127
в пределах температурного "допуска". Здесь же - диаграмма для подбора свойств масел в зависимости от сезона (см. рис.). Специалисты "Мицубиси" не советуют использовать различные добавки в масла, ссылаясь на мнение ведущих производителей масел, запрещающих напрочь "кровосмешение", это только ухудшает свойства их продукта. Инструкция не обходит вниманием тех, кто обслуживает и ремонтирует свой автомобиль самостоятельно. Вот некоторые советы для них. При замене масляного фильтра не злоупотребляйте физической силой, иначе можно повредить или выдавить прокладки. После завершения всех операций по замене масла дайте двигателю поработать одну минуту. Затем, выключив, проверьте, нет ли утечки возле сливной пробки и фильтра. Слабое подтекание обычно устраняется небольшой их подтяжкой. Рекомендуется также осмотреть все места прокладочных соединений и, если обнаружены потеки масла, довернуть соответствующие болты или заменить прокладки. Повышенный расход масла (при отсутствии утечек) должен заставить владельца подумать о состоянии поршневых колец, маслосъемных колпачков, направляющих втулок и стержней клапанов. Стоит проверить давление масла и компрессию в цилиндрах. Если они ниже нормы, это, как правило, сопровождается потерей мощности, перебоями, стуками в двигателе и повышенным расходом топлива. А все это может стать сигналом к серьезному ремонту двигателя. При сборке мотора после капремонта японцы рекомендуют закладывать в узлы трения сборочную смазку, содержащую обычно дисульфид молибдена. Ее роль предотвратить задиры и другие повреждения деталей при первом пуске, пока не начнет полноценно функционировать система смазки. Не секрет, что у нас многие автомобилисты-ремонтники подобными мелочами пренебрегают - и начало ускоренному износу деталей дает уже грубая сборка. Как видите, японцы не инопланетяне, а вполне обычные люди. Причем ценящие и любящие свои автомобили - руководство по ремонту это подтверждает. Похоже, не только совершенство японских машин обеспечивает им супернадежность, но и верное, грамотное обслуживание. Заметим в заключение, что попавшее нам в руки "Руководство" предназначалось для владельцев "Мицубиси" выпуска 1983-1993 гг. Вот бы отечественным заводам учесть опыт заморских специалистов в подготовке инструкций. Глядишь, автовладельцам жить станет немного легче.РУЛЫ/1 (Ai 'J Г U6 0&Ш?>№АШУ "Панар-Левассора" начала века органы управления были автомобильномотоциклетными.Сергей КАНУННИКОВ ило отпустить рукоятку, возвратная пружина прикрывала кран. Конечно, рулить обычной баранкой, одновременно газуя мотоциклетной ручкой, было не слишком удобно. Тем не менее, в десятых годах газ очень часто делали ручным. В том же "Панаре" была предусмотрена система постоянного газа. На торцах цилиндрического корпуса, под которым помещались барабаны с тросами, были нарезаны зубья. Такими же зубьями оканчивались чашки - продолжение ручек управления. Рукоятки можно было немного смещать в сторону обода руля. Когда двигатель набирал определенные обороты, зубья входили в зацепление. Теперь водитель мог не держать рукоятку, дроссельная заслонка постоянно была открыта. При тогРулевое колесо "Панар-Левассора": 1 - обод руля; 2 - рукоятки уп дашних скоростях и инравления; 3 - корпус; 4 - трос; 5 - барабан; 6 - пружина. тенсивности движения такое решение казалось современникам смонтирована небольшая цилиндрическая коробка, из которой выходили две ручки. очень удачным. Конструкция напоминала современный мотоциклетный руль - правая ручка управляла газом. Внутри цилиндрического корпуса располагался барабан, к нему крепился тонкий стальной трос. Другой его конец был связан с дроссельной заслонкой, называвшейся в то время краном. При повороте ручки трос наматывался на барабан и заслонка приоткрывалась. СтоЛевая надрулевая рукоятка работала аналогично правой, но управляла опережением зажигания. Вплоть до двадцатых эту функцию конструкторы возлагали на водителя. "Панаровская" система органов управления была только одной из многих. Путь к привычным сейчас рычагам и педалям предстоял не близкий. Метко названные "бычьими хвостами" примитивные длинные рукоятки, с помощью которых поворачивали колеса легких самобеглых пролеток, уже отошли в прошлое. Их сменили знакомые нам рули-баранки. Но вот, решая, где разместить другие органы управления, инженеры не скупились на фантазию. В середине четырехспицевого деревянного руля "Панар-Левассора" былаЗР 10/98127