112
113
"САМАРАМодель - ВАЗ-21093; изготовитель - АвтоВАЗ; год выпуска - 1994; в эксплуатации "За рулем" - с марта 1995; пробег на момент отчета 100 тыс. км; предыдущие публикации - ЗР, 1995, № 5,10; 1996, № 2, 7. 12; 1997, №3.7, 11; 1998, №3.Вадим КРЮЧКОВ В жизни служебных автомобилей круглые даты наступают внезапно и как-то слишком уж буднично. Однажды, вписывая в путевой лист показания спидометра, обнаружил, что у нашей "девятки" юбилей - позади 100 тыс. км. Пробег немалый, к тому же эксплуатировали машину нещадно. Прямо скажем, есть о чем вспомнить. За четыре года объездила наша "девяточка" почти всю европейскую часть страны от Карелии до Урала. Трудилась ежедневно зимой и летом, хлопотала по хозяйству, участвовала в тестах, испытательных пробегах и даже любительских гонках. Причем после всех приключений по-прежнему держится бодрячком. Думаю, не только поклонники переднеприводных моделей ВАЗа, но и скептики согласятся: несмотря на массу недостатков, "зубило" в целом довольно удачная "живучая" машина. Кузов редакционной "девятки" почти не тронут коррозией. Скрытые полости, пол в салоне, моторный отсек, проемы дверей и сами двери в отличном состоянии. Небольшие очаги ржавчины появились лишь на отбортовках порогов и на днище в зоне отброса камней из-под ведущих колес, то есть там, где антикоррозионное покрытие больше всего подвержено механическим воздействиям. А вообще-то обработка антикоррозионными составами - дело полезное. Наша "девятка" проходила эту процедуру четыре раза: дважды по полной программе и дважды - частично, когда восстанавливали лишь поврежденные участки покрытия и распыляли консервант в полости. Материал - самый обычный и, что немаловажно, дешевый "Тектил" черного цвета. Результат налицо: антикор и четыре пластиковых подкрылка с брызговиками могут довольно успешно защищать кузов даже от солевых ванн московских зимних дорог. Заводское лакокрасочное покрытие в мае нынешнего года выглядело уже не столь нарядно. Краска обветрилась, помутнела, кое-где появились сколы, облупилась пластмассовая декоративная решетка радиатора. Но держался лак попрежнему крепко и ржавых точек из-под него не проступало. Дальнейшие события несколько нарушили чистоту эксперимента, ибо сегодня на редакционном ВАЗ21093 осталось только пять кузовных деталей с заводской краской. Сначала ошалевший от столичной сутолоки КамАЗ из провинции "отрихтовал" заднюю левую дверь и крыло. Поврежденные детали отремонтировали без замены, попутно перекрасили и левое переднее крыло, халтурно облитое "садолюном" еще три года назад после небольшой аварии. Работыобошлись в 1670 руб., включая стоимость краски. Помимо этого, поставили новую серебристую решетку радиатора, просушили и пропылесосили ковры в салоне, заменили шумоизоляционные маты, как следует закрепили разболтавшиеся пластиковые обивки интерьера, накладки порогов зафиксировали новыми шурупами. Под занавес кузов автомобиля освежили цветообогащенным полиролем, а на оббитые камнями пороги нанесли каемку составом "Антигравий". Автомобиль помолодел. Но радость была недолгой. Спустя всего сутки (!) после ремонта отдыхавшая на стоянке "девятка" была атакована "Нивой" с отказавшими тормозами - да так, что правую заднюю дверь буквально "ввезли" в салон. Чтобы пережить потрясение, судьба предоставила всего шесть часов - потом на столицу обрушился ураган... Согласитесь, когда на машину упало сразу два дерева, не станешь особо печалиться о помятой двери. Автомобиль, к счастью, не погиб, но пострадал основательно: крыша, капот, только что перекрашенное левое переднее крыло, фара, передний номерной знак и новая решетка радиатора. Все удалось восстановить. Ремонт обошелся почти в4 тыс. руб. Покупать пришлось лишь фару, капот и заднюю дверь, остальное отремонтировали и покрасили. Решетку радиатора склеили. Часть непомятых кузовных деталей заново отполировали, чтобы загладить многочисленные царапины от сучков деревьев. И снова редакционная "девятка" стала выглядеть моложе своих лет. Жизнь двигателя была не столь богата приключениями. После четырех лет эксплуатации он если не пышет здоровьем, то, во всяком случае, сдал не сильно. О хлопотах с капризным карбюратором и112ЗР 11/98 ремонтах системы охлаждения читатели знают из предыдущих отчетов, а с остальным особых проблем не возникало. Давление масла в норме. Цилиндро-поршневая группа еще послужит - тянет мотор хорошо, из выхлопной трубы синий дым пока не идет, в полость воздухофильтра через систему вентиляции картера масло не выбивает. Конечно, после пуска холодный мотор работает громче, чем в молодые годы, но настораживающих стуков нет. К тому же по мере прогрева шумы исчезают. Тепловые зазоры в механизме газораспределения потребовалось отрегулировать всего один раз - на 52-й тысяче. Маслосъемные колпачки все еще заводские, сальники и прокладки не текут. А помнится, поначалу были опасения, что фирменные смазки сократят жизнь отечественным резиновым уплотнениям. Но нет, все в порядке, хоть и заправляли двигатель "Вальволином 5W-50" на синтетической основе и полусинтетикой "Тексако 5W-30". Кстати, доливать приходится немного меньше литра от замены до замены. После 96 тыс. км пробега в профилактических целях провели диагностику систем питания и зажигания. Как выяснилось - не зря. Датчик-распределитель требовал ремонта: порвалась диафрагма вакуумного корректора, подклинивал центробежный регулятор, почти не осталось смазки в подшипнике подвижной пластины, от старости рассыпалась пластмассовая защитная шайба, установленная под крышкой. Мудрить не стали - купили новый прибор с резиновым уплотнительным кольцом. Попутно заменили две шпильки крепления распределителя к головке блока цилиндров на них была забита резьба. Вместо силиконовых высоковольтных проводов, в колпачках которых появились трещины, установили новые отечественные. Карбюратор перебирали совсем недавно, поэтому на сей раз ограничились заменой прохудившихся диафрагм пускового устройства и экономайзера мощностных режимов. Чтобы подольше не возвращаться к "навеске" двигателя, поставили новый бензонасос и, разумеется, прокладки в месте его соединения с головкой блока. Проверили состояние зубчатого ремня, установку фаз газораспределения. Посадили на герметик потерявшую эластичность прокладку клапанной крышки. Кстати, хорошее состояние мотора подтверждают и цифры, полученные с помощью профессионального измерительного комплекса "Датрон". По таким показателям, как максимальная скорость (149,7 км/ч) и разгон до 100 км/ч (15,77 с), наша пожилая "девятка" не сильно отстает от заводского норматива для новых машин. Прогноз на будущее таков: двигатель, скорее всего, возьмет планку в 150 тыс. км пробега, не потребовав переборки. Как ни тяжелы условия, а своевременное обслуживание, хорошие фильтры и масла отдаляют срок капитального ремонта. К работе трансмиссии нареканий небыло. Вот уже 25 тыс. км безотказно трудится немецкое сцепление "ЛуК". А учитывая, что к моменту установки на "девятку" оно уже пробежало 7 тыс. км на ВАЗ-2110, у него появились шансы стать долгожителем. За все время эксплуатации нашей "девятки" ни одно другое сцепление (четыре комплекта) не преодолело рубеж в 30 тыс. км. Отремонтированная в начале года коробка передач пока тоже не беспокоит. Приводы колес вообще ни разу не напоминали о себе и даже чехлы шарниров равных угловых скоростей еще походят. В последнее время обслуживание подвески свелось к замене двух резинометаллических втулок в месте крепления к рычагу левой растяжки. А вот с рулевым управлением пришлось повозиться. Сначала заменили наконечники рулевых тяг (это уже третий комплект) и подкорректировали углы установки колес. Потом доверили работникам сервиса провести ревизию и покрутить регулировочный винт рейки. За что и поплатились - через две недели исправный вроде бы рулевой механизм внезапно заклинил на ходу. К счастью, аварии удалось избежать, но узел в сборе пришлось менять, причем в полевых условиях. Что еще? Тормозная система после 100 тыс. км пробега ремонта не требует. Недавно сменили третий по счету комплект передних тормозных колодок и подтянули трос ручника. По мелочевке в последнее время было лишь два неприятных сюрприза. Заклинил замок зажигания и обломился приваренный к кузову болт крепления блока предохранителей. Теперь - финансовые итоги. Последний раз мы рассказывали о "девятке", когда ее одометр отсчитал 82 тыс. км (ЗР, 1998, № 3). За прошедшее время она пробежала еще 18 тысяч. На ремонт и обслуживание потрачено 2140 рублей (345 долларов), кузовные работы обошлись в 5500 рублей (880 долларов). Ремонтировали автомобиль в основном своими силами, за исключением замены рейки, "жестянки" и окраски (см. табл.). На топливо израсходовано 3160 рублей (510 долларов) при среднем расходе 8 л/100 км и цене бензина 2 рубля 20 копеек за 1 литр. Если не брать в расчет кузовной ремонт - не так и дорого для автомобиля с пробегом 100 тыс. км. А ведь он еще послужит, и о том, что случится дальше, читатели непременно узнают.РАСХОДЫ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ Цена, руб. Детали, расходные материалы, работа Фильтр масляный 20 воздухофильтр 13 Масло 110 Чехол ручки переключения передач 20 Наконечники рулевых тяг 60 Втулки рычага 50 Сход-развал 175 Бензонасос 60 Высоковольтные провода 75 Датчик-распределитель 220 Шпильки крепления распределителя 12 Ремонтный комплект карбюратора 25 Фильтр масляный 20 Воздухофильтр 20 Фильтр тонкой очистки топлива 15 Масло 90 Рулевой механизм 550 Установка рулевого механизма 400 Колодки тормозные передние 40 Замок зажигания 150 Состав "Антигравий" 20 Решетка радиатора 70 Рихтовка, окраска, подготовка к окраске 5170 Фара 260 Всего 7640ЗР 11/98113