ЩррщВ конце августа, когда экономические бури и политические шторма разыгрались в полную силу, МИМС-98 оказался одним из немногих островков праздничного оптимизма.Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Антон ЧУИКИН. Фото Владимира Князева и Александра Полунина По правде говоря, иным он и не мог быть - неофициальный автосалон в стране, переживающей один из наиболее трудных этапов своей истории. Здесь представляли . свою технику именно те, кто верит в светлое будущее российского рынка. А пришли . | увидеть ее пожелавшие уже сегодня ощутить контуры этого будущего. И - о чудо - и тех, и других собралось немало! Более того, вся атмосфера мотор-шоу - пресс-конференции фирм, толчея на стендах, ажиотаж возле самых приметных экспонатов, большой, без всякого преувеличения, интерес средств массовой информации к МИМС-98 - все это было проникнуто духом оптимизма, столь нужного в трудное для людей время. Проявилось это ив одном из самых кульминационных моментов выставки - присуждении и вручении главной официальной награды МИМС-98 - Гран-при "За рулем" и специальных призов журнала. В этом году, когда отмечалось его 70-летие, Гран-при тоже отпраздновал свою первую круглую дату - его вручали в пятый раз. И мы не без некоторой гордости могли констатировать, что интерес участников выставки - зарубежных и российских - к нашему Пегасу, стремление претендовать на него растет год от года. На этот раз жюри единогласно присудило Гран-при фирме "Вольво" за мировую премьеру автомобиля S80. Специальные призы заслужили четыре известные фирмы - ГАЗ, ВАЗ, "Мицубиси" и "Шкода".Гран-при награждена фирма "Вольво" (Шве- j ция) за мировую премьеру автомобиля S80 базовой модели нового семейства, содержащей уникальные технические решения, а также за постоянную активность на российском рынке.10ЗР 10/98 А теперь самое время отправиться по выставке. ИНОСТРАНЦЫКак мы уже отмечали в материалах, посвященных МИМС-98 (ЗР, 1998, № 8), эта выставка дала возможность выделить из большого ряда фирмы, считающие перспективным свое присутствие в России. Заметим с удовлетворением: число зарубежных автопроизводителей по сравнению с МИМС-96 заметно возросло. Впервые мы увидели стенды "Дайхатсу" и "Исудзу", одумалась "Рено", подтянулись "Брабус" и "Сузуки". Не беда, что зачастую инициативу проявили не представительства тех или иных фирм, а дилеры. Значит, есть уже у нас немало твердо стоящих на ногах и цивилизованных торговцев зарубежной автотехникой. Опасения же. что в этом случае основу экспозиции составят лишь тщательно натертые полиролем машины из шоу-румов и торговых залов, оправдались лишь в малой степени: на стендах чаще всего красовались совсем новые модели и среди них - справившие свои премьеры в этом году! Примеры? Пожалуйста: "Крайслер300М" ("Детройт-98"). "Хёндэ-Соната IV" ("Турин-98"). "Мерседес 55G-AMG" и "Шкода-Октавия Комби" ("Женева-98"). О единственной среди иномарок мировой премьере Московского мотор-шоу "ВольвоS80", мы упомянули вначале, к тому же нашим читателям она уже хорошо знакома (ЗР, 1998, № 9). Но немало и других машин посетители МИМС-98 впервые смогли увидеть "в натуре". скажем, "Дайхатсу-Териос" или новейшую "опелевскую" "Астру". Что ж, отрадно, что есть фирмы и крупные дилеры, которые относятся к нашему рынку действительно всерьез. И все-таки в своих действиях они более чем осторожны. Это бросается в глаза, если обратить внимание на прототипы и концепт-кары. Да их почти не было скажет вам любой посетитель выставочного комплекса на Пресне. Вот именно! Разве что "Дэу" представила относительно свежий концепт "Такума". Кабриолет "Линкс" от 'Форда" позволил вспомнить о прошлогоднем стенде фирмы, вряд ли кого обманула надпись "прототип" на новеньком микроавтобусе Тойота-Хайэйс" - по сути, это не взлет фантазии дизайнеров и конструкторов, а вполне готовый к выпуску автомобиль. А что заслуживающего внимания представлено на "грузовых" и "автобусных" площадках, размещенных вне павильонов? «Гранды» - ведущие европейские грузовые фирмы - не выставили ничего неожиданного. Скромно отметились «Скания» и грузовое отделение «Мерседеса», рядком стояли зна-Специальный приз вручен АО ТАЗ" (Россия) - за представленные образцы перспективных моделей "Волги", успехи в развитии производства и международном сотрудничестве.Вручение наград проходило на вечере в "Синем зале" Экспоцентра, посвященном юбилею журнала, а получали их первые лица - президенты АО "ГАЗ" и АО "АвтоВАЗ* Николай Пугин и Владимир Каданников, брендменеджер "Вольво Кар Интернешнл" Ингве Лундин, глава представительства "Шкоды" в России господин Амиран Лолуа, председатель правления ЗАО "Рольф-Холдинг" - официального импортера "Мицубиси" в России - Сергей Петров.Специального приза удостоено АО "АвтоВАЗ" (Россия) за создание автомобиля "Нива" ВАЗ-2123 - базовой модели нового семейства вседорожников и развитие опытно-промышленного производства, разработавшего перспективные прототипы.ЗР 10/9811 комые семейства ИВЕКО обоюдную незаинтересованность демонстрировали посетители моторшоу и представители грузовых «Рено». Масштабная экспозиция «Вольво Трак», увы. не была украшена новинкой фирмы, машиной FM. идущей на смену заслуженному семейству FL (невзирая на это обстоятельство, мы познакомим вас с новым «шведом» уже в следующем номере). Германский МАН представляло СП с белорусским МАЗом. Задержимся немного на стенде «Татры»: известная фирма в этом году - юбиляр. Первый грузовик (больше похожий на вагончик) был создан на предприятии в Копрживнице ровно 100 лет назад, но вот более чем скромная экспозиция чешского завода никак не напоминала о его вековой истории. Разработанный специально для России «Ямал» «капотник» на базе 815-и модели - рискует стать завсегдатаем выставок, но никак не карьеров (хотя к этому его вроде бы обязывает название). Очень хорошую репутацию у нас в стране завоевали «татры». а продажи идут ни шатко ни валко (несколько сотен машин в год), в чем представители фирмы склонны винить богатых западных конкурентов. Совершенно неожиданно привычный ряд "грузовых марок" разбивают автомобили «Хёндэ». Возможно, после завершения процедуры сертификации их ждет на нашем рынке неплохое будущее - по сравнению с европейскими одноклассниками они раза в полтора дешевле, а по сравнению с нашими... Собственно, наших-то и нет. разве только... КрАЗ. Тяжелые шасси и самосвалы, готовые нести на себе 20-30 тонн, с мощными дизелями 340-410 л.с. оснащенные удобными кабинами. без «лишней» электроники - была бы надежность. будет и спрос. Кстати, говорят, в Грузии такие машины без поломок проработали уже 60-70 тысяч километров. Корейцы и здесь наступают...НАШИ"Все. что есть в печи - на стол мечи" - эта старинная поговорка как нельзя лучше дает представление об экспозиции наших автозаводов. Им-то не до осторожности - удержать планку спроса"КИА-Энтерпрайз" - расчет на бизнесменов средней руки?12ЗР 10/98 "Протон-Путра". Вроде бы, "Путра" "Сын"?" Тойота- Лен дкрюизер-100' свежайший вседорожник. нужно практически любой ценой. И ВАЗ извлекает "из запасников" все, чего широкая публика еще не видела: и "Тарзан" - кузов 2108 на шасси "Нивы", и макет "Оки-2". космически далекий от серийного производства. Тем не менее, на стенде ВАЗа оказалась и настоящая мировая премьера "Нива" ВАЗ-2123, представленная в июньском номере "За рулем". Одну машину тольяттинцы все же утаили - вероятно, лишь на следующем Московском автосалоне впервые появится ВАЗ-1119 - он проходит сейчас всесторонние испытания. Примерно такой же тактики придерживался и Горьковский автозавод. На стенде в павильоне ^ - ^ - "Форум" - три премьеры, три прототипа - "одиннадцатая", "третья" и "четвертая" "волги" (ЗР, 1998, № 8). А на площадках возле павильона, по сути. вся производственная программа - от "Атамана" до "Соболя". Здесь же в "Форуме" - и возле него друзья-'иностранцы": ФИАТы от "Нижегород моторе" и двигатели "Штайр". На первых, чтобы никто не сомневался в их происхождении, небольшие эмблемки ГАЗа. Представлена даже инвалидная модификация с ручным управлением! Многие до сих пор считают "Таврию" нашей. В принципе, так оно и есть, но вот посетители салона увидели эту машину уже не "вольной украинкой", а пленницей всеядного корейского гиганта "Дэу". Автомобилям из Запорожья это, скорее всего, пойдет на пользу, по крайней мере в первое время, пока их не вытеснят корейские модели. Такова жизнь, мы же порадуемся улучшению изделий ЗАЗа. И всетаки "Нью-Таврия" звучит, согласитесь, по-одесски. А теперь вновь о грузовиках - теперь уже наших. КамАЗ на своей площадке как бы декларировал переход на новые рельсы: выпуск шасси (собственно, чем он и занимался до сих пор); производство «низкорамников» - городских фургонов грузоподъемностью 6 тонн; сборка седельных тягачей для автопоездов полной массой 40 тонн. Двигатели - камские и зарубежные, преимущественно укладывающиеся в нормы Евро II. В общем-то идеи не новые, тот же шеститонник мы видим не первый год, но сейчас даже называютСпециальным призом отмечена фирма "Мицубиси" (Япония) - за создание оригинальной модели компактного мини-вэна "Спейсстар", чьи конструкция и цена отвечают запросам российского рынка.Городской автобус из Волжского может вместить до 100 человек.ЗР 10/98 Специальный приз получила фирма "Шкода" (Чехия) за российскую премьеру автомобиля "Шкода-Октавия Комби", успехи в развитии дилерской сети в России и гибкую ценовую политику, учитывающую интересы российского потребителя.Самосвал "Хёндэ-1-Ю-270": весит 10 т, а везет все 20.время начала его производства - нынешнюю осень. Пожалуй, самая заметная (по крайней мере, по размерам) экспозиция грузовиков разместилась под флагами ЗИЛа. В большом стаде «бычков» обращали на себя внимание новобранцы автосалонов: цельнометаллические фургон ЗИЛ-5301СС и автобусы 32501. 3250 на полтора и два десятка пассажиров соответственно Машины повышенной проходимости по-прежнему пользуются благосклонностью капитанов ЗИЛа. Кроме «Синей птицы», преемника «сто тридцать первого» ЗИЛ-433420 и соперника «унимогов» -432722. появился одетый в военный мундир ЗИЛ-432730 (черт бы побрал эти длиннющие индексы!). Публика тут же окрестила его «шестьдесят шестым», хотя роднит этого милитариста с газовским вездеходом только двухосная схема. Агрегаты трансмиссии - от ЗИЛ-131. кабина с оперением - от «Бычка», дизель - форсированный минский Д-245.Э 136 л.с. Вот такой конкурент нижегородскому «Садко». А соревноваться они будут разве что на выставках - денег-то у армии нет.. •s^ А сколько было автобусов! От тех же «Хёндэ» до ЛАЗов. от «Вольво» до КАвЗов. Многие показали большие машины. Во всем мире общественный городской транспорт пользуется поддержкой государства, а с таким партнером работать выгодно. Да и потом - куда же мы без автобусов... Даром что были первыми в мире по объему их производства. В легком классе соперничают КАвЗ и ПАЗ, представившие проекты преемников нынешних моделей. На следующей ступени - пригородных машин - «толкаются» тот же ПАЗ. старый знакомый ЛАЗ (жив, курилка!). весьма привлекательный «Волжанин», не говоря об иномарках. Среди городских - только что названные плюс ЛиАЗ. «Икарус»... Многие предлагают автобусы с зарубежными двигателями, комфортабельными салонами, оснащенные АБС. В общем, рынок «машин для всех» выглядит довольно оживленным. Само собой, в этом кратком обзоре мы не смогли отразить все многообразие экспонатов Мотор-шоу-98 Осталось "за кадром" обилие инструментов и аксессуаров. запчасти, оборудование. А между тем по числу представленных здесь фирм выставка превзошла не только МИМС-96. но и Российский (официальный) автосалон, проходивший в Москве в прошлом году. Видно, и в самом деле оптимистов еще много, очень много. И это вселяет надеждуКрайслер-300 М". Стиль и аэ-| родинамика.•ш in