161
162
НОВИЧКАМ НА ЗАМЕТКУвставляя зев одного ключа в зев другого (фото 1). Достаточно незначительного перекоса получившейся "конструкции" как она разваливается и может травмировать руку. Конечно, и Борис СИНЕЛЬНИКОВ для крупной резьбы надо ограничивать Величайшее изобретение человека - резьбовое соединение деталей усилия. (Один знакомый сломал болт при их разборке и сборке нередко создает трудности, и немалые. диаметром 12 мм крепления колеса на Как преодолеть их? "Ниве", прыгнув на конец штатного баллонного ключа.) Когда же никакие ухищрения не поПоэтому первое, что следует сдемогают отвернуть деталь, ее нагревают В автомобиле очень многие детали, узлы, агрегаты закреплены полать, - очистить выступающую часть феном, паяльной лампой или газовой средством резьбы. Поэтому почти все резьбы тряпкой или металлической горелкой. Расширившаяся при этом наработы по обслуживанию и ремонту щеткой. Затем смочить соединение ружная часть освобождает внутреннюю легкопроникающей (кстати, так же поступают, когда не уданачинаются с отворачивания чего-то - какой-нибудь жидкостью типа известной WD-40, керосином или соляркой, способными ослабить сцепление деталей. Только через минуту-другую, выбрав подходящий ключ, пробуйте отвернуть гайку. Кстати, ослабить соединение нередко удается, постукивая по деталям молотком в продольном направлении. Длина стандартных ключей рассчитана так, что приложенного усилия взрослого человека должно хваРис. 1. Затачивая лезвие отвертки, не затить, чтобы надежно завернуть и отбудьте сделать плоский участок длиной вернуть обычные болты, гайки и т. п. 1-1fiмм. Конусное лезвие будет вылеЕсли же резьба приржавела, а зназать из шлица, повреждая его края. чит, часть тела детали съела ржавчина, даже меньшего, чем при затяжке, Фото 1. Так удлинять плечо усилия не стоит. пробки в картере для замены масла, усилия достаточно, чтобы сломать ее. ется выпрессовать цилиндрическую или Если усилия руки не хватает и гаек со шпилек - для замены воздушного фильтра и т. д. и т. п. Естественотвернуть детали с резьбой диаметром коническую деталь из гнезда). но, первый инструмент, который мы больше 8 мм не удается, в данном слуберем в руки, - отвертка или гаечный чае можно увеличить длину стандартЕСЛИ БОЛТ СЛОМАЛСЯ ключ. Не будем здесь подробно останого ключа (то есть плечо прилагаеКогда остаток выступает над понавливаться на орудиях производства мого усилия), надев на него отрезок верхностью детали, чтобы лучше ух- им в каждом выпуске "Своих сил" оттрубы подходящего диаметра. Не стоватиться за него, в зависимости от 1 водится особое место. Перейдем сразу ит, проявив "смекалку ; удлинять плечо, удобства подхода делают напильником к "рабочему процессу"ДРУЖИТЬ С РЕЗЬБОЙКАК ОТВИНЧИВАТЬ Если резьба на детали, болте (гайке) не заржавела и не повреждена, отвинтить их нетрудно любым ключом. Когда же при умеренном усилии это не удается, не стоит увеличивать его, применяя различные рычаги. Если диаметр детали невелик (до 8 мм), есть риск, не напрягаясь, сломать ее в опасном сечении - там, где начинается резьба. В "жигулях" и "москвичах" многие, снимая передний амортизатор и пытаясь отвернуть приржавевшие гайки, неожиданно для себя ломают шестимиллиметровые шпильки, приваренные к нижнему рычагу подвески.Фото 2. Фирменные инструменты для исправления резьбы.СжжмиСиламиЗР 10/98161 Фото 3. Приспособление для перекусывания гайки.Гайку, которую невозможно отвернуть и нет необходимости сохранять, срубают зубилом. Очень удобно разрезать гайку приспособлением, выпускаемым некоторыми фирмами - так называемым гайкорубом (фото 3). В автомобиле, кроме болтов, часто ломаются штуцера, например, когда их отворачивают для прокачки тормозных цилиндров. Остатки обычно выворачивают, забив в их отверстия трехгранный шабер или напильник. ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЗЬБЫ Нередко после "силового" вывинчивания ржавых деталей повреждается их резьба. Тогда наружную калибруют соответствующей плашкой, внутреннюю - метчиком. Если плашки нет, можно поправить нитки, наворачивая новую гайку, в которой следует предварительно выпилить надфилем или ножовочным полотном два-три паза поперек резьбы, чтобы образовались режущие кромки. Можно воспользоваться трехгранным напильником, опиливая поврежденные участки.014две лыски для ключа (тисков) или надевают и приваривают гайку, а в болтах или шпильках малого диаметра ножовкой прорезают шлиц под отвертку. Все это, конечно, может помочь после того, как резьбу предварительно хорошо отмочили и простучали. Если оставшийся в отверстии обломок ничем захватить не удается его удаляют так. По оси сверлят отверстие диаметром на 0,5-1 мм меньше внутреннего диаметра резьбы. При размерах 8 мм и больше отверстие легче разделывать в два-три приема, начиная со сверла диаметром 3-4 мм. Если есть левый метчик (нарезающий левую резьбу), можно ввернуть его в образовавшееся глухое отверстие: уперевшись в дно, он начнет выворачивать остаток детали. Нет метчика удалите остаток шилом, чертилкой или другим острым предметом, постепенно выковыривая нитки резьбы. Сделать это будет тем легче, чем тоньше оставшаяся стенка, то есть чем ближе диаметр отверстия к внутреннему диаметру резьбы. Кажущаяся трудной, эта работа на самом деле доступна любому человеку, умеющему обращаться с дрелью ручной или электрической. Успех зависит только от того, насколько соосно будет просверлено отверстие. Значит, надо постараться точно накернить остаток по центру и правильно держать дрель.Фрумент выпускают и некоторые фирмы (фото 2). Один из самых неприятных и распространенных случаев - повреждение резьбы в отверстии головки блока для свечи зажигания. Происходит это при неаккуратном вворачивании свечи, когда она сразу идет не по резьбе. Убедиться в этом бывает трудно, ибо стальной корпус свечи режет нитки алюминиевой головки, создавая впечатление тугой резьбы. Чтобы избежать таких ошибок, свечу на две-три первые нитки надо вворачивать рукой или ключом, прикладывая минимум усилия. Исправить испорченную (обычно первые несколько ниток) резьбу непросто. Стандартный метчик 14x1,25 (как и свеча) будет идти по новым, неверным ниткам. Некоторые фирмы выпускают специальный инструмент для исправления резьб, в том числе свечных. Такой метчик, например, имеет удлиненные направляющую и заходную часть. Не будет риска нарезать новую неполноценную резьбу, почти уничтожив старую, если проходить ее с обратной стороны. Чтобы применить при этом стандартный метчик, надо снять головку с 016 двигателя. А если сделать специальный цанговый - из корпуса свечи (см. рис. 2), как предложил читатель "За Мб рулем" разбирать ничего не потребуется. Смазав его резьбу густой смазкой, чтобы удержать стружку, вставляют корпус в отверстие. Вворачивают стержень, заставляя нитки резьб совместиться, и выворачивают приспособление, которое калибрует резьбу. В заключение совет. Чтобы при разборке резьбовых соединений не испытывать трудностей и не повреждать детали, защитите их от попадания влаги. Для этого на новом автомобиле нанесите на все гайки и торчащие концы болтов антикоррозионный состав (типа "Мовиля") или облепите их пластилином, оконной замазкой. Заворачивая их после разборки, смазывайте резьбу графитной смазкой - она не пустит сюда воду. Эффект удивит вас!Рис. 2. Самодельное приспособление для исправления резьбы в свечном отверстии головки: 1 - гайка Мб; 2 - шайба; 3 - втулка; 4 - корпус; 5 - цанговый стержень.-,fAВнутреннюю резьбу удается поправить новым винтом, поперек резьбы которого лучше сделать дватри пропила, уподобив его таким образом метчику. Разумеется, эти самодельные инструменты будут работать эффективнее, если найти закаленные болт и гайку. Подобный инст162ЗР 10/98июгчилами