧЕЙТ я Пи-—, L г. ™ г "*" к 1 ВАЗ-21093 i ВАЗ-2106 ВАЗ-21213 Мощность, п. с. • 70 i 77 79 Масса прицепа, кг 750 750 600 Удельная мощность, • 0,132 л. а/кг массы прицепа; 0,093 | 0,103"Москвич-214122" 80 1000 0.08ГАЗ-31029 150 1300 0.115ГЖ^IfllWP-казатель и будем им в дальнейшем оперировать. Тяговые возможности автопоезда договоримся оценивать по тому, сколько лошадиных сил приходится на килограмм массы груженого прицепа. Получается, что самая "тяговая" - "Нива", следом за ней - "Волга" и ВАЗ-2106. Эти три модели на 1 кг массы прицепа имеют более 0,1 л. с. Следом за ними 'девятка" и "Москвич". Самым быстрым тягачом оказалась "Волга". Следом за ней более тяговоору-женная "Нива". Остальные хоть немного, но проигрывают шустрой парочке. А в аутсайдерах ходит ВАЗ-2106. В разгоне с места три машины - "Волга", ВАЗ-21093 и "Москвич" показали близкие результаты. ВАЗ-2106 поначалу даже опережает конкурентов, но по мере роста скорости интенсивность его разгона падает. Примерно та же картина у "Нивы". Видимо, дело здесь в характеристиках трансмиссии. Иначе как объяснить, что после 60 км/ч автомобили, чья удельнаяТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА прицепа"Тоиар-83102" Снаряженная масса - 450 кг; полная масса 1600 кг Габаритные размеры, мм: длина 4150; ширина - 1980; высота с тентом - 2250. Размеры платформы, мм: длина - 2480, ширина - 1860; погрузочная высота - 740. Дорожный просвет - 180 мм Размер шин - 13". Подвеска - независимая, резино-жгутовая Тормоза - механические, барабанные, инерционного типа.ЗР 9/9835 мощность высока, начинают заметно отставать от своих конкурентов. Разгоняясь на второй и третьей передачах с 30 до 70 км/ч (естественно, с прицепом), все подопытные автомобили продемонстрировали примерно равные возможности. Несколько живее других оказались "Волга" и "шестерка", но их преимущество перед другими тягачами невелико. Теперь самое, пожалуй, сложное испытание для тяжелогруженых машин разгон в гору. Подопытным автомобилям было предложено затащить прицеп на подъемы разной крутизны: 4, 6, 8 и 10 %. Лидерами в этой номинации оказались вазовские ветераны - "шестерка" и "Нива". Стопятидесятисильная "Волга" выступила на редкость неудачно. Но не стоит забыСкромный середнячок нашего теста груз, ни много ни мало, на четверть тонвать, что и прицеп у ГАЗ-31029 самый тяжелый. Похоже, шестнадцатиклапанный "Москвич" нигде не выбился в лидеры, но ны тяжелее, чем у "Жигулей" и "Самары". "четыреста шестой" мотор просто не успеего отставание от "чемпионов" почти везТак что ВАЗы хотя и буксируют прицеп, вает набрать обороты и продемонстрироде минимальное. И при этом "за кормой" который легче "москвичовского" на 25%, вать все свои немалые возможности. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЙ ХОДОВЫХ КАЧЕСТВ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРИЦЕПОМ А вот с расходом топлива картина вышла довольно интересная. ВАЗ-21093 подr 29rle43 твердил репутацию автомобиля экономичJ J ^ i L * j ^i: ll i .^*2"^LUL !^i i; 3j i"?I If*\ J 2rf ного, спалив бензина куда меньше других участников теста. За ним "Нива" (!), "Москвич", "Волга" и ВАЗ-2106. А ведь в обычной жизни "Нива" "кушает" куда больше конкурентов. Результаты автомобилей при торможении со скорости 70 км/ч на сухом покрытии очень близки. Несколько лучше они у более легких автопоездов с вазовскими тягачами - 2106 и 21093. КТО ВПЕРЕДИ? Ответить непросто. Если судить по сухим цифрам, то в лидерах окажутся по очереди ВАЗ-2106, "Нива", "Волга", ВАЗ21093. При этом нижегородский автомобиль тянет намного более тяжелый прицеп, чем его оппоненты. Но у него и двигатель намного мощнее. По удельному показателю "Волга" впереди, но состязание выигрывает далеко не всегда. Зато она продемонстрировала одно очень неприятное качество. Хотя мы не оценивали специально поведения автопоезда на дороге, не заметить резких продольных рывков, особенно при интенсивном разгоне, было просто невозможно. Решили, что виновата в этом архаичная рессорная задняя подвеска - она плохо сочетается с мощным мотором и тяжелым прицепом. Подобные явления, только куда более слабые, заметны на машине с "четыреста шестым" мотором и без прицепа. Кроме того, мощный шестнадцатиклапанник на редкость неуверенно выступил на подъемах.36ЗР 9/98 не опережают "Москвича" с тем же отрывом на дороге. Состязание между моделями ВАЗа вроде бы выигрывает заднеприводная чуть более мощная "шестерка", хотя ее преимущество перед "девяносто третьей" очень невелико, да и непостоянно. ВАЗ2106 демонстрирует лучшую эластичность, "веселее" идет на подъем. "Девятка", в свою очередь, быстрее и заметно экономичней. Так кто из них все-таки победил? А ведь есть еще "Нива", которая показала очень неплохие результаты. Вот только прицеп она тянет менее весомый. Можно считать, что заявленные веса все автомобили с большим или меньшим успехом взяли. Но поговорка насчет бесплатных пирожков все же постоянно крутится в голове. ОБРАТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ Как ни крути, буксировка прицепа, особенно тяжелого, для легкового автомобиля нелегкая задача. Увеличивается нагрузка на кузов, двигатель, трансмиссию, снижаются ходовые качества, растет расход топлива. В таблице приведены результаты заездов на одной и той же "шестерке" с прицепом и без него. Комментарии, как нам кажетСРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-2106 с прицепом и без него Параметр ' ВАЗ-2106 < ВАЗ-2106 ' •, с прицепом i без прицепа 19,13 41,72 12,93 20,23 8.04 13,36 6,6 9,06ся, излишни: с прицепом все показатели ухудшаются более чем вдвое! В нескольких источниках мы обнаружили, что стандартной "Ниве" ВАЗ-21213 по силам тащить полторы тонны. Если быть точным, допустимая масса прицепа ограничивалась 1490 кг. И хотя это издевательство над машиной и противоречит всем стандартам, мы все же попробовали... Результат оказался близким к ожидаемому. Хотя автомобильная наука и говорит, что идеальный тягач должен быть полноприводным, все имеет предел. Перегруженная "Нива" почти не потеряла вНаша справка При загрузке прицепа следует ориентироваться не только на его полную разрешенную массу, но и на создаваемую им вертикальную нагрузку на ТСУ. Согласно ОСТ 37.001.220-80, она должна составлять 25-100 кг, а, например, согласно немецким рекомендациям для наших российских машин - 25-50 кг. При вертикальной нагрузке на ТСУ менее 25 кг в системе автомобиль-прицеп уже на относительно небольших скоростях могут возникнуть резонансные колебания, способные привести к потере устойчивости. При завышенной нагрузке, помимо опас-215 ооО)§-10о5 а: о х1а.оПо«)оSо о со юо г»о оо со ю г~ Скорость автомобиля, км/чРазгон с места до 70 км/ч, с | _ Разгон с места до 90 км/ч, с [_ Разгон с 30 до 70 км/ч, с на II передаче на III передаче Расход топлива, л/100 км при скорости 30 км/ч 50 км/ч 70 км/ч ! \_ ]|7,56 9,56 12,81 р4,89 5,67 6,86максимальной скорости, ненамного возрос расход топлива, зато от разгона остались одни воспоминания: до 70 км/ч - за 23 секунды, до 90 - 45 секунд. Эластичность на том же уровне, преодоление подъемов проблема, и чем "горка" круче, тем более откровенно "Нива" умирает. Заметно увеличился тормозной путь. Словом, собираясь грузить автомобиль и прицеп, подумайте, не окажется ли платой за несколько лишних мешков картошки или цемента убитый до срока автомобиль... Редакция благодарит ООО "Трейлер" и ПКФ 'Тонар" за помощь в подготовке материала.Штности отрыва ТСУ, возникает эффект "задранного носа", который при торможении значительно усилится. Следует также иметь в виду, что при буксировке прицепа допустимая масса груза, перевозимого автомобилем, снижается как раз на величину вертикальной нагрузки на ТСУ со стороны прицепа. Полная конструктивная масса прицепа во всех случаях не должна превышать массы, разрешенной заводом - изготовителем автомобиля-тягача. При этом полная масса прицепа, оборудованного тормозами, не должна превышать снаряженной массы автомобиля-буксировщика, а полная масса прицепа без тормозов - половины снаряженной массы автомобиля. Максимальная масса прицепа, оборудованного тормозами, не может превышать 1800 кг.К ЧИТАТЕЛЯМ В материале "Колодка - деталь ценою в..." (ЗР. 1998. № 7) было указано, что тормозные колодки ВАТИ сделаны в городе Волгодонске. На самом деле эта аббревиатура расшифровывается "Волжский завод асбестовых технических изделий", который находится. как видно из названия, в городе Волжском. Выходит, зря поверили полученному у продавца сертификату, откуда и почерпнули недостоверную информацию.ЗР 9/9837