128
129
т.urns РАЯ №№ю'-\шВиктор СЛЕСАРЕВ хотя бы из-за сопротивления колес - несколько затормозится. Но это - незначительная величина (около 0,2 м/с), которой можно пренебречь. На практике столь длинные "буксиры" обычно не применяют, но некоторые "умельцы" не стесняются брать трос в 8-10 м, не задумываясь о последствиях. Чтобы получить более завершенную картину, решим ту же задачу для условий зимы: двое - вопреки требованиям ПДД решились на буксировку в гололедицу. Положим, буксировщику понадобилось затормозить - и он кое-как (с замедлением 0,5 м/с2) сбавляет скорость. Буксируемый же пребывает в дремоте (синяя кривая на рисунке). Насколько опасен удар? Теперь при шестиметровой веревке задняя машина может "достать" переднюю с относительной скоростью всего 2.45 м/с (8.8 км/ч), что далеко не "смертельно"! А если предположить какую-нибудь малореальную ситуацию например, передний умудрился затормозить на пятне асфальта, чистом ото льда, тогда как задний скользил? Ну и что из этого? Мы, в сущности, вернулись к уже рассмотренной "летней" задаче!Представляете - один "жигуленок" тащит другого на буксире, скорость под сто, а веревка - всего метра три! (Из письма читателя)Обратим внимание на самые показаВозмущение автора письма понять можно: Правила запрещают буксировку тельные точки графика(1,2.3,4): при длине на гибкой сцепке со скоростью выше 50 троса всего 1м столкновение машин прокм/ч. при этом длина ее строго оговореизошло бы при разнице скоростей около на: 4-6 м! К тому же житейский опыт как 3,16 м/с (11,4 км/ч) и вряд ли обернулось будто подсказывает: быстрее поедешь - большими повреждениями (точка 1). При сильнее ударишь буксировщика, если веревке длиной 4м задний автомобиль тот невзначай резко затормозит. Опять может "боднуть" передний с относительже очевидно: чем короче веревка, тем ной скоростью уже 6,8 м/с (24,5 км/ч), а больше опасность попасть в неприятнопри шестиметровой - 7.75 м/с (27,9 км/ч). Тут "дров" не миновать! сти. Какие же именно? Итак, посмотрим, влияет ли на силу удара скорость буксировки? Казалось бы. ясно влияет. Но давайте разбираться. Пока трос натянут, можно считать, что машины относительно друг друга неподвижны! Если передний затормозит, а задний "зевнет", они станут сближаться с ускорением, зависящим от эффективности тормозов буксировщика. При ударе же опасна прежде всего разность скоростей машин, Итак, наш первый зависящая в данном случае от вывод: непосредствендистанции между ними. То ные результаты наезда есть - от длины троса. Получабуксируемого автомобиПоказываем предложенное Андреем Сидоровым из г. Можайска "Приспособ ется, что из разрешенной длиление для безопасной буксировки сонливого водителя". ля на буксировщик тем ны троса в данном случае серьезнее, чем эффекшесть метров хуже, чем четыре! Не правда Еще раз подчеркнем: пока длина тротивнее тормоза буксировщика и... чем ли. неожиданный результат? са соответствует положенным 4-6 метдлиннее (в разумных, конечно, пределах) Зависимость разницы скоростей от рам, полученные нами значения относитрос! Заодно подтвердили справедлидлины троса при столкновении буксируетельной скорости при ударе не зависят от вость совета каждому водителю (а буксимого с буксировщиком представлена на скорости буксировки. Если трос длиннее, ровщику в особенности) - избегать, по нашем графике (рис. 1). В качестве основчем 19,3 м, относительная скорость мовозможности, резких торможений. ного принято условие, что буксировщик жет сравняться со скоростью буксировки Следующий пункт нашего исследованачал неожиданно резко тормозить - с за-13,88 м/с (50 км/ч). То есть возможна синия касается реальной ситуации: передмедлением 5 м/с2, тогда как буксируемый туация, при которой передний автомоний со скорости 50 км/ч начал тормозить по какой-то причине затормозить не смог биль остановился, а задний, не тормозя, с замедлением 5 м/с2, а задний, даже бу(красная кривая). Считаем при этом, что наехал. Это - точка 4 графика. Дальнейдучи начеку, "прозевал" около 0.8 с скорость буксируемой машины сохраняетшее удлинение троса, по понятным приобычно принятое для расчетов (в том ся, то есть ее "самоторможение" вследстчинам, ухудшить уже ничего не может, числе в ГИБДД) время реакции. Что за вие сопротивления воздуха и колес на скотак как относительная скорость машин не этим последует? рости 50 км/ч невелико, а дорога - ровная превысит скорости буксировки. Конечно, Если тормоза обеих машин одинакона пути почти в 20 м задний автомобиль - во эффективны, то после их сближения и горизонтальная.128ЗР 10/98 на 1,6 м (за те самые 0,8 с) при провиснечно, "боднуть" буксировщика с разнительной скорости, величина "разбега" машей веревке обе машины будут тормоцей скоростей 3-4 м/с огорчительно, но шин в стороны после него определяется зиться синхронно. При шестиметровой опасные повреждения автомобилей это фактической скоростью каждой: чем она веревке расстояние между машинами освряд ли вызовет. Но есть при этом и друвыше, тем опаснее "переставка" каждого танется равным 4,4 м. И так - до полной гие, более серьезные обстоятельства: в автомобиля на другой курс. Если на скорости 50 км/ч неожиданный толостановки. Выходит, при замедчок в сторону водитель иногда лении 5 м/с2 и времени 0,8 с на парирует без последствий (хотя "зевок" заднего водителя только ?20 далеко не всегда!), то на скороуменьшение длины троса до сти 100 км/ч это вряд ли полу1,6 метра может обернуться •15 чится. Такие "фокусы" на высостолкновением. """„-•—"""4 ких скоростях даже для одиночЧем же объяснить стремленых автомобилей небезопасны. оЮ ние некоторых водителей взять ав нашем случае они связаны трос подлиннее? Да просто тем. прочным тросом... что на длинном буксируемому ехать проще - особенно в психоТакое еще опаснее зимой логическом плане. Чем дальше при гололедице автомобилями корма буксировщика, тем ему управлять гораздо сложнее: 10 15 20 25 Длина троса S. м спокойнее и тем больше у него "связка" из двух машин может запас времени для размышленеуправляемо вальсировать на ний. В то же время, если тормоРис. 1. Зависимость разности скоростей автомобилей от длины троса льду, лишая водителей возможв случае столкновения. за идеальные и голова в полном ности что-либо предпринять дапорядке, то кто мешает выбрать и самый момент удара может нарушиться устойчиже при невысокой скорости буксировки. короткий трос? Говорят же. что существувость на дороге обеих машин. Особенно, Вот почему гибкая сцепка при гололедице ют даже группы специально подготовленесли он будет не строго фронтальным, а запрещена - и это справедливо. ных ("кремлевских") водителей, способтаким, как показано на рис. 3. Здесь сила Завершим беседу несколькими слоных ездить друг за другом с высокой скоудара резко "переставляет" буксировщивами о самом тросе. Казалось бы, в текростью и при очень малой (1-2 м) дистанка на новый курс движения (например, сте ПДД совершенно определенно оговоции. В случае неожиданного торможения рены требования к нему, но в наши дни переднего задний успевает (!) адекватно российский водитель чрезмерным уважереагировать. нием к окружающим "не страдает"! К тому Но при тросе в 1,6 метра и принятых нами условиях относительная скорость столкновения (см. рис. 1) все же составляет около 4 м/с (14,4 км/ч). Очевидно, что сейчас длину связи нужно сделать как можно меньшей! Например, если машины связать практически "бампер в бампер" с расстоянием между ними 0,1 м, то относительная скорость столкновения не превысит 1 м/с. Заметим в связи с этим, что при необходимости отбуксировать машину с неисправными тормозами и отсутствием "жесткой сцепки" опытные автомобилисты порою пользуются таким приемом: связывают бамперы машин, установив между ними одну-две негодные покрышки - они выполняют роль и буфера, и шарнира, позволяя "автопоезду" проходить не очень крутые повороты (рис. 2) Конечно, использовать этот прием на современных легковых автомобилях с хрупкими пластиковыми деталями нужно очень осторожно. Отчего же скорость буксировки при гибкой сцепке все же ограничивают, если мы видим, что. по крайней мере, при положенной длине троса (4-6 м) она значения не имеет? Ответ прост: сделав вполне правильные вычисления, мы не сказали о других факторах, сопровождающих наезд задней машины на переднюю. Коже пренебрежительное отношение к тросу - это у нас своего рода традиция: еще деды и прадеды относились к веревке точно так же. Сколько несчастий на дорогах из-за этого случалось и случается, знает только Бог. Почему наш водитель, не стесняющийся безобразничать на дорогах, становится таким стеснительным. когда на трос нужно навесить положенные Правилами флажки - воистину одна из загадок русской души! Почему этого серьезнейшего нарушения никогда не видят работники ГИБДД - из области тех же загадок. Скольким пешеходам это стоило жизни! Наконец, почему в продаже мы видим немало всевозможных фирменных" буксирных тросов без этих самых флажков изначально? Кто допустил их продажу? И кто должен запретить? Вот вам еще несколько загадок...Рис. 2. Буксировка с использованием шины. Рис. 3. Удар со смещением нарушает устойчивость автопоезда.влево), что одновременно может изменить и направление движения буксируемого. В такой ситуации, пока трос не натянулся, каждый автомобиль "живет своей жизнью", а когда трос рывком натянется. картина взаимодействия автомобилей станет еще запутаннее. Заметим: в отличие от силы удара, зависящей от относиЗадумайтесь над этим! Человек, собравшийся перебежать дорогу между вашим буксировщиком и вами, необозначенной веревки может не увидеть. А вам эта самая веревка не позволит остановиться... Итак, хотя буксировка и кажется кому-то достаточно простым делом, в действительности здесь немало "подводных камней", знать о которых полезно каждому автомобилисту.ЗР 10/98129