91
92
93
БЫЛОЕГЕНРИ ЛИЛАНД ПАТРИАРХ ДЕТРОЙТА"Никогда я не рвался в автомобилестроение. Хлопотное это дело и нервное, не по мне", - говорил наш герой, когда слава его "кадиллаков" уже гремела по всему миру.Сергей КАНУННИКОВ. Рисунок Александра Краснова Позже трудами Лиланда появилась еще одна всемирно известная марка "Линкольн". Тем не менее в автомобильном мире Лиланд - на самом деле человек почти случайный. Когда в начале XX века молодые энергичные люди загорелись самобеглыми колясками, он уже занимал весьма солидное положение, и автомобили ему были, вроде, совсем ни к чему. Да к тому же, многие ли ищут новые пути в шестьдесят? Лиланд родился 16 февраля 1843 года в Бэртоне (штат Вермонт) в семье механика. Сын, как это часто бывает, пошел по стопам родителя. Его первым местом работы стала трикотажная фабрика. Когда началась война между Севером и Югом, он вступил в армию Линкольна. По молодости в строй его не взяли, а определили в Спрингфельдский арсенал оружейником. Здесь-то Генри впервые столкнулся с точной механикой. И эта встреча во многом определилаего дальнейшую судьбу: точность и аккуратность стали девизом его жизни. После войны Лиланд работал на оружейном заводе знаменитого Самуэля Кольта, затем на фабрике 'Пратт энд Уитни". а в 70-е годы - в компании "Браун энд Шарп", занимавшейся точным машиностроением. Набравшись\"Кадиллак-Е" с кузовом купе (1905 г.), Первый "Кадиллак-А" был очень похож на "Форд".точный тормоз. Кстати, это заметил и показал Лиланду молодой Генри Форд. После выставки Лиланд продолжал совершенствовать мотор - увеличил диаметр впускных и выпускных клапанов, сечение коллекторов. В результате мощность достигла 10,5 л. с. (моторы "Додж" развивали примерно 6 л. с). Но тут Олдс отказался от заказа и Лиланду ничего не оставалось, кроме как поставить доработанный мотор на свой "Олдсмобил". На том бы все и закончилось, если б опять не вмешался случай. В августе 1902-го уважаемого в кругах промышленников Лиланда попросили оценить активы ликвидируемого завода "Генри Форд К0" (прежнее название - "Детройт Отомобаил К0"). Будущий великий Форд1928 года!). Правда, на "фордах" стоял двухцилиндровый мотор и эллиптические рессоры, а у "Кадиллака" - одноцилиндровый и полуэллиптические. В марте 1903-го началось серийное производство - за год построили уже 1895 "кадиллаков". После пожара на заводе в 1904 году Лиланд занял пост директора. Пошел он на это неохотно, но иным способом не удалось бы сохранить дававшее солидные прибыли производство двигателей. Вскоре "Лиланд и Фолкнер" и "Кадиллак" слились в одну компанию. Производственная программа стала расширяться. Правда, одноцилиндровый двигатель оставался прежним, но модель "Кадиллак-А" уже выпускали в двух- и четырехместных версиях. С 1904-го строили "Кадиллак-В". Мотор по-прежнему располагался под сиденьем, но рама стала прочнее (швеллер вместо уголка), в подвеске появилась поперечная рессора. Лиланд стал весьма заметной фигурой в американских автомобильных кругах. "Мы называли его патриархом Детройта", - вспоминал позже главный инженер "Крайслера" Фред Зедер. В 1903 году была образована Ассоциация лицензированных автомобильных производителей. У ее истоков вместе со Смитом из "Олдсмобила" и Джойем из "Паккарда" стоял Генри Лиланд. Члены Ассоциации договорились об очень выгодном обмене патентами. В декабре 1904 года появился первый "Кадиллак" с четырехцилиндровым мотором модели "D". Он развивал 30 л. с. Лиланд видел перспективу в создании более мощных, солидных автомобилей. Но пока машины с "четверками" были слишком дороги 2080 долларов, в то время как самая дорогая одноцилиндровая модель стоила 950.фопыта и средств, Генри Лиланд открыл свое дело - фирму "Лиланд энд Фолкнер". Фирма располагалась в Детройте на Тромблей-авеню и выпускала зуборезные станки, механическое оборудование, инструмент. В 90-х годах номенклатуру изделий пополнили силовые установки для паровых трамваев и малых катеров, а позже - и бензиновые моторы. Каждый, кто видел этого ухоженного высокого джентльмена с седой бородой, мог подумать - вот человек, который всего достиг. Между тем о покое Лиланд вовсе не думал, хотя и нового дела начинать не собирался. Все изменил один-единственный визит. В 1901 году фирму посетил Рэнсом Эли Олдс - энергичный инженер и предприниматель, основатель фирмы "Олдсмобил". Он приехал в "Лиланд энд Фолкнер", чтобы заказать 2000 одноцилиндровых двигателей для своих простых и дешевых машин. Такие моторы ему поставляло предприятие братьев Додж, но Олдс намерен был увеличивать производство и искал новых партнеров. Приехал он, понятное дело, на "Олдсмобиле". и Лиланд со своим первым помощником - сыном Уилфредом получили возможность тут же познакомиться с этим произведением. Мотор показался Лиландам никудышным - все, что могло, гремело, трещало и стучало. "У нас наверняка получится лучше, отец. Так паршиво работать мы просто не умеем", - сказал Уилфред. Прежде чем заключить договор, Лиланд решил довести штатный двигатель "Олдсмобила" до ума. Мотор стал работать ровнее и тише, да к тому же почти на треть прибавил в мощности. На первом Детройтском автосалоне в ноябре 1901 года двигатели "Додж" и "Лиланд энд Фолкнер" стояли рядом. Оба работали и, к изумлению Лиланда, показывали по тахометру одинаковое число оборотов. Ларчик открывался просто: за стендом к маховику его двигателя был присоединен лен*•был главным инженером на этом заводе, но разругался с хозяевами - они не разделяли перспективных идей конструктора - и ушел... Предприятие захирело. Лиланд осмотрел завод - достаточно современный по тем временам - и уговорил руководство компании не закрывать дело и воспользоваться его моторами. Так родилась новая фирма, где Лиланд стал одним из соучредителей. Компанию назвали именем основателя Детройта - француза Кадиллака. Строго говоря, читаться эта фамилия должна как Кадильяк (так раньше и писали в русскоязычных изданиях), но потом устоялось английское произношение. Лиланд стал поставлять на "Кадиллак" не только двигатели, но и трансмиссии, механизмы рулевого управления. "Кадиллак-А", естественно, был во многом - и прежде всего внешне - похож на тогдашний "Форд-А" (не путайте с "Фордом-А"Одноцилиндровый "Кадиллак-К" 1906 года и его уменьшенная копия, изготовленная в Бельгии в 1986-м.92ЗР 10/98 жером "Кадиллака" и вместе в сыном продолжал руководить заводом, сохраняя максимум самостоятельности. В 1910-м Лиланд-младший спас концерн от развала, убедив кредиторов согласиться с отсрочкой платежей. Примерно в то же Модель "51" - первый "Кадиллак" с двигателем V8 время произошло событие, заставившее ЛиланКонструкция их машин тоже не стояла на да-старшего еще раз пожалеть о том, что месте - в 1906-м появились "кадиллаки" "К" судьба свела его с автомобилями. Однажи "М". К слову, сам Лиланд ездил на одноды на детройтской улице у некой дамы зацилиндровом купе с высокой кабиной. За глох мотор "Кадиллака". Проезжавший михарактерную форму машину называли "демо Байрон Картер - фабрикант, основадушкин цилиндр", а домашние Генри придумали ей еще одно про звище - "Оцеола". Качество и точность изготовления узлов и деталей "кадиллаков" были высочайшими по тем временам. Девиз фирмы гласил: "Мастерство - наше кредо, точность - наш закон". Президент "Дженерал Моторс" Альфред Слоун говорил о Лиланде: "Качество было его Богом". Лиланд ввел на заводе стандартизацию деталей и оружейную точность. Допуски составляли 0,002 дюйма (0,05 мм) - чудо для начала века. В марте 1908-го в Великобритании был проведен любопытный эксперимент. Из прибывших для продажи "кадиллаков" отобрали три одинаковых, разобрали, детали перемешали, причем некоторые заменили запасными. После этого автомобили собрали и испытали. Все их параметры соответствовали паспортным! Это было неслыханно. Британский Королевский автомобильный клуб выдал фирме диплом и серебряный кубок "За стандартизацию". После этого в рекламе "Кадиллака" появился слоган - Standard of the Worid - "Всемирный (мировой) уровень". Вскоре фирмой заинтересовался Вилльям Крапо Дюрант. Этот известный бизнесмен скупал автомобильные компании, создавая мощный концерн. "Кадиллак" с его репутацией и прибылями был лакомым куском. Акционеры запросили 3,5 миллиона долларов - большую по тем временам сумму. Дюрант был вынужден отступить, но не надолго. И хотя цена росла, он все-таки купил фирму за 5,6 миллиона долларов. 29 июля 1909 года "Кадиллак" вошел в корпорацию "Дженерал Моторс". Шестидесятишестилетний Лиланд стал генеральным менедмире электростартер устанавливали серийно с 1912 года. Лиланд хотел, чтобы его автомобили всегда превосходили других. Шестицилиндровые моторы уже встречались нередко, а вот V8 серийно ставила на свои машины только французская фирма "Де Дион". По указанию Лиланда одну из них купили и испытали. Шефу она не понравилась - небольшая мощность, термосифонное охлаждение, нет электростартера. "Кадиллаковский" V8 испытывали в строжайшей тайне под Детройтом в арендованном помещении под вывеской "Идеал Моторз К0". "Кадиллак-51" с "восьмеркой" мощностью 70 л.с. при 2400 об/мин появился в 1914 году. Двигатель отменно работал и стоил при этом даже дешевле некоторых "шестерок". Развитием 51-ой модели стал "Кадиллак-55". Когда разгорелась первая мировая война, Лиланд собирался взяться за производство авиационных двигателей "Либерти". Дюрант был против: не раз он повторял, что не хочет "участвовать в человекоубийстве". Лиланды покинули компанию, а "Дженерал Моторс", кстати, все-таки пришлось строить авиамоторы. Тем временем Лиланд, которому было уже за семьдесят, вместе с сыном создал новую фирму! Называлась она "Линкольн Мотор К0" и была ориентирована на производство моторов "Либерти". Деньги патриарх Детройта, конечно же, нашел легко, да ис персоналом проблем не было - многие ушли из "Кадиллака" вслед за отцом-основателем. В 1920-м началось производство автомобилей "Линкольн". Солидную машину, с довольно строгой традиционной внешностью. оснастили мотором V8 (5,8 л) мощностью 90 л.с. при 2800 об/мин. Консервативность кузова даже при всей тщательности изготовления машины в целом, к сожалению, не привлекла покупателей. Летом 1921-го компания ежемесячно несла около 100 тыс. долларов убытков. В 1922-м завод купил Форд и подарил его сыну - Эдселу. А отец и сын Лиланды покинули компанию, не желая, видимо, работать на многолетнего конкурента. Уж теперь-то, в семьдесят девять, Лиландстарший, по всем меркам, заслужил покой. "Кадиллак" и "Линкольн" конкурируют друг с другом до сих пор. Автомобили обеих марок славятся высочайшим качеством, заложенным фанатиком точности, патриархом Детройта - Генри Лиландом.тель фирмы "Картеркар" и приятель Лиланда, конечно же, решил помочь. Машина заводилась, естественно, ручкой. Двигатель пустился сразу, но ручка ударила Картера по голове... "Будь проклят тот день, когда я связался с автомобилями!" - воскликнул Лиланд, узнав о случившемся. И тут же дал указание своим помощникам: "Джентльмены! Автомобили "Кадиллак" не должны больше убивать людей, и мы обязаны сделать для этого все от нас зависящее". Так появился электростартер инженера Киттеринга, фирма которого поставляла для "кадиллаков" электрооборудование. Первый вКомандующий экспедиционным корпусом США в Европе в период первой мировой войны генерал Д. Першинг ездил на "Кадиллаке-55".ЗР 10/9893