147
ПРОДЛЕВАЕМ ЖИЗНЬ"РУКА ДРУЖБЫ"Владимир АРБУЗОВ. Технический центр ЗР "Можайский" "Хороший стук наружу выйдете Эта поговорка знакома многим бывалым водителям. Подразумевает она, как правило, стук шатуна, последующий его обрыв и выход наружу через проломленную стенку картера двигателя. На водительском жаргоне это называется "рука дружбы" Картер с таким дефектом обычно отправляют в последний путь - на свалку, но иногда пролом, как убеждает опыт бывалых шоферов, вполне можно заделать. Способов известно достаточно, об одном из них мы рассказали в ЗР, 1998, № 8. Сегодня приводим еще два, на наш взгляд, весьма доступных. Первый из них самый простой, а потому приемлем для работы "на коленке" Если в дальней дороге шатун протянул "руку дружбы" - не всегда это означает конец поездки, хотя без ремонта не обойтись. Снимем головку и вынем из двигателя поршень с покореженным шатуном. Снимем коромысла клапанов или штанги толкателей соответствующего цилиндра - в зависимости от конструкции двигателя. Далее, сливаем масло, снимаем поддон и плотно забиваем в отверстие масляного канала на шатунной шейке подходящий болт или деревянную пробку. Загерметизировав таким образом масляную магистраль, закрепляем заглушку несколькими витками проволоки вокруг шейки, чтобы не вылетела под действием центробежной силы.Отремонтированный таким образом двигатель вполне способен работать. Конечно, требовать от него былой резвости нельзя - сказывается дисбаланс и потеря рабочего объема одного цилиндра, но не спеша ехать можно. Добравшись до мастерской, займемся более обстоятельным ремонтом. Вместо резинометаллической заплатки можно установить стальную пластинку толщиной 2-3 мм, приварив ее электросваркой. Лучше постоянным током. Добиться безукоризненного шва сложно и желательно поручить это профессионалу. Тем, кто решится варить самостоятельно - несколько советов. Электроды диаметром 2-3 мм, лучше специальные, для чугуна. Хороший результат дают и из нержавеющей стали. Полярность - прямая,"+" на электроде,"-" на блоке.Варить короткими, полтора-два сантиметра стежками, давая шву остывать. После каждого шва заплату обстукиваем молотком, чтобы прилегала к картеру как можно плотнее. Резьбовые отверстия блока перед сваркой заткнем мокрой ветошью - для защиты от брызг металла.Вырезаем из кусочка листового металла две заплаты, перекрывающие Устанавливаем изнутри картера пролом на 5-7 мм, такую же заплатрезиновую и металлическую заку из резины от камеры, складываплаты, снаружи металлическую... ем их в пакет и сверлим в центре отверстие диаметром 8-10 мм.Для надежности сопряжение заплаты с блоком можно дополнительно проварить изнутри, промазать теплостойким герметиком или эпоксидным клеем.В отремонтированный блок вставим недостающий поршень и шатун, разумеется, предварительно прошлифовав коленчатый вал. Как показала практика, блоки с Вставляем в одну заплату подходящий болт и утапливаем молот...и стягиваем этот "бутерброд" заплатами вполне работоспособны и могут служить до полного износа. ком его головку. болтом и гайкой. СвоимиСилами ЗР 10/98 147